Макс Вебер — биография
Макс Вебер – известный немецкий социолог, историк, философ, политический экономист. Благодаря его идеям, общественные науки начали развиваться по новому пути, в особенности социология. Макс Вебер, так же как и Карл Маркс, и Эмиль Дюркгейм, стоял у истоков зарождения социологической науки.
Его работы в сфере социальных исследований, социальных теорий и дисциплины самой социологии помогают рационализировать и «расколдовать» физические и социальные законы. Макс Вебер вместе со своим помощником Георгом Зиммелем создали методологический антипозитивизм, согласно которому социология – неэмпирическая сфера, которой давно пора отделиться от естественных наук, и идти своей дорогой.
Детство
Родился Максимилиан Карл Эмиль Вебер 21 апреля 1864 года в центральном городе Тюрингии – Эрфурте. Он был первенцем в семье Макса и Элены Вебер (до замужества Фалленштейн), после него родилось еще шестеро детишек. Отец Максимилиана – состоятельный и известный государственный служащий, член Национал-либеральной партии. Мама была потомком французских гугенотов, всю жизнь соблюдала свои моральные принципы, соблюдала догмы кальвинизма и стремилась вести аскетичный образ жизни. Отец напротив, любил «земные наслаждения», поэтому со временем отношения с супругой стали несколько напряженными.
Дома у Веберов часто бывали коллеги отца по партии, ученые, местная власть. Они много дискутировали на разные вопросы, а Макс-младший впитывал их разговоры, подобно губке. Политические дискуссии, интеллигентные споры по любым вопросам, многообразие мнений – именно это формировало его мировоззрение. В тринадцать лет Максимилиан написал два исторических эссе, и поднес их родителям в качестве рождественского подарка.
Он очень не любил заниматься с учителями, эти уроки навевали ему тоску и уверенность, что он просто тратит время впустую. Макс не торопился выполнять задания, вызывая у преподавателей злость и раздражение своей нерадивостью. В этом же возрасте он увлекся чтением, прочел 40 томов сочинений Гете и других немецких и мировых классиков.
В 1882 году Макс Вебер стал студентом юридического факультета Гейдельского университета. Спустя некоторое время получил перевод в Берлинский университет. Будущий известный социолог признался, что на первых курсах вел разгульный образ жизни, ему нравились феерические студенческие вечеринки с пивом. Серьезным увлечением того времени стало фехтование.
Но это никоим образом не сказывалось на учебе, Макс демонстрировал отличные знания, и вскоре уже начал нарабатывать себе практический опыт. Он нашел себе работу помощника адвоката. В 1886-м молодой человек отлично сдал экзамен, после которого мог самостоятельно работать.
Спустя три года Вебер блестяще защитил диссертацию и получил степень доктора юридических наук. Он занялся изучением международного права и снова засел за диссертацию, которую собирался представить ученому совету. Одновременно с этим его взяли преподавателем в Берлинский университет, он также консультировал всех желающих по вопросам юриспруденции.
Наука и социология
Кроме юридических вопросов Макс всерьез заинтересовался социологией, а если сказать точно, то социальной политикой. Вебер вошел в «Союз социальной политики», где вместе с такими же, как сам, занимался изучением интересующих его вопросов.
Члены этого сообщества придерживались главного принципа, который гласил, что экономическая наука это инструмент для решения социальных проблем общества в текущей эпохе. Одновременно с этим Макс заинтересовался и политикой, он ступил в левоцентристскую партию.
С 1884 года биография Вебера тесно связана с городом Фрайбург, куда он переехал в качестве преподавателя экономики местного университета. На новом месте Макс быстро обзавелся знакомыми-интеллектуалами, которые вошли в своеобразный «круг Вебера». Он подружился с Робертом Михельсом, Марком Блоком, Вернером Зомбартом.
Вебер по-прежнему отводит много времени на изучение экономики и истории права. Особенно его интересует социология и социальные теории. В те же годы Макс ввел в обиход понятие «понимающая социология».
В 1897 году Вебер-младший поссорился с Вебером-старшим, они не общались на протяжении двух месяцев. Потом отец умер, так и не помирившись со своим старшим сыном. Эта трагедия сильно сказалась на психике Макса, у него началась депрессия, появилась бессонница и нервное напряжение. Вебер бросил преподавательскую деятельность, отправился в санаторий, где провел несколько месяцев. После этого уехал в Италию, и вернулся только в 1902 году, через два года после отъезда.
Все это время ученый подробно фиксировал свое состояние, описал расстройства психики и страхи, которые его преследовали постоянно. Но эти записи были уничтожены его женой, которая побоялась, что они могут навредить карьере супруга, что власти могут запретить публиковать другие работы Вебера, признав его сумасшедшим.
В 1903-м Макс наконец-то восстановил свое психическое здоровье, пошатнувшееся в результате смерти отца, и снова занялся научной работой. Но в университет он больше не вернулся, нашел себе место помощника редактора научного журнала. Спустя год именно на страницах этого издания Вебер напечатал свою основную работу – «Протестантская этика и дух капитализма». Социолог рассматривает вопросы взаимодействия религии и культуры, и то, как они влияют на развитие экономической системы.
Постепенно Макс разочаровывался в деятельности «Союза социальной политики», и в 1909-м принял решение о выходе из него. Вебер нашел себе единомышленников – Вернера Зомбарта, Георга Зиммеля, Рудольфа Голдшида, при поддержке которых создал собственную организацию, получившую название «Немецкая социологическая ассоциация». Возложив на себя функции ее идейного вдохновителя и первого казначея.
В 1912 году Макс вышел из состава и этой ассоциации, и занялся организацией собственной политической партии. Он мечтал объединить под одним началом социал-демократов и либералов, но его инициатива потерпела фиаско.
Когда началась Первая мировая война, Макс одним из первых ушел добровольцем на фронт. Он занимался организацией армейских больниц и полевых госпиталей. Фронтовые будни полностью изменили мировоззрение социолога в отношении экспансии Германии. Если вначале он был ярым приверженцем политики кайзера, то спустя некоторое время превратился в ее ярого критика.
Вебер стал приверженцем демократизации немецкой политической системы, ученый выступал за то, чтобы ввели всеобщее избирательное право и реформы конституции, в частности ратовал за институт президентства взамен существующей в те годы бюрократии. Макс принял решение участвовать в выборах в парламент, выдвинул свою кандидатуру, но не смог набрать нужного количества голосов в свою поддержку.
В 1919-м социолог полностью разочаровался в политике, и вновь вернулся в университет в качестве преподавателя. Несколько месяцев он проработал в Вене, потом поселился в Мюнхене, где стал во главе германского института социологии, при этом, не претендуя на профессорскую должность. Ряд его последних лекций вошли в сборники «Политика как призвание и профессия», «Наука как призвание и профессия» и «Общая экономическая история». Но студенты социолога и его баварские коллеги не одобрили взгляды Вебера на легитимность власти и проводимую ею политику. После Ноябрьской революции под окнами квартиры Вебера собралась демонстрация правых сил, выражавших свое недовольство его воззрениями.
Личная жизнь
Женой известного социолога стала его дальняя родственница Марианна Шнитгер. Он повел ее под венец в 1863 году. Девушка стала его помощницей и верным другом, сама интересовалась наукой и серьезно занималась изучением социологии, теории социальных действий, выступала в защиту прав женщин.
Макс никогда не афишировал свою личную жизнь, а неведение, как обычно, порождает слухи и домыслы. Говорили, что отношения супругов построены на взаимном уважении и общности взглядов, что между ними нет интима, только деловое партнерство. Брак был бездетным.
Женившись на Марианне, Макс наконец-то стал финансово независимым, и получил возможность оставить дом своей семьи. Вместе с супругой Вебер переехал в Фрайбург, где и получил место преподавателя экономики в университете.
После смерти мужа Марианне удалось собрать и опубликовать все труды Вебера, а также издать биографическую книгу, проливающую свет на скрытые до этого стороны жизни известного ученого.
Смерть
Именно в Мюнхене Макс Вебер «подцепил» испанский грипп, так называемую «испанку», которая унесла много жизней. Известный ученый скончался 14 июня 1920 года от пневмонии.
Незадолго до смерти он трудился над своей последней книгой – «Хозяйство и общество», которая вышла уже после его смерти в 1921-1922-м годах при непосредственном участии его супруги Марианны.
Известные работы
- Аграрная история древнего мира
- История хозяйства: Очерк всеобщей социальной и экономической истории
- Исследования по методологии наук
- История хозяйства: Город
- Протестантская этика и дух капитализма
- Феодализм, «сословное государство» и патримониализм
- Патриархальное и патримониальное господство
- Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм