Михаил Миль — биография
Михаил Миль — советский конструктор вертолётов, учёный и доктор технических наук, основатель и руководитель конструкторского бюро, ставшего ведущим разработчиком вертолётов в Советском Союзе.
Детство
Михаил Леонтьевич Миль родился в 1909 году. Его детские и юношеские годы прошли в Иркутске. Семья будущего ученого была многогранной и талантливой. Отец, Леонтий Самойлович Миль, работал служащим на железной дороге, а мать, Мария Ефимовна, была практикующим стоматологом. Дед Михаила, Самуил Миль, являлся евреем-кантонистом, который после 25 лет службы на флоте обосновался в Сибири. Помимо Михаила, в семье росли старшая сестра Екатерина и младший брат Яков.
С ранних лет Михаил проявлял выдающиеся способности в различных областях. Он отлично рисовал, имел склонность к музыке и с легкостью осваивал иностранные языки. Эти таланты могли бы привести его к карьере художника или музыканта. Однако судьба распорядилась иначе: Михаил стал ученым-конструктором, посвятив свою жизнь авиации.
Вероятно, его выбор был предопределен духом времени. В 1920-е годы Советский Союз охватило увлечение авиацией, что не могло не повлиять на молодого человека с острым умом и творческими способностями.
Начало авиационной деятельности
В возрасте двенадцати лет Михаил Миль создал модель самолета, которая заняла первое место на конкурсе в Томске. Этот успех стал одним из первых свидетельств его инженерного таланта. В 1925 году он поступил в Сибирский технологический институт (ныне Томский политехнический университет). Здесь он увлекся авиацией и построил легкий одноместный планер, на котором совершил свой первый полет. Однако учебу прервало обвинение в «непролетарском происхождении», и на втором курсе его исключили из института по доносу.
Год Михаил проработал в кожевенной лаборатории в Томске, что позволило ему вернуться к учебе, но уже на механическом факультете Донского политехнического института в Новочеркасске. Здесь он специализировался на авиационной технике. В этом институте Миль имел доступ к одной из немногих аэродинамических труб, существовавших в СССР, что дало ему возможность экспериментально проверять свои теоретические разработки. Лекции по аэродинамике читал молодой профессор Владимир Иосифович Левков, впоследствии создавший первые суда на воздушной подушке.
В 1929 году Михаил узнал о новом типе летательного аппарата — автожире, изобретенном испанским инженером Хуаном де ла Сиерва в 1919 году. Это открытие вдохновило его на изучение теории полета автожиров. Стремясь применить свои знания на практике, он написал письмо Николаю Ильичу Камову, руководителю отдела автожиров в ЦАГИ. Камов пригласил Миля на летнюю практику, в рамках которой Михаил участвовал в создании первого советского автожира КАСКР-1.
После окончания института в 1931 году Михаила направили на работу на Таганрогский авиазавод. Однако, благодаря рекомендации Камова, он смог убедить комиссию в том, что его знания будут полезнее в ЦАГИ, где велись разработки автожиров. Здесь он участвовал в создании моделей А-7, А-12 и А-15. Через год он стал начальником бригады аэродинамики Отдела особых конструкций ЦАГИ, где опубликовал свою первую научную работу «О разбеге автожира» в журнале «Техника воздушного флота» (1934 год, №5).
Заработная плата в ЦАГИ была невелика, и Михаил Миль дополнительно работал редактором и преподавателем немецкого языка. В 1932–1936 годах он возглавлял бригаду аэродинамики и экспериментальных расчетов, разработав основы аэродинамики винтокрылых аппаратов. Его исследования включали общую теорию несущего винта, которая применялась в различных условиях обтекания.
С 1936 по 1939 год Миль трудился инженером в Опытном конструкторском бюро по разработке винтокрылых аппаратов. В 1939 году было принято решение о строительстве завода для производства автожиров, где Михаил Леонтьевич стал заместителем директора Николая Камова, продолжая вносить значительный вклад в развитие советской авиации.
В военное время
Во время Великой Отечественной войны Михаил Леонтьевич Миль продолжал трудиться на благо авиации в условиях эвакуации. С 1941 по 1943 годы он находился в поселке Билимбай на Среднем Урале, который стал центром авиационной промышленности СССР. Здесь вместе с ним работали такие выдающиеся авиаконструкторы, как Сергей Алексеевич Лавочкин и Николай Ильич Камов.
При эвакуации Михаилу было поручено уничтожить архив Отдела особых конструкций, чтобы предотвратить его попадание в руки врага. Однако он не смог решиться на уничтожение итогов многолетнего труда. Рискуя собственной безопасностью, Миль вывез документы вместе с собой. Эти спасенные материалы позже сыграли ключевую роль в разработке вертолетов.
В тяжелых условиях первых лет войны, в 1941–1942 годах, Михаил участвовал в боевых действиях вместе с группой из пяти автожиров. Отряд выполнил 20 боевых вылетов. Первоначально предполагалось использовать автожиры для корректировки артиллерийского огня под Москвой, однако они оказались эффективны лишь для задач в тылу.
Известен случай, который демонстрирует решительность Миля: в критический момент, когда немецкие войска прорвались, он, угрожая оружием, смог предотвратить панику среди своих людей, что позволило эвакуировать автожиры в тыл.
Усовершенствование боевых самолетов
В 1941–1942 годах Миль сосредоточился на улучшении конструкции боевых самолетов. Одной из его значительных разработок стало устройство, предотвращающее штопор у перегруженных боеприпасами самолетов. Проблема заключалась в том, что пилоты физически не могли вывести самолет из штопора при потере скорости. Решение Миля успешно прошло испытания, проведенные летчиком Евгением Алексеевичем Лебединским, и было внедрено в серийное производство. Михаил лично присутствовал на фронтовых аэродромах, устанавливая устройства и обучая пилотов их использованию.
В 1942 году Миль совместно с Сергеем Алексеевичем Пасхиным разработал оригинальную конструкцию противотанкового ружья, предназначенного для стрельбы реактивными снарядами РС-82 по танкам и долговременным огневым точкам (ДОТам). Однако проект так и не был доведен до серийного производства. На одном из испытаний Миль чудом избежал тяжелых ожогов от раскаленной реактивной струи, когда его спас случайно наброшенный полушубок.
За значительные успехи в усовершенствовании боевых самолетов Михаил Леонтьевич Миль был удостоен ордена Отечественной войны в 1945 году. Этот период его жизни показал не только его талант конструктора, но и мужество и преданность своему делу даже в условиях войны.
Создание вертолёта
В 1943 году Михаил Леонтьевич Миль защитил кандидатскую диссертацию на тему «Критерии управляемости и маневренности самолёта», а спустя два года — докторскую работу «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и её приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера». Эти труды заложили фундамент его будущих разработок в области винтокрылых летательных аппаратов.
Миль был одержим идеей создания летательного аппарата, способного подниматься в воздух с помощью винтов. Настойчиво обращаясь к Иосифу Виссарионовичу Сталину, он убедил руководство страны в необходимости организации конструкторского бюро для разработки вертолетов. В декабре 1947 года на базе завода № 383 МАП в Москве было создано КБ под руководством Михаила Миля.
Первый опытный вертолет, ГМ-1 («Геликоптер Миля-1»), поднялся в воздух 20 сентября 1948 года. Однако первые испытания завершились трагически. В одном из случаев на высоте 5200 метров в системе управления замерзла смазка, что привело к аварии. Пилот успел покинуть машину, но получил травму, из-за которой был отстранен от полетов. Позже причиной замерзания стала несовершенная смазка, которую заменили на незамерзающий сорт.
Второй трагический случай произошел с летчиком-испытателем Михаилом Байкаловым, который погиб из-за обрыва вала рулевого винта, вызванного дефектами сварки. Этот инцидент стал личной трагедией для Миля. Проблему удалось решить использованием артиллерийских стволов для карданного вала, что полностью исключило подобные аварии.
Третья машина ГМ-1 успешно прошла испытания под руководством опытных летчиков, включая Владимира Винницкого, Марка Галлая и Георгия Тинякова. На её базе в 1949 году был создан первый серийный советский вертолет Ми-1, который впоследствии установил 27 мировых рекордов.
В начале 1950 года было принято решение о создании опытной серии из 15 вертолетов Ми-1. Впоследствии под руководством Михаила Миля и его команды были созданы легендарные модели, включая Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12 и Ми-24. Эти вертолеты стали символами советской авиации и установили 60 мировых рекордов.
Ми-8 стал самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире. Ми-6 стал первым транспортным вертолетом с газотурбинной силовой установкой и грузоподъемностью 12 тонн. Летающий кран Ми-10 выделялся своей уникальной конструкцией, а гигантский двухвинтовой Ми-12, прозванный «слоном», установил множество рекордов грузоподъемности, поднимая до 40 тонн. Эти достижения до сих пор остаются непревзойденными.
Международное признание
В 1965 году триумфом работы Михаила Миля стал показ его машин на авиационной выставке в Париже. Даже сын основателя вертолетостроения Игоря Сикорского, Сергей, признал, что в области тяжелых вертолетов СССР не только догнал США, но и превзошел их.
Миль активно публиковался, его труд «Вертолёты» (1966–1967) стал важным вкладом в науку. Он также разработал совместно с учениками теорию современного вертолета.
Награды и признание
Михаил Леонтьевич был удостоен множества наград: в 1958 году — Ленинской премии, в 1966 году — звания Героя Социалистического Труда, в 1968 году — Государственной премии СССР.
Смерть и наследие
Михаил Леонтьевич Миль скончался 31 января 1970 года от инсульта. Он ушел из жизни, не дожив до эксплуатации и триумфа одного из своих самых знаковых творений — первого советского ударного вертолета Ми-24. Этот вертолет, известный под прозвищем «Крокодил», стал настоящей легендой. Произведенный в количестве более 3500 экземпляров, он принял участие в десятках вооруженных конфликтов и остается самым «воюющим» вертолетом в мире.
Михаил Миль был похоронен на Юдинском кладбище, расположенном неподалеку от железнодорожной платформы Перхушково. Его смерть стала большой утратой для отечественной и мировой авиации.
Кроме своей выдающейся работы в области авиации, Михаил Миль увлекался живописью. Его картина «Нарциссы. Угол кабинета» в 1981 году стала эмблемой выставки «Ученые рисуют». Эта деталь подчеркивает многогранность его таланта. В КБ Миля работал штат художников, которые создавали иллюстрации для демонстрации боевого или хозяйственного применения проектируемых машин потенциальным заказчикам.
Работы Михаила Миля, его вертолеты и творческий подход к делу стали символами инженерного гения, оставившего неизгладимый след в истории авиации.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.