Маркиз Де Сад — биография
Маркиз Де Сад (настоящее имя Донасьен Альфонс Франсуа, граф де Сад) — французский аристократ, политик, писатель и философ. Он был проповедником идеи абсолютной свободы, которая не ограничивалась бы ни нравственностью, ни религией, ни правом. По его имени сексуальное удовлетворение, получаемое путём причинения боли или унижений другому человеку, получило название «садизм».
Детство
Предки Донасьена Альфонса Франсуа де Сада были обладателями графского звания. Его дедушка впервые в семье получил титул маркиза, после чего стал известен как маркиз де Сад, хотя в документах его чаще именовали маркизом де Мазан. Его отец носил титул графа де Сад. В семью де Садов по женской линии входила Лаура де Нове, которую считали родственницей Лауры, музы и любви итальянского поэта Франческо Петрарки. Садовы принадлежали к «дворянству шпаги», позволяющему наследовать титулы. Тем не менее, документального подтверждения перехода маркизского титула к отцу и самому Донасьену не сохранилось, вызывая споры о его законности как маркиза. В различных источниках Донасьен упоминается как маркиз, так и граф. Несмотря на это, в литературе он зафиксирован как маркиз де Сад.
Донасьен Альфонс Франсуа де Сад родился 2 июня 1740 года в Париже, в замке Конде. Его отец, Жан-Батист Жозеф Франсуа, граф де Сад, был наместником в нескольких провинциях и посланником при кёльнском курфюрсте до получения графского титула. Мать Донасьена, Мари-Элеонор де Майе-Брезе де Карман, занимала должность фрейлины у принцессы де Конде.
Мари-Элеонор стремилась к тому, чтобы между её сыном и наследником принца де Конде возникли дружеские отношения, способствующие карьере Донасьена. Однако юный де Сад не проявлял интереса к принцу и даже был выслан из дворца за конфликт, после чего переехал к родственникам в Прованс.
В 1745 году Донасьена отправили к дяде, аббату де Саду (или д’Эбре), который взял на себя его воспитание. Де Сад провёл детство в старинном замке, где ему нравилось проводить время в одиночестве. Эти воспоминания он сохранил на всю жизнь. Аббат представил ему мадам де Сен-Жермен, которая стала ему как вторая мать.
В 1750 году Донасьен вернулся в Париж для учёбы в Иезуитском колледже д’Аркур, живя с Жаком Абле. После развода родителей его мать ушла в Кармелит, где умерла в одиночестве.
В 1754 году Донасьен поступил в кавалерийское училище, стремясь к военной карьере. Получив звания и награды за отвагу в Семилетней войне, он стал корнетом карабинеров и позже ротмистром Бургонского полка. В 1763 году он ушёл в отставку и вернулся в Париж, где начал активно участвовать в светской жизни.
Де Сад привлёк внимание младшей дочери господина де Монтре, президента налоговой палаты Франции. Однако отец девушки был против свадьбы, предпочтя выдать за де Сада свою старшую дочь, Рене-Пелажи Кордье де Монтре. Бракосочетание состоялось 17 мая 1763 года с благословения короля Людовика XV и королевы. Вскоре после свадьбы из-за скандального поведения в увеселительных заведениях де Сад был арестован и заключён в башню Венсенского замка, но уже 13 ноября был освобождён и отправлен в ссылку в Нормандию, на поместье Эшофур, принадлежащее семье его жены. 11 сентября 1764 года он получил разрешение на возвращение в Париж.
Дальнейшая жизнь
В этом произведении де Сад обсуждает сложные вопросы морали, религии и свободы личности, что в дальнейшем стало характерной чертой его работы. Таким образом, несмотря на многолетние тюремные заключения, творческий потенциал маркиза не иссякал, а, наоборот, обретал новые горизонты.
На протяжении следующих лет жизнь Донасьена де Сада продолжала оставаться полной трагедий и скандалов, но его литературное наследие постепенно завоевывало признание среди определённых кругов интеллектуалов и художников. Его произведения, полные откровенности и вызова общественным нормам, спровоцировали многочисленные дебаты о пределах искусства и морали.
В 1789 году, в разгар Французской революции, де Сад был временно освобождён из Венсенского замка благодаря амнистии, объявленной в честь взятия Бастилии. Однако его свобода была кратковременной: уже через несколько месяцев он снова оказался за решеткой по обвинению в «распространении развратных идей».
После освобождения в 1790 году де Сад пытался наладить свою жизнь в Париже, где начал активно участвовать в политической деятельности и продолжил писать. В те годы он написал несколько политических памфлетов, выступая в защиту прав человека и свободы слова, что показывает его глубокую вовлеченность в идеалы революционного движения.
Однако с новым режимом пришли новые репрессии. В 1801 году по приказу Наполеона Бонапарта де Сад вновь был арестован, на этот раз его обвинили в публикации «Жюстин, или Несчастья добродетели», книги, вызвавшей широкий резонанс своими скандальными сценами. Де Сад провёл последние годы своей жизни в психиатрической клинике Шарентон, где и умер 2 декабря 1814 года, оставив после себя сложное наследие, которое продолжает вызывать споры и дискуссии о его личности и творчестве.
Таким образом, жизнь маркиза де Сада была полна контрастов и противоречий, его имя и сегодня остаётся символом борьбы за свободу выражения, несмотря на многочисленные скандалы и судебные преследования. Его произведения, хоть и оспариваемы многими, оказали значительное влияние на европейскую литературную традицию, затрагивая глубинные философские и этические вопросы.
Участие в революции
В последние годы своей жизни Донасьен де Сад оставался продуктивным писателем, несмотря на тяжелые условия в Шарантоне. Свои пьесы он не только писал, но и инсценировал, что служило источником утешения и развлечения для других пациентов. Это время стало свидетельством его непоколебимого духа и творческой упорности.
Мари Констанс Кене, которая сопровождала его в последние годы жизни, оказала значительное влияние на его душевное состояние. Их взаимодействие и общение дали де Саду дополнительную мотивацию продолжать свои литературные исследования и эксперименты, даже находясь в стенах лечебницы.
В эти годы де Сад продолжал обращаться к темам свободы, власти и человеческого влечения, что было характерно для его более ранних работ, но его поздние тексты отличались большей сдержанностью и философской глубиной. Он размышлял о судьбе человека в обществе и его месте в мире, что отражалось в его драматургии.
Также де Сад пробовал свои силы в жанре фарса и комедии, что позволяло ему изучать человеческую натуру с иронией и критикой, часто затрагивая табуированные темы с обострённым чувством сатиры. Эти работы, хотя и были намного менее провокационными, чем его ранние романы и трактаты, продолжали вызывать интерес у ограниченной аудитории.
Сценарии, написанные в Шарантоне, были не просто способом скоротать время, но и средством для де Сада оставаться ментально активным и влиять на тех, кто окружал его в последние годы. Его произведения, исполненные в доме для душевнобольных, служили не только развлечением, но и способом поддержания социальных связей с другими пациентами и персоналом.
Таким образом, последние годы жизни маркиза де Сада проливают свет на его сложную личность: человека, преследуемого обществом за свои убеждения и жизненные выборы, но продолжающего творить и искать смыслы даже в самых трудных обстоятельствах.
Философские идеи
В период своего пребывания в Италии в 1774 году маркиз де Сад углубился в изучение оккультизма и продолжил свою драматургическую деятельность. Его творческий вклад включает в себя 14 романов, 6 исторических трудов (тексты которых, к сожалению, не сохранились), 2 эссе, 18 пьес и 9 политических памфлетов. Маркиз де Сад оставил значительный след в культуре: о его жизни и работах было снято 9 фильмов и создано 12 литературных произведений других авторов.
Донасьен де Сад известен своим радикальным подходом к философии и общественным взглядам. В своих произведениях он не просто описывал экстремальные сексуальные сцены, но и затрагивал глубокие философские вопросы. Основным противоречием в его взглядах было деление общества не на множество слоев, а на два основных класса: рабы и хозяева. Это отражение его критического восприятия структуры власти и господства в обществе.
Маркиз де Сад также был одним из первых, кто выразил опасения по поводу перенаселения Земли и предложил крайне спорные решения в виде массовых войн как метод борьбы с дефицитом природных ресурсов. Однако основной лейтмотив его творчества и жизни заключался в полном отрицании устоявшихся моральных, нравственных и религиозных норм. По мнению маркиза, истинное самоосуществление человека возможно только при освобождении от этих догм, что является единственным путем к истинному счастью и граничащему с безумием наслаждению.
Такие радикальные идеи Донасьена де Сада вызывали и продолжают вызывать живые дискуссии о границах личной свободы, этики и роли индивидуальности в обществе, подчеркивая его значимость как одного из самых спорных фигур в истории европейской мысли.
Личная жизнь
После возвращения в Париж, высокий и статный дворянин с военным прошлым, Донасьен де Сад планировал связать себя узами брака с младшей дочерью президента налоговой палаты Франции. Однако отец девушки отказал ему, предложив вместо этого руку старшей дочери, Рене-Пелажи Кордье де Монтре. Свадьба, получившая благословение самого короля и королевы, состоялась в мае 1763 года.
Семейная жизнь оказалась не по душе Донасьену, который предался распутному образу жизни, частым пьянкам и посещениям публичных домов, что привело к его аресту и изгнанию из Парижа. Однако уже на следующий год король разрешил ему вернуться.
Три года спустя, после смерти отца, де Сад унаследовал имение, земли и титул королевского наместника в нескольких провинциях. В то же время в Париже его жена родила ему сына Луи-Мари. Ни возраст, ни рождение первенца, ни новые обязанности не смогли изменить бурный характер маркиза.
В октябре 1767 года по Парижу распространились слухи о предложении маркиза де Сада молодой певице стать его официальной любовницей за деньги. Она отказалась, а уже на следующий год де Сад вновь оказался в тюрьме по обвинению в изнасиловании Розы Келлер. Он был освобожден после уплаты штрафа по личному указу Людовика.
В попытке замять скандал, де Сад вернулся на военную службу, получив через год звание полковника. Вернувшись к светской жизни, он разослал приглашения на премьеру своей пьесы, прошедшей на его родовом поместье.
Однако через полгода вспыхнуло «Марсельское дело». Де Сад и его слуга были обвинены в разврате с четырьмя девушками, которых они угостили шпанской мушкой — запрещённым афродизиаком. После оргий девушки обратились к врачам, а затем в суд с обвинениями против маркиза. После обыска поместья, не обнаружив улик, де Сад, опасаясь наказания, скрылся.
Суд приговорил мужчин к смертной казни. В Париже сожгли чучела маркиза и его слуги, но оба смогли избежать реального наказания, бежав в Италию вместе с сестрой жены де Сада.
Смерть
Маркиз де Сад скончался 2 декабря 1814 года в психиатрической клинике Шарантон от приступа астмы. Смерть принесла окончание его многолетним страданиям и противоречиям, но даже после смерти вокруг его имени не утихли споры и интриги. Предсмертная воля маркиза, по которой он выразил желание быть похороненным без вскрытия и религиозных обрядов, была нарушена. Несмотря на его завещание, тело Донасьена было вскрыто для установления причины смерти, что было обычной практикой того времени.
Священник по имени Ленорман, который, вероятно, должен был провести похороны в соответствии с волей де Сада, не был уведомлён вовремя. В итоге маркиза похоронили с христианскими обрядами на кладбище Сен-Морис, что также противоречило его последней воле. Существуют разногласия относительно точной даты похорон; по некоторым источникам, это произошло 4 или 5 декабря 1814 года. Альтернативная версия утверждает, что де Сад был похоронен в уединенном углу своего собственного имения, что могло быть его оригинальным желанием.