Никколо Паганини – знаменитый итальянский скрипач и композитор, с личностью которого связано много легенд и мифов. Согласно одной из таких легенд Паганини продал душу дьяволу в обмен на славу, талант и богатство.
Никколо родился осенью 1782-го года в Генуе. Его отцом был небогатый местный торговый агент. Мальчик был третьим ребенком в большом семействе. Родители боялись за здоровье ребенка, который родился раньше положенного срока и был очень болезненным. Никколо никогда не отличался хорошим здоровьем и страдал многочисленными недугами всю жизнь.
Однажды матери Паганини во сне пришел ангел, который предрек ее отпрыску великий музыкальный талант и славу. Когда женщина поведала о сне супругу, он невероятно обрадовался. Дело в том, что отец будущего композитора сам любил музыку и даже сделал игру на мандолине дополнительным доходом.
Отец стал заниматься с Никколо музыкой. Уже в пять лет мальчик научился играть на мандолине, а в семилетнем возрасте впервые взял в руки скрипку. С первых же уроков было понятно, что у ребенка настоящий талант. Никколо обладал идеальным музыкальным слухом и делал большие успехи в музыке.
Детские годы Никколо прошли в усердных занятиях, от которых мальчик нередко сбегал. Отец в наказание запирал ребенка в темном подвале без еды. Никколо приходилось играть на скрипке много часов, из-за чего у него развилась каталепсия. Подоспевшие врачи зафиксировали смерть мальчика, и родители Никколо стали готовиться к похоронам.
Однако на похоронах случилось чудо – умерший мальчик очнулся в гробу. Как только ребенок полностью оправился, его вновь заставили заниматься музыкой. Однако на этот раз отец пригласил Никколо учителя. Паганини-младший все больше и больше влюблялся в инструмент и даже начал писать собственные композиции.
В 11 лет мальчик уже выступал на богослужениях в местных церквях. На талантливого мальчика обратил внимание известный композитор Франческо Ньекко. Вскоре Ньекко и капельмейстер Джакомо Коста взялись за обучение юного дарования.
После уроков с прославленными наставниками биография Никколо Паганини кардинально изменилась. Он начал встречаться с творческими людьми, стал знаменитым. В 1794-м году в родном городе мальчика выступал знаменитый польский музыкант Август Дурановский, который вдохновил Никколо на новые творческие свершения.
Молодой итальянский виртуоз решил дать собственный концерт. Мероприятие прошло удачно, после чего гениальным ребенком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро. Маркиз был известным ценителем музыки, поэтому оплатил Паганини обучение у нового учителя. Новым наставником Никколо стал известный виолончелист Гаспаро Гиретти. Преподаватель научил мальчика писать собственную музыку без инструмента. Под руководством опытного учителя ребенок написал два скрипичных концерта для скрипки и 24 фуги для фортепиано.
В 1797-м году отец Никколо организовал первые гастроли для своего сына. Гениальный ребенок выступал в Милане, во Флоренции, в Пизе и в других итальянских городах. Каждый концерт собирал полные залы – люди хотел посмотреть своими глазами на юное дарование.
Гастрольный тур непросто дался Никколо, однако его отец настаивал на постоянных выступлениях. К тому времени мальчик уже написал гениальные каприччо. Из-за военных действий во время Первой итальянской кампании отцу и сыну пришлось прекратить концерты. Семья переехала в долину Польчевера. Здесь Никколо отдался саморазвитию – в те годы он занимался музыкой самостоятельно.
Юноша устал жить под гнетом жестокого и строго отца и начал жить самостоятельно. В 1801-м году Никколо предложили стать первым скрипачом в Лукке. Чтобы быть подальше от отца молодой человек согласился на это предложение. Это событие осталось в личных дневниках Паганини-младшего. Молодой музыкант описывал невероятное чувство свободы и радости. Это отразилось на его концертах, которые стали звучать особенно страстно. Биография Никколо Паганини наполнилась приключениями, нескончаемыми поездками, карточными играми и романтическими интрижками.
В 1804-м году юноша вернулся в родную Геную. На малой родине композитор пробыл недолго, но успел за это время написать 12 гитарный и скрипичных сонат. После он устроился дирижером и пианистом в герцогство Феличе Бачокки. Спустя четыре года вместе с другими придворными артистами Паганини отправился во Флоренцию.
При дворе Бачокки музыкант работал около семи лет, отлучаясь лишь для гастролей. В те годы композитор написал 24 каприса, которые принесли своему создателю огромную славу. Каждое из произведений Паганини посвятил самым известным артистам и композиторам тех лет.
Служба при дворе стала тяготить молодого композитора, поэтому он решился на отчаянный шаг, чтобы обрести долгожданную свободу. Однажды Никколо явился на концерт в капитанском мундире и отказался сменить наряд. Великая герцогиня Тосканская тут же выгнала смельчака из дворца, и Паганини обрел свободу.
Спустя время Паганини переехал в Милан. Во время посещения театра Ла Скала Никколо был ошеломлен танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто». После концерта композитор тут же написал несколько оркестровых скрипичных вариаций на эту тему. С тех пор «Ведьмы» считаются одной из самых знаменитых композиций в творчестве Паганини.
Никколо был невероятно популярен среди меломанов Европы. Музыкант гастролировал по Германии, Франции и Англии. В 1821-м году Никколо сильно заболел и сделал перерыв в творчестве. Болезнь была такой серьезной, что мужчина вызвал свою мать, чтобы успеть попрощаться с родительницей. Женщина отвезла сына в Павио к прославленному врачу Сиро Борда. Доктор лечил пациента ртутной мазью, делал Никколо кровопускания, назначил несчастному специальную диету.
Паганини страдал от целого ряда заболеваний: его мучили кашель, ревматизм, лихорадка, кишечные спазмы и туберкулез. Болезнь не помешала композитору продолжить заниматься творчеством. Он давал уроки своему ученику и писал для последнего новые композиции. Постепенно болезни отошли на второй план, но великий Паганини еще долгое время страдал от сильного кашля.
Концертную деятельность Паганини возобновил только в 1824-м году. Концерты композитора проводились в самых известных залах Старого Света. Билеты на мероприятия стоили баснословных денег, а маэстро продолжал радовать своих поклонников новыми произведениями.
Постоянные гастроли ухудшили и без того слабое здоровье Паганини. Мужчине пришлось прервать концертную деятельность в 1834-м году. Последний свой концерт композитор дал в 1837-м году. Восхищение публики и аплодисменты немного взбодрили музыканта, но Никколо уже чувствовал, что жить ему осталось не так долго.
Современники описывали внешность Паганини так: темные волосы, черные глаза, острый нос и желтовато-землистое лицо. Таким был портрет великого скрипача. Несмотря на болезненную внешность, композитор был большим поклонником женского пола и имел много отношений. Никколо был знаменит, влиятелен, обеспечен, у него было огромное количество поклонниц. После концертов композитора обычно увозила к себе на отдых в поместье какая-нибудь знатная дама.
Среди самых знаменитых муз Паганини была сестра самого Наполеона Бонапарта. Элиза Бачокки была первой красавицей, современники даже называли девушку «белой розой». Элиза во многом помогла талантливому любовнику. Она приблизила Паганини ко двору в княжестве Лукка, композитор был удостоен титула придворного виртуоза. Роман между Элизой и Никколо просуществовал около трех лет, все это время «белая роза» поддерживала любимого.
Интересно, что среди других именитых любовниц композитора была и другая сестра Бонапарта – Полина, которую называли «красной розой». Но этот роман не продлился долго. Чаще всего скрипач заводил отношения с богатыми замужними красавицами. Паганини не собирался останавливаться в своих любовных приключениях и даже не думал об официальном браке. Число любовниц композитора неизвестно. Некоторые из своих произведений Паганини посвящал возлюбленным. Известна композиция с посвящением «сеньоре Диде», однако Никколо никому не рассказал о настоящем имени девушки.
Впрочем, несмотря на любвеобильность Никколо иногда жестоко относился к любимым женщинам. Он с легкостью бросал надоевших любовниц, не интересовался разрушенными браками и репутациями. Его интересовали только собственное удовольствие и творчество. Среди любовниц Никколо были и незамужние дамы, что часто выливалось в грандиозные скандалы.
Во время гастролей по Генуе Никколо встретил юную Анджелину Каванно. Девушка была дочерью портного – она потратила последние деньги, чтобы купить билет на концерт маэстро. Вокруг Паганини уже тогда ходили многочисленные слухи. Кто-то даже утверждал, что композитор продал душу дьяволу, чтобы обрести известность и талант. Мистический флер добавлял фигуре скрипача особую пленительность в глазах юных дам. Анджелина мечтала не только увидеть и услышать любимого композитора, но и лично убедиться в его «сатанизме». Девушка пробралась за кулисы, где и состоялась встреча.
Никколо сразу понравилась семнадцатилетняя красавица, которая пала к его ногам. Он уговорил девушку уехать в другой город, чтобы тайно пожениться. Однако официально пара так и не зарегистрировала брак. Никколо забрал любимую в турне в Парму, а спустя несколько месяцев оставил беременную девушку в близлежащей деревне.
Разгневанный отец быстро нашел Анджелину. Мужчина подал на композитора в суд. Во время суда у девушки родился ребенок, который вскоре умер. Согласно решению судьи, Паганини должен был выплатить Каванно денежную компенсацию.
Паганини заводил романы и с коллегами: одной из его пассий стала статистка Антония Бьянки. Девушка выступала в театре Ла Скала. Композитор оплачивал обучение начинающей артистки, после чего взял Антонию вместе с собой на гастроли. Брак пара не оформила, но роман был бурным. Девушка страстно любила Никколо, однако постоянно изменяла мужчине. Это Антония объясняла тем, что любимый часто болел и не мог уделять ей достаточно о внимания. Впрочем, Бьянки не скрывала своих похождений, композитор тоже не хранил Антонии верность.
В 1825-м году у пары родился сын. Мальчика назвали Ахиллом. Когда малышу исполнилось три года, Паганини откупился от бывшей любовницы и забрал сына себе.
За Паганини закрепилась прочная слава сластолюбца. Журналисты часто обвиняли мужчину в ветрености и на то были свои основания. Когда Никколо было 52 года, его обвинили в похищении шестнадцатилетней Шарлотты Уотсон. Композитор тут же поспешил дать опровержение: он рассказал, что предложил Шарлотте стать его ученицей. На тот момент Уотсон уже исполнилось 18 лет, и она приняла предложение музыканта, мечтая сбежать от строгого отца. Журналисты с удовольствием рассказывали о соблазнении юной девы, а чтобы придать новости остроту, сбавили девушке два года. Общественность уже не верила в бескорыстие композитора. Из-за разразившегося скандала Шарлотте пришлось скрыться в Америке, где она сделала блестящую карьеру. Артистка давала концерты, представляясь «бывшей невестой» итальянского композитора. Концерты Уотсон имели большой успех.
Несмотря на многочисленные интрижки, в личной жизни Никколо Паганини было место и светлому чувству. Мужчина был влюблен в Элеонору де Луке. Женщина отвечала композитору взаимностью. Никколо постоянно навещал любимую женщину – он был частым гостем в доме Элеоноры и в юности, и в более зрелые годы. Элеонора стала единственной женщиной, имя которой появилось в завещании великого музыканта.
Осенью 1839-го года Никколо вернулся в любимую Геную. Однако во время путешествия мужчине стало дурно, его подкосил туберкулез. Из-за болезни композитора мучал постоянный кашель, у него сильно отекали ноги. Туберкулез и стал причиной гибели музыканта. В последние годы перед смертью Паганини совсем ослаб и практически не покидал свой дом. Весной 1840-го года великий композитор скончался, ему было всего лишь 57 лет.
При жизни Паганини был мистической персоной, которая будоражила умы современников. Не утратил свой таинственный шарм композитор и после смерти. Музыкант всегда радел ко всему мистическому, был необычайно талантлив. Из-за этого после смерти композитора почившего обвинили в атеизме. Епископы не пожелали проводить над умершим заупокойную мессу. Сыну Никколо пришлось бороться за то, чтобы его отца похоронили согласно традициям католичества.
Эта борьба продолжалась много лет. Останки великого композитора несколько раз эксгумировались и хоронились вновь. Лишь спустя 36 лет после смерти Паганини удалось добиться разрешения на похороны со всеми положенными ритуалами. Разрешение дал римский папа Пий IX. Однако последнее пристанище останки композитора нашли лишь в 1896-м году. Никколо Паганини был похоронен на Пармском кладбище.