Мазаччо — биография
Мазаччо — итальянский художник, крупнейший мастер флорентийской школы и реформатор живописи эпохи Кватроченто.
Детство
Томмазо, получивший имя в честь святого Фомы, появился на свет 21 декабря 1401 года в семье нотариуса Сера Джованни ди Моне Кассаи и его жены Якопы ди Мартиноццо. Семейная связь с искусством прослеживалась через его деда по отцовской линии, Симона, который был мастером изготовления кассоне и другой мебели. Это наследие, возможно, предопределило первые шаги будущего живописца в искусстве.
Смерть отца в возрасте 27 лет, когда Томмазо было всего пять лет, оставила Якопу с двумя малолетними сыновьями. Она вскоре родила второго сына, Джованни, который также последовал пути живописца. После второго брака с аптекарем Тедеско ди Мастро Фео, который скончался в 1417 году, Мазаччо стал главой семьи, обременённым ответственностью за содержание дома.
Мазаччо перебрался во Флоренцию до 1418 года, где, по всей видимости, начал своё обучение и работу в мастерской. Документы упоминают арендуемое жилище его матерью в районе Сан Никколо, что предполагает близость к месту работы художника. Хотя Вазари ошибочно называет его учителем Мазолино, Мазаччо уже в 1422 году был принят в гильдию живописцев, опередив своего предполагаемого наставника.
Наибольшее влияние на формирование стиля Мазаччо оказали Брунеллески и Донателло, его сверстники, которые уже добились признания в искусстве. С Брунеллески, занимавшимся разработкой линейной перспективы, Мазаччо разделял интерес к новым методам изображения пространства, что видно в некоторых его работах. У Донателло он черпал вдохновение для нового осознания человеческой личности, что нашло отражение в его фресках и живописных композициях.
Творчество
Во Флоренции начала XV века художники, вдохновленные стилем «интернациональная готика», создавали произведения, отражающие мир аристократической красоты с его лирическими образами и условностями. Однако творчество таких мастеров, как Мазаччо, Брунеллески и Донателло, кардинально отличалось приверженностью к натурализму и живописному реализму. Это новаторство нашло отражение в ранних работах Мазаччо, в частности, в его Триптихе Сан Джовенале.
Триптик был найден в 1961 году исследователем Лючано Берти в церкви Святого Ювеналия и впоследствии признан оригинальным произведением Мазаччо. Он включает изображения Мадонны с младенцем и ангелами, святых Варфоломея, Блеза, Амвросия и Ювеналия. Интересно, что надпись на произведении выполнена уже не готическим шрифтом, а буквами, применявшимися гуманистами, что подчеркивает отход от готических традиций.
Заказ на создание триптика был сделан флорентийцем Ванни Кастеллани, чья монограмма заметна в деталях изображения. Произведение было выполнено по законам перспективы, разработанной Брунеллески, и отличается уверенным пространственным построением и объемностью форм, что было новаторством для итальянской живописи того времени.
7 января 1422 года Мазаччо был принят в гильдию Арте деи Медичи э дельи Специали, что стало важным шагом в его карьере. Свидетельство его участия в жизни Флоренции также нашло отражение в его работах, в том числе во фреске «Освящение», где он изобразил процессию, напоминающую античные римские рельефы. Эта фреска, по словам Вазари, стала свидетельством новых идей в искусстве, противопоставляясь готической традиции и воплощая идеи республиканской политики и патриотизма. Таким образом, Мазаччо не только отходил от готики, но и представлял искусство, отражающее демократические идеалы средних слоев общества, что стало важным элементом его наследия.
Портреты
В своём «Жизнеописании художников» Джорджо Вазари упоминает о трёх портретах, которые исследователи позднее отождествили с тремя «портретами молодого человека», находящимися в музеях Бостона, Шамбери и Вашингтона. Несмотря на признание аутентичности портрета из Музея Изабеллы Гарднер, два других портрета, согласно мнению большинства критиков, не являются работами Мазаччо из-за их вторичности и относительно низкого качества. Исследователи предполагают, что эти портреты были созданы позже и возможно скопированы с оригинальных работ Мазаччо. Лючано Берти и Раггьянти утверждают, что портрет из Бостона изображает молодого Леона Баттиста Альберти, и датируют его периодом между 1423 и 1425 годами. Это лицо Альберти также можно увидеть на фреске «Святой Пётр на троне» в капелле Бранкаччи.
Коллаборация Мазаччо с Мазолино выявила различия в их темпераментах и художественных взглядах. Мазолино, чьё творчество отмечено влиянием аристократичной интернациональной готики, предпочитал религиозную фантазию и нарядность изображений, тогда как Мазаччо, по словам гуманиста Кристофоро Ландино, был проникнут страстным интересом к реальному миру, стремясь отобразить его величие и духовную сущность. В их дуэте Мазолино часто выступал в роли организатора, в то время как Мазаччо, несмотря на свою талантливость, занимал более вспомогательное положение. Эта разница в подходах, возможно, объясняет, почему Мазолино имел больше возможностей для получения заказов в течение первой половины XV века. Однако инновации Мазаччо, без сомнения, оказали заметное влияние на стилистическое развитие его коллеги. Так, их совместная работа, «Мадонна с младенцем и святой Анной» из галереи Уффици, демонстрирует уникальное сочетание их художественных манер.
Мадонна с младенцем
В 1424 году Томмазо Мазаччо был включён в списки Компании Святого Луки, объединявшей флорентийских художников, что стало значимым этапом в его карьере. Примерно в это же время начинается его сотрудничество с Мазолино, которое продлилось до осени 1425 года. Одним из выдающихся плодов их совместной работы стала картина «Мадонна с младенцем и святой Анной», первоначально созданная для церкви Сант Амброджо и впоследствии перемещённая в Галерею Академии, а затем в галерею Уффици.
Вазари приписывал авторство полностью Мазаччо, однако позднейшие исследователи, такие как Масселли и Кавальказелле, заметили в работе элементы, нехарактерные для стиля Мазаччо. Роберто Лонги, проведя тщательное изучение, установил, что левая часть произведения, включая Мадонну и младенца, а также правого ангела, держащего занавес, выполнена рукой Мазаччо, в то время как остальные элементы на картине — результат творчества Мазолино. Эта работа является ярким примером их совместного творчества, где прослеживается как декоративность и элегантность Мазолино, так и стремление Мазаччо к передаче физической массы и пространственной глубины.
Картина «Мадонна с младенцем и святой Анной» воспроизводит традиционный средневековый иконографический сюжет, где три фигуры — святая Анна, Мария и младенец Христос — образуют композиционно сложенную пирамиду. Это произведение отличается от прочих тем, что здесь Мазаччо применяет многоуровневое построение пространства, что становится характерной чертой и для его более поздних работ, включая росписи капеллы Бранкаччи.
Образ Марии в этом произведении напоминает «Мадонну смирения» из Вашингтонской Национальной галереи, которую также приписывают Мазаччо, несмотря на плохое состояние сохранности работы. Эти работы демонстрируют грубые, массивные формы и сильный, реалистично переданный объём, что стало новаторским подходом в изображении фигур святых.
Таким образом, начало работы Мазаччо и Мазолино отмечает важный момент в развитии искусства эпохи Возрождения, когда сотрудничество двух разных по стилю художников привело к созданию произведений, сочетающих в себе элементы как готической, так и ренессансной живописи.
Капелла Бранкаччи
Фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, созданные Мазаччо, являются венцом его творчества и одним из самых значительных произведений искусства эпохи Возрождения. Эти росписи продемонстрировали не только мастерство Мазаччо как художника, но и его способность привносить в живопись глубокий смысл и новаторские подходы к изображению человеческих эмоций и пространства.
Капелла Бранкаччи была пристроена к церкви по завещанию Пьетро Бранкаччи, который выразил желание о её строительстве. Его сын Антонио подтвердил это завещание, указав на выделение 200 флоринов на строительство. Дополнительные средства были пожертвованы Серотино Бранкаччи в 1389 году для украшения капеллы живописью. Заказчиком же фресок стал Феличе Бранкаччи, выдающийся торговец шёлком и активный участник политической жизни Флоренции, который внес значительный вклад в создание и украшение капеллы после своего возвращения из Каира в 1423 году.
Работы по созданию фресок начались в конце 1424 года, когда Мазолино завершил свои предыдущие заказы. Мазаччо присоединился к проекту, и их совместная работа продолжалась с перерывами до 1427 или 1428 года. На тот момент Мазаччо отправился в Рим, оставив фрески незавершёнными. Окончание работы взял на себя Филиппино Липпи в 1480-х годах.
Тематика фресок капеллы охватывает истории из жизни святого Петра, представленные не в хронологическом порядке, а скорее как отдельные эпизоды, основанные на текстах «Евангелий», «Деяний апостолов» и «Золотой легенды» Иакова Ворагинского. Начинаются фрески с изображения первородного греха, демонстрируя глубину библейской символики и связь человеческой истории с божественным провидением.
Мазаччо внёс значительный вклад в искусство живописи, используя инновационные техники, такие как линейная перспектива и более реалистичное изображение человеческих фигур, что позволило ему достигнуть нового уровня выразительности и эмоциональной насыщенности. Его фрески в капелле Бранкаччи остаются одним из самых значимых свидетельств ренессансного искусства, влияющих на развитие европейской живописи в последующие столетия.
Другие работы
Фрески капеллы Бранкаччи, созданные Мазаччо, занимают важное место в истории искусства и продолжают вызывать восхищение благодаря своему новаторству и глубокой психологической проникновенности. Особенно значимой является фреска, изображающая изгнание Адама и Евы из рая. Эта работа, выполненная полностью Мазаччо, демонстрирует переход от готической традиции к новым ренессансным подходам в изобразительном искусстве, акцентируя внимание на человеческих эмоциях и драматизме момента.
Адам и Ева, обремененные грехом, изображены в момент своего изгнания из Эдема, что Мазаччо передал с необычайной эмоциональной силой. Адам, несмотря на свой грех, сохраняет признаки духовной чистоты, в то время как Ева, изображенная в горьких слезах, напоминает статую Воздержания Джованни Пизано, что указывает на влияние классической скульптуры на Мазаччо. Дополнительное вдохновение для изображения Евы художник, возможно, черпал из античной статуи «Венеры Пудика».
Интересное сравнение присутствует между фреской «Изгнание» и соседней работой Мазолино, изображающей сцену Искушения. Если работа Мазолино отличается готической элегантностью и декоративностью, то Мазаччо предпочел реализм и психологическую насыщенность, что делает его работу выдающимся примером ренессансного искусства.
В ходе реставрационных работ 1983—1990 годов, фреска была очищена от позднейших добавлений, в том числе и от листьев, прикрывавших гениталии Адама и Евы, что позволило восстановить оригинальный вид произведения. Эти изменения усилили впечатление от мастерства Мазаччо и его способности передавать глубокие человеческие переживания через живопись.
Завершающий этап и смерть
Томмазо Мазаччо, несмотря на свою короткую жизнь, оставил значительный след в истории искусства. Документы, подтверждающие его жизнь и деятельность во Флоренции, свидетельствуют о его скромных жилищных условиях и деловых трудностях. Запись в флорентийском налоговом кадастре июля 1427 года указывает на то, что художник арендовал небольшое помещение на Виа деи Серви, где он размещал часть своей мастерской, делит её с другими художниками. Это подчеркивает его нестандартный подход к управлению своими финансами и жизнью.
Вазари в своем «Жизнеописании Мазаччо» описывает его как человека рассеянного и не заботящегося о мирских делах, полностью поглощенного искусством. Такое отношение к жизни отражалось в его финансовом положении, когда даже в случае крайней необходимости он обращался к должникам за деньгами. Его брат, Джованни, после смерти Мазаччо отказался от наследства, состоявшего из долгов, что свидетельствует о трудном материальном положении художника в конце его жизни.
Мазаччо уехал в Рим, где его жизнь оборвалась неожиданно в конце 1428 года или на рубеже 1429 года. Смерть пришла к нему рано, и как утверждает Антонио Манетти, основываясь на словах брата художника, Мазаччо скончался в возрасте около 27 лет. На его смерть указывает приписка в налоговых документах: «Говорят, что он умер в Риме». Это потеря была глубоко ощущаема его современниками, включая Брунеллески, который сокрушался о потере великого новатора искусства.