Матвей Казаков — биография
Матвей Казаков – русский зодчий, автор проектов по перестройке московских зданий во времена правления Екатерины II. Знаменитый представитель русской псевдоготики и приверженец классицизма.
Русский зодчий Матвей Казаков вошел в историю, как основоположник русского классицизма. Именно благодаря его работе Москва, которую петербуржцы называли «большой деревней», превратилась в прекрасный город со множеством современных зданий. Удивительно, но у автора самых знаковых московских проектов высшего архитектурного образования не было, а успехов в этой науке он добился благодаря упорству и природному таланту.
Ранние годы
Талантливый зодчий родился 9 октября 1738 года в небогатой семье москвичей. В детстве мальчик посещал Космодемьянскую церковь, где вместе с другими детьми из скромных семей постигал общеобразовательные науки.
Увлечение архитектурным делом у Матвея появилось еще в юности. Парень мог часами наблюдать за работой строителей, возводивших здания неподалеку от его дома. Забираясь на леса, он делал зарисовки домов и мечтал, что когда-нибудь станет создавать собственные архитектурные шедевры.
Когда скончался Казаков-старший, мать юноши решила отдать его в специализированное образовательное учреждение для будущих зодчих. На запрос женщины в Сенат пришло положительное решение, и в 1751 году Матвея определили в школу архитектуры князя Ухтомского.
Основой образовательной методики здесь были труды знаменитых итальянцев Андреа Палладио, Марка Витрувия и Жакома да Виньолы. Помимо трактатов европейских зодчих, ученики изучали творчество древнерусских мастеров. Постепенно у студента сформировался собственный стиль, в котором переплелись зарубежная классика и лучшие традиции отечественных творцов.
Студент не ограничивался теорией, стараясь применять полученные знания на практике. По собственной инициативе он выезжал на объекты, чтобы произвести замеры тех или иных зданий. Со временем Матвей начал принимать участие в работах по реставрации ветхих сооружений, в том числе части Кремля.
Однажды талантливого молодого человека заприметил представитель елизаветинского барокко Дмитрий Ухтомский и вскоре пригласил его на должность своего младшего ассистента. В те годы князь вел активную строительную деятельность, направленную на обновление архитектуры Москвы. Самыми известными его проектами стали кремлевский Арсенал, Главная аптека и дворец у Красных ворот. Также Дмитрий Васильевич занимался реконструкцией зданий Московского университета, которые ранее использовались в качестве присутственных мест. Незаменимым помощником князя в этом деле стал скромный юноша по имени Матвей Казаков.
Начало карьеры
Когда Ухтомский ушел на заслуженный отдых его место занял Петр Никитин, находившийся на посту первого помощника. В свою очередь, должность Никитина досталась Казакову. Совместно с коллегами Матвей участвовал в восстановлении Твери, почти полностью выгоревшей после пожара 1763-го. Архитекторы реализовали грандиозный проект по возведению продуктовых магазинов, жилых и административных зданий, общественных пространств. Также команде доверили восстановление главного здания города – Путевого дворца императрицы.
Самостоятельные проекты
После восстановления Твери Матвей Федорович стал одним из ведущих архитекторов страны. Помимо государственных, зодчий стал получать огромное количество частных заказов. Первым крупным проектом мастера стал храм в подмосковном селе Рай-Семеновское. Далее последовала еще одна грандиозная стройка: по заказу Ивана Бецкого зодчий спроектировал фасад и всю инфраструктуру Воспитательного дома в Москве.
Каким бы ни было печальным событие, связанное с пожаром в Твери, именно оно стало толчком для начала градостроительных реформ в России. Возгорания в городах чаще всего происходили из-за слишком плотной застройки и извилистых улочек. Именно по этой причине на государственном уровне было принято решение о начале масштабной реконструкции Москвы и других городов.
В конце 1760-х архитектор начал сотрудничать с «Экспедицией по строению Кремлевского дворца», выполнявшей госзаказы. Партнером Казакова стал главный архитектор Василий Баженов, который занимался возведением главного здания на Красной площади Москвы. Сотрудничество со знаменитым зодчим стало для Казакова лучшей архитектурной школой в его жизни. Даже когда Матвей Васильевич получил статус самостоятельного специалиста, от работы с Баженовым он не отказался.
По распоряжению императрицы Екатерины II в 1776-м мастер начал работу над Петровским путевым дворцом. Это здание предназначалось для отдыха царственных особ после долгого путешествия из Петербурга в Москву. Архитектурный ансамбль был выполнен в классическом стиле и состоял из главного здания с флигелями и нескольких хозяйственных построек. Интересным решением зодчего стало сочетание теремного боярского крыльца с готическими окнами и другими элементами разных архитектурных стилей.
После завершения этого проекта на Казакова посыпались государственные и частные заказы. Одним из знаковых в биографии мастера стал проект по строительству здания Сената в стиле русского классицизма. По признанию москвичей, это строение отлично вписалось в уже имеющийся ансамбль Кремля. Главный акцент создатель сделал на круглом зале здания и потрясающих размеров куполе, поддерживаемом коринфскими колоннами. На стенах зала разместились барельефы с изображениями знаменитых русских деятелей, в том числе портреты Екатерины Великой. Пышность убранства дворца поразила посетителей настолько, что его стали именовать русским пантеоном. Труды мастера были оценены высоко, императрица осталась довольна.
Вскоре Матвей Васильевич начал работы по возведению Московского университета. Строительство, начатое в 1782 году, продолжалось около десяти лет. По задумке творца, здание вуза должно было получиться простым, строгим и величественным. Вычурные декоративные элементы мастер отверг, также, как и большое количество барельефов и скульптур. В результате получилось здание, напоминающее огромную усадьбу в классическом стиле, которая гармонично вписалась в архитектуру Москвы. Параллельно со университетом Казаков перестраивал бывший дом князей Долгоруких для размещения в нем Московского благородного собрания.
Личная жизнь
Музой архитектора стала женщина по имени Варвара Алексеевна, родившая ему шестерых детей – Аграфену, Елизавету, Екатерину, Василия, Матвея и Павла. Судя по свидетельствам современников зодчего, его личная жизнь сложилась благополучно.
Смерть
В 1806 году Матвей Васильевич оставил практику и ушел на заслуженный отдых. Во время Бородинского сражения дети перевезли отца в относительно безопасную Рязань. Находясь в эвакуации, зодчий получил весть о пожаре в Москве, что стало для него страшным ударом.
Знаменитый русский архитектор ушел из жизни 26 октября 1812 года, находясь в чужом городе. Могила Казакова находится на территории Рязанского Троицкого монастыря.
Крупные проекты
- Пречистенский дворец
- Церковь Спаса в селе Райсемёновское
- Дом архиепископа Платона, впоследствии Малый Николаевский дворец
- Здание Сената в Московском Кремле
- Петровский подъездной дворец
- Церковь Филиппа Митрополита
- Здания университета на Моховой
- Благородное собрание
- Петровское-Алабино
- Бутырская тюрьма
- Большой Царицынский дворец
- Генерал-губернаторский дом на Тверской
- Дом А.П. Ермолова на Тверской
- Дом М.Р. Хлебникова
- Дом А.Н. Голицына на Лубянке
- Дом А.А. Прозоровского на Тверской
- Дом И.Г. Хрящёва на Ильинке
- Дом И.С. Гагарина в Армянском переулке
- Дом Н.С. Калинина и А.С. Павлова на Ильинке
- Дом И.И. Демидова в Гороховском переулке
- Дом И.И. Барышникова
- Дом Е.И. Козицкой на Тверской
- Дом М.П. Губина на Петровке
- Дом Е.Ф. Мусиной-Пушкиной на Тверской
- Церковь Космы и Дамиана на Маросейке
- Дом аптекаря И.М. Вольфа
- Дом А Ф. Хлебниковой на Новой Басманной
- Покровская церковь в Рогожской слободе
- Павловская больница
- Дом С.М. Голицына на Тверской
- Голицынская больница.