Мария Монтессори – врач и педагог из Италии, создала уникальную педагогическую систему, в основе которой свободное воспитание.
Как точно заметил Антуан де Сент Экзюпери, мы все родом из детства. Все то, что заложено в человеке в детском возрасте в итоге станет фундаментом для взрослой жизни. Это очень хорошо понимала Мария Монтессори, которая создала систему воспитания детей, равной которой в мире больше нет. Она открыла удивительный метод, позволяющий развивать не только здоровых детишек, но и родившихся с отклонениями. Система очень продумана, технологична и уникальна, способствует развитию интеллекта и используется во многих странах до сих пор.
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в провинциальном итальянском городишке Кьяровалле. Она была единственным ребенком крупного чиновника Алессандро Монтессори и его супруги Ренильде Монтессори. По материнской линии предками Марии были ученые и священники Стоппани. Мама сама занималась образованием любимой дочери.
Училась девочка легко, особенно любила математику. Если мама вела Марию в театр, то она и туда умудрялась захватить с собой учебник и во время представления продолжала решать задачки, находя неординарное решение для каждой из них. Мечтой девочки была техническая школа, однако она предназначалась только для юношей, ни одна девушка не переступила ее порог. Но Мария славилась своей настойчивостью, и именно эта черта характера помогла ей одержать первую победу. В возрасте двенадцати лет, благодаря родительской поддержке, ей удалось добиться разрешения посещать это учебное заведение. Мария поступает на учебу, и спустя несколько лет успешно оканчивает школу. Именно тогда она приняла решение, что когда-нибудь добьется того, чтобы все имели возможность учиться там, где им хочется, не зависимо от половой принадлежности.
После этого Монтессори всерьез занялась естествознанием, и в 1890-м пытается получить профессию детского врача. И снова она столкнулась с проблемой – учеба в университете и медицинская практика разрешалась исключительно мужчинам. Отец отговаривал Марию от ее выбора, пытался вразумить, даже не разговаривал с ней некоторое время. Однако надо было знать Марию, целеустремленности и упорства ей было не занимать, и, в конце концов, она добивается своей цели. Вначале ее приняли в качестве вольного слушателя, а потом, поразившись ее успехам, преподаватели зачислили девушку в студенты.
Учиться было сложно. Практику в морге она проходила ночью в полном одиночестве, потому что ей не хотелось лишний раз становится объектом насмешек юношей-однокурсников. Так как отец с ней не разговаривал, соответственно, не давал и денег на обучение. Поэтому в поисках заработка девушка поступила на работу в университетскую клинику, в которой находились дети, имеющие разные патологии развития. Ими никто не занимался, никто не учил их проводить время с пользой для развития и формирования личности. Глядя на этих несчастных детей, Монтессори поймала себя на мысли, которую она потом воплотила в созданной ею системе – дети должны расти в специальной развивающей среде, позволяющей им познать мир, основные достижения человека. Ребенок должен быть готов к взрослой жизни еще будучи дошкольником.
Во время защиты диплома Монтессори должна была выступить с лекцией. В тот день ее отец случайно зашел в университет, и увидел, что после прочтения лекции ее дочь наградили громкими овациями, что присутствующая публика и преподаватели в восторге от его девочки. Алессандро наконец-то простил свою дочурку и наступило примирение. Благодаря своему упорству Мария снова добилась поставленной цели – она первый доктор-женщина в стране. Трудовая биография молодого специалиста началась с клиники Сан-Джовани, куда ее взяли ассистентом. Параллельно с этим она вела частную врачебную практику. Мария выступала с интересными лекциями, которые печатались в изданиях Европы.
В период 1897-1898 годов Мария посещает занятия по педагогике, знакомится с научными трудами по восприятию и образованию детей. Среди ее пациентов появились умственно отсталые дети, и чтобы научиться с ними обращаться, Мария руководствуется книгами двух французских ученых – Эдуарда Сегена и Жана-Поля Гаспара Итара. Она занялась переводом этих трудов на итальянский, собственноручно переписала шесть сотен страниц вручную, исписала несколько толстых тетрадей. Труды французов стали для нее отправной точкой, толчком к продолжению работы с трудными пациентами. Из работ Сегена она усвоила одну истину – если заниматься с больными детьми по особой методике, то из сотни идиотов 25 точно могут впоследствии стать полноценными людьми.
Воспитанников Марии допустили к сдаче экзаменов вместе с обычными детьми, окончившими начальную школу при муниципальном совете в Риме. Их результаты были выше, чем у нормальных детей, и это стало первой победой системы обучения Монтессори. Правительство страны дало добро на создание Ортофренического института, который бы готовил кадры педагогов для работы с умственно отсталыми детишками. В 1898-м Марию назначили на должность руководителя этого института, которую она занимала до 1900-го.
В 1901 году Монтессори поступает в Римский университет. Она изучает философию, параллельно штудирует экспериментальную психологию, педагогическую антропологию. Мария возглавляет кафедру антропологии, принимается за написание научного труда «Психологическая антропология», выступает с лекциями на тему: «Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его».
Благодаря итальянскому миллионеру Эдуардо Таламо, который согласился поддержать Марию финансово, она открыла «Дом ребенка», первую школу, в которой учились нормальные, хотя и очень запущенные дети. С того самого времени и все последующие 45 лет, Мария воспитывала и учила здоровых деток.
Школа «Дом ребенка» работала на основе принципов Монтессори. Все было налажено так, чтобы разные возрастные категории детей чувствовали себя одинаково комфортно. Педагоги пользовались математическим, сенсорным и языковым материалом, который был выпущен пока в единственном экземпляре. Мария видела, что дети занимаются с большой охотой и энтузиазмом. Она наблюдала, как правильное решение приходит к ребенку на инстинктивном уровне, который заложен в каждом индивидууме от природы, как инстинкт помогает активировать энергию и энтузиазм, и от этого дети выполняют такие задания, решения которых нельзя добиться, используя привычные педагогические приемы.
Монтессори призывала всех к пониманию природы естественного развития маленького человека, использованию уникальной автодидактической среды, любви и уважению к ребенку.
Применение этих законов в совокупности с интересной подачей материала в группах разного возраста принесло невероятные результаты. Гостями «Дома ребенка» стали педагоги разных стран, систему Монтессори начали внедрять ее ученики и последователи.
В 1909 году Мария стала организатором первого международного учебного семинара, на котором присутствовали свыше сотни педагогов из самых разных стран. В то же время она издает свой новый труд под названием «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга стала всемирно известной, ее перевели на все основные языки. Вышла она и на русском.
В 1913 году Монтессори выступает с лекциями в Америке, и результатом этого становится основание Монтессори-ассоциации в Вашингтоне. Инициатором ее создания стал известный изобретатель Александр Белл и его супруга, а обязанности попечителя возложили на дочь американского президента Вильсона.
Спустя некоторое время Мария снова посещает Штаты, теперь ее выступление прошло в «Карнеги-холле». После этого она награждена двумя золотыми медалями Панамско-Тихоокеанской выставки.
Гостем «Дома ребенка» стала и Татьяна Сухотина-Толстая, дочь известного русского писателя Льва Толстого. Она побывала там еще в 1910 году, и пришла к выводу, что в этой школе находят свое воплощение педагогические идеи ее отца. В 1914 году в Доме ребенка побывала группа российских общественных деятелей, откомандированных в Италию Российским министерством народного образования. В их числе была и Юлия Фаусек, которая способствовала распространению в России метода Монтессори.
По приказу правительства Италии, Мария в 1922 году занимает должность государственного инспектора школ. В 1929-м в партнерстве с родным сыном Марио, Монтессори инициировала организацию Международной Монтессори Ассоциации (АМИ), которая не прекратила своей деятельности и сейчас.
Метод Монтессори становится все более популярным в Европе. Мария побывала в Испании, потом в Англии, где познакомилась с Ганди. Последователями ее учения стало немало известных психологов. Среди ее учеников был Жан Пианс, Эрик Эриксон, а Фрейд однажды произнес, что там, где есть Монтессори, в нем не нуждаются.
В 1934-м Мария была вынуждена навсегда покинуть родину. Причиной стало противостояние с фашистским правительством Муссолини. Ее звали американские друзья, но женщина не хотела привязываться к определенному месту, сама себя считала человеком мира.
Вначале Монтессори уезжает в Испанию, потом в Голландию, а когда началась Вторая мировая война, она жила в Англии. Но оттуда ей пришлось уехать по той причине, что она была гражданкой Италии, государства-противника. В это время Монтессори получает приглашение от индийского теософского общества и вместе с сыном уезжает на долгих семь лет. Мария выступала с лекциями в Мадрасе, Карачи, потом в Кодайканале, где впоследствии открыла собственную школу. Прославленный педагог считала, что именно в Индии ее метод наиболее близок духовному миру местных жителей. Именно в то время она занялась разработкой следующей ступени развития, предназначавшейся для обучения детей в возрасте от 6 до 12 лет.
Монтессори принадлежат следующие слова, с которыми она обратилась к человечеству: «У нас есть проблема, взрослые хотят быть в центре внимания цивилизации. Если власти начнут пристальнее смотреть на детей, заглянут в детскую душу, то возможно, нам удастся создать мирный мир. Образование является оружием мира».
После окончания войны Монтессори переехала в Нидерланды. В 1952 году она издала свою последнюю работу под названием «Разум ребенка». Мария сумела не просто основать новое направление педагогики, в котором упор ставился на важность развития детей в первые три года жизни, она постепенно прививала взрослым мысль о том, что дети – другие!
Умница и красавица Мария могла бы с легкостью устроить свою личную жизнь, однако большую часть своего времени она отдавала педагогике. Мария никогда не состояла в официальном браке, хотя у нее был любимый человек – доктор Джузеппе Монтесано. Они вместе работали в римской психиатрической клинике, он стал отцом ее единственного сына Марио, родившегося в 1898 году. Они не поженились, потому что мать жениха была категорически их брака, Марио считался незаконнорожденным. Католическая Италия не приветствовала таких отношений, ситуация складывалась очень сложно и для самой Марии и для ее сына. Поэтому было принято решение отдать его на воспитание в обычную деревенскую семью, где мальчик и жил до десятилетнего возраста. Только после этого Мария смогла забрать сына и больше никогда с ним не расставаться. Марио продолжил дело матери, именно он стоял во главе АМИ до 1982 года, пока был жив. Благодаря ему аналогичные Ассоциации открылись и существуют и поныне в Италии, Германии, России, Франции, Китае.
В мире насчитывается тысячи Монтессори-школ, в 1988 году ЮНЕСКО приняло решение о внесении имени Марии Монтессори в число педагогов, которые создали новое педагогическое мышление 20-го века. С тех пор ее имя стоит в одном ряду с такими педагогами, как Джон Дьюи, Георг Каршенштецнер, Антон Макаренко.
Сердце Марии Монтессори перестало биться 6 мая 1952 года. Она умерла в Голландии, в небольшом городке Ноордвик-ан-зее.
Комментарии
К главе Мария Монтессор в молодомсти прикреплена фотография Юлии Фаусек, русского педагога, ученицф М.Монтессори. Грубейшая ошибка. Свидетельство не знания сути