Максим Березовский — биография
Максим Березовский – русский композитор XVIII века, вокалист, автор произведений в жанре духовной музыки. Считается одним из первых создателей хорового концерта в Российской империи.
Детство и юность
Ранние годы в биографии композитора освещены незначительно. Достоверно не удалось установить даже год его рождения. По разным оценкам биографов, это может быть 1725, 1732, 1743 или 1745 год – последний принято считать официальным вариантом. А днем появления Максима на свет полагают 16 октября по новому стилю.
С местом рождения тоже нет ясности. Предположительно мальчик появился на свет в Глухове, Малороссийской губернии, в семье мелкопоместного дворянина или шляхтича Созонта Березовского. Исследователями обнаружен семейный герб Березовских, свидетельствующий о польском происхождении. Предположительно, в семье был еще один сын – Павел Созонтович, потомки которого продолжили род до наших дней.
Детские годы Максима предположительно прошли в Глухове. Есть версии, что именно там он постигал азы хорового искусства. В городе в те годы располагалось хоровое отделение, готовившее солистов для Петербургской капеллы.
О юных годах Березовского известно чуть больше. Предполагается, что после школы Максим продолжил обучение после выпуска из Глуховского музыкального училища в Киевской духовной академии. Но принял ли он сан, доподлинно неизвестно.
Первые достоверные сведения о Максиме Березовском можно найти в документах 1758 года. В них содержится информация о его приеме на должность певца в капеллу в Ораниенбауме. Юноша участвовал в оперных постановках на итальянском языке. Его имя встречается в сохранившихся либретто того времени.
В 1762 году Максим поступает служить в итальянскую капеллу при дворце императора. Здесь его педагогом был знаменитый вокалист Гарани. А дополнительно юноша брал уроки у директора капеллы Зопписа. Биография Березовского включает и упоминания о его обучению композиторскому искусству у знаменитых придворных мастеров того времени. Вскоре Максим создает свои первые самостоятельные произведения. А при дворе остается в качестве певца и композитора до конца 60 годов XVIII века.
В этот период своей жизни Максим сочиняет преимущественно церковную музыку – песни и концерты на религиозные темы, для хорового и акапельного исполнения. Именно отсутствие инструментального сопровождения стало в дальнейшем основой для творчества композитора. Он стремился приблизить свою музыку к духовным канонам православной традиции, где мелодия также не сопровождает хоровое пение. По оценкам современников, Березовский преуспел в творчестве. Его произведения сравнивали с кантиленой. А следующим этапом в творческих опытах молодого композитора стали еще более сложные произведения – кантаты.
В начале 60 годов XVIII века Максим создает одно из самых известных своих произведений – концерт «Не отвержи мене». Точная датировка затруднена из-за того, что рукописные версии не печатались, а расходились путем самиздата. Концерт снискал заслуженную популярность. Его неоднократно исполняли на публике.
В 1769 (по другим данным в 1765) году Максим поступает в Болонскую филармоническую академию, по направлению императорского двора. Учебное заведение при наставничестве Джованни Мартини он окончил блистательно, получив диплом с отличием. Его преподаватель, священнослужитель, был знаменитым в то время скрипачом, клавесинистом, музыковедом, очень уважаемым и авторитетным. Интересно, что ту же академию за несколько месяцев до Максима покинул другой знаменитый выпускник – Вольфганг Моцарт. В качестве выпускного задания Березовский вместе с однокурсником Мысливечеком написал полифоническую пьесу для четырех голосов. Оригинал нотной партитуры хранится в архиве академии. По окончанию учебы, в 1771 году, Максим стал членом филармонического сообщества выпускников. В звании академика он уже мог претендовать на гораздо более высокие должности.
Творчество
Последующие годы выпускник Филармонической академии Березовский живет в Италии. Здесь н пишет свою первую и единственную оперу – «Демофонте» с либретто итальянца Метастазио. Ее успешно поставили в Ливорно в 1773 году. Опера была создана в классической традиции того времени, вполне соответствовала вкусам итальянской публики. Создал ее Максим к традиционному карнавалу, устраиваемому зимой.
Затем Березовский отправился в Пизу и Венецию. Здесь он продолжил обучение, получал стипендию за старания. В этот период своего творчества он создал 3 сонаты для клавира и симфонию. Интересно, что ноты произведений обнаружили итальянские архивисты, гораздо позже. Предполагается, что также был написан концерт и, возможно, кантата. Но их судьба остается неизвестной.
После этого Максим возвращается в Петербург. В 1773 году он поступил на должность сотрудника императорского театра, а через 8 месяцев занял пост капельмейстера придворной капеллы – ответственную, и весьма почетную должность.
Для нового назначения Максиму Созонтовичу было необходимо сдать экзамен. К счастью, итальянского образования было достаточно. Биографы предполагают, что выпускался из Болонской академии Максим уже как капельмейстер.
Новое назначение противоречит утверждениям ранних биографов о том, что Березовский не получил признания у современников. Собственное недовольство композитора было вызвано скорее тем, что в России того времени просто не было учебных заведений, соответствовавших его академическому статусу. А значит, передавать опыт было некому.
Известные произведения
Творческая судьба Березовского тоже была полна сюрпризов. В ранние годы он прославился сочинением духовной музыки. Удивительно, но самые известные свои произведения этот композитор создал в возрасте 13-15 лет.
Значительная часть творческих успехов Максима Созонтовича сохранена благодаря духовному назначению музыки. Он создал произведения для исполнения на Божественной литургии и причастии, хвалебную песнь с текстом на английском языке и Unser Vater на немецком. Тем же периодом датируются и несколько концертов. Текстовое наполнение к большинству произведений составляют псалмы на церковнославянском языке.
Березовский предпочитал создавать лирические композиции. Но были в его арсенале и торжественные панегирики – «Хвалите Господа с небес» №3 и «Радуйтесь о праведных».
По хоровой фактуре произведения композитора тоже довольно разнообразны. Если говорить о духовной музыке, среди них есть и полифонические вариации, и те, что структурированы гармонично. Яркими примерами того периода творчества можно назвать: фугу «Хвала Господу с небес» №2, гимны «По всей земле», «Благословен тот, кто избрал». Эти произведения нередко соотносят с традициями литургического пения, характерного для Киевской духовной академии.
Всего Березовский создал 12 известных концертов. Один опубликован капеллой при его жизни. Еще 11 были обнаружены исследователями только в XXI веке.
Единственная опера Березовского – «Демофонте», полностью не сохранилась. Остались партитуры 4 арий к ней. И по ним можно судить о том, что Максим Созонтович был неплохо знаком не только с неаполитанской, но и с венецианской традицией оперного пения. Его музыку отличает нежность и лиричность, мелодичность и гармония.
О том, что Березовский писал не только хоровые партии, но и инструментальные произведения, биографам хорошо известно. До наших дней дошло одно из них – соната для скрипки и клавесина. Ее рукопись долгие годы хранилась в Париже, в архиве Национальной библиотеки. Соната трехчастная, с энергичным началом и концовкой, но с заметно более медленной средней частью. Лирическое произведение создано в том классическом стиле, который доминировал в Европе во второй половине XVIII века.
Последним из обнаруженных произведений Максима Березовского стала симфония до мажор. Ее обнаружили случайно, в архивах Ватикана. Произведение привлекло внимание американского дирижера Стивена Фокса. И он предал свою находку огласке. Впервые оно прозвучало в исполнении оркестра лишь в XXI столетии.
Личная жизнь
О личной жизни Максима Березовского также известно немного. Он был женат один раз, на балерине кордебалета, известной под именем Францина Юбершер, предположительно восточноевропейского происхождения. Брак заключили в 1763 году, пару связывали совместные выступления, служба при дворе, но затем супруги расстались. Максим отправился в Италию один – возможно, его стипендия просто не предусматривала содержания пары. О дальнейшей судьбе Францины сведений нет. Возможно, она умерла или просто оформила развод с мужем.
Существует легенда о том, что у Березовского был роман с княжной Таракановой. Достоверно известно, что они были хорошо знакомы. Но подтверждений тому, что отношения носили романтический характер, не сохранилось. Знакомство с овеянной мифами претенденткой на русский престол Максим Созонтович свел случайно. Княжна пришла на премьеру его оперы в Ливорно, и высказала свое восхищение композитору.
По одной из версий этой легенды, Березовский пригласил даму на обед. Причем не просто так – по некоторым сведениям его просил об этом граф Орлов, выполнявший поручение императорского дома по возвращению беглой самозванки в Россию. В итоге, приятное знакомство оборвалось. Княжну увез на корабле граф Орлов. А Березовский, вместе с ними вернувшийся в Россию, так и не воспользовался его протекцией в дальнейшем, чтобы основать собственную школу пения.
Но историки оспаривают этот факт. К тому времени, как княжна прибыла в Россию, Максим Созонтович уже вернулся из Италии.
Смерть
Максим березовский покончил жизнь самоубийством в апреле 1777 года (по другим версиям умер от болезни). Точных данных об обстоятельствах его смерти не сохранилось. Последние годы композитор провел в бедственном положении, борясь с нищетой, совершенно один. Был замкнут и нелюдим. Все это, по мнению биографов, может служить подтверждением его душевного расстройства. Подтолкнуть к самоубийству Максима Созонтовича могли и многочисленные интриги, которые плелись против него недоброжелателями в капелле. Свое творчество композитор считал заслуживающим более высокой оценки.
Впрочем, куда более реалистичной причиной ранней смерти талантливого композитора биографы видят лихорадку, приведшую к воспалительным процессам в мозгу. От нее Березовский и скончался, хотя медицинских подтверждений этому нет. Средства на его погребения получал из казны коллега-певчий.
Посвящение
В одном из последних фильмов Андрея Тарковского – «Ностальгия», снятом в Италии, главный герой путешествует, чтобы узнать больше фактов из биографии композитора Сосновского. Его прототипом стал Березовский, жизнью которого режиссер очень интересовался.