Николай Бердяев – русский религиозно-политический мыслитель, автор концепции философии свободы и философии средневековья. В середине прошлого века семь раз становился лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Будучи сторонником подходов Шопенгауэра и Канта, русский мыслитель Николай Бердяев в своих трудах выступал за личностную свободу и отвергал избранность. Будучи глубоко верующим человеком, он говорил о коммунизме и фашизме, как о явлениях, предполагающих отсутствие моральных и религиозных принципов. Философские принципы Николая Александровича остаются актуальными и в современном мире: цитаты из его книг включил в одно из ежегодных посланий парламенту российский президент.
Будущий философ родился 6 марта 1874 года в родовом имении Обухово в Киевской губернии. Это поместье прадед Николая, генерал-лейтенант М. И. Бердяев получил от самого императора Павла I за верную службу Отечеству. Родители мальчика были аристократами: отец происходил из старинного княжеского рода Бахметьевых, а предки матери принадлежали династиям Потоцких, Мнишек и даже французских монархов.
Коля и его брат Сережа получили прекрасное домашнее образование, к подростковому возрасту они уже владели несколькими языками. Далее юного Николая отправили учиться во Владимирский, а затем в Киевский кадетский корпус. После этого родители планировали отдать сына в пажеский корпус, как в семье это делалось из поколения в поколение. Однако молодой человек решил пойти по другому пути, поступив в 1864 году в Киево-Печерскую гимназию.
Одновременно с этим Бердяев подал документы на физико-математическое отделение Университета Святого Владимира, где после года обучения перевелся на юридический факультет. Заветный диплом юриста студент так и не получил: его отчислили за членство в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» и марксистском кружке.
Незадолго до этого юноша дважды попадал в поле зрения властей — после участия в антиправительственных митингах. В 1900-м Николай попал под полицейский надзор и был выслан на проживание под Вологду. Здесь начинающий мыслитель работал над своим первым философским трудом под названием «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии». Автором предисловия к этой книге стал известный историк и политический деятель Петр Струве. Академик создал общественно-политическую организацию «Союз освобождения», куда вскоре вступил Николай Бердяев со своими единомышленниками.
Ранняя биография Бердяева была полна поисков себя: вступая в революционные сообщества, он порой переходил из крайности в крайность. Для молодых людей тех лет это было непростое, но безумно интересное и насыщенное событиями время. Начинающий философ стал непосредственным участником и одним из идеологов процесса, получившего название «Русский ренессанс начала 20-го века».
В своих философских работах Бердяев критиковал, а порой даже отрицал рационализм и теологию. По мнению автора, эти устаревшие концепции имеют разрушительное воздействие на личность, а ведь именно в свободе личности заключается полноценное существование.
Николай Александрович объяснял отличие личности от индивидуума. Философ писал, что личность – это понятие этическое, духовное, а индивидуум – явление природное. Над человеческой личностью не властны ни природа, ни церковь, ни государство. Свободе Бердяев придавал первостепенное значение, считал, что она должна быть независимой от божественного. Когда же нарушается «божественная иерархия бытия», неминуемо рождается зло.
В книге «Человек и машина» автор рассуждает о технике, как о способе получить свободу духа, однако выражает опасение, что из-за такого освобождения человек может потерять духовность и доброту. Если же люди потеряют эти важные качества, что они принесут в мир, чем помогут будущим поколениям? В духовности философ видел не только связь с Господом, но и связь со всем человечеством.
Далее писатель сталкивается с парадоксом. Благодаря техническому прогрессу меняются искусство и культура, жизнь в целом движется вперед. Чрезмерно поклоняясь техническим чудесам, человек теряет стимул достигать прогресса в культурности и духовности. Здесь вновь встает вопрос о свободе духа.
На заре философской деятельности Бердяеву были близки идеи Карла Маркса. В более зрелом возрасте мыслитель стал глубже изучать идеи коммунизма для российских условий. В работе «Истоки и смысл русского коммунизма» автор выразил мысль, что одним марксизмом в столь грандиозном деле не обойтись.
Книга «Русская идея» — это размышления Николая Александровича о загадочной русской душе. В этом руде Бердяев не обошелся без исторических параллелей, острых афоризмов ярких аллегорий и образов. В произведение включено множество примеров из прошлых веков и настоящего для автора времени.
Спутницей жизни для Николая Бердяева стала Лидия Трушева, выросшая в семье уважаемого харьковского адвоката. Девушка получила прекрасное образование в одном из швейцарских пансионов, но вернувшись домой вместе со своей сестрой угодила в тюрьму за связь с антиправительственной организацией. После этого мать отправила дочерей во Францию, где они стали студентками Высшей Русской школы общественных наук.
Когда Бердяев впервые увидел Трушеву, она была несвободна. На тот момент ее супругом являлся представитель дворянского рода Виктор Рапп, горячо поддерживавший социал-демократические идеи. К этому движению присоединилась и Лидия. Супругов неоднократно арестовывали, и после очередного задержания их выслали в Киев, где девушка впервые встретила Николая.
Между молодыми людьми возникла симпатия, и вскоре философ предложил возлюбленной уехать с ним в столицу. Перебравшись в Петербург, Николай и Лидия поселились под одной крышей и более никогда не расставались. По словам сестры Трушевой их личная жизнь не подходила под стандарты семейных отношений: они жили как брат и сестра.
Более важной возлюбленные считали духовную составляющую брака. Рассуждения об этом сохранились в дневниках Лидии Юдифовны, которая писала, что между ней и мужем отсутствует «что-либо телесное, чувственное, к которому мы относимся и всегда относились с одинаковым презрением».
Лидия занималась благотворительностью, а дома помогала мужу корректировать его работы. В свободные часы женщина сочиняла стихи и прозу, но не для печати.
В 1922 году Николая Бердяева выслали из страны. Лидия не могла отпустить супруга одного, поэтому отправилась вслед за ним. К тому же Трушева незадолго до этого приняла католическую веру, а большевики к тому времени развернули кампанию против католиков.
Первое время семья проживала в Берлине вместе с матерью и сестрой Трушевой. Вскоре близкая знакомая семьи оставила им в наследство недвижимость во Франции, и Николай с Лидией переехали в свой новый дом. Здесь Бердяев закончил свое автобиографическое сочинение «Самопознание», которое было издано после его кончины.
Знаменитый русский мыслитель скончался 23 марта 1948 года в небольшом городке Кламар неподалеку от Парижа. Незадолго до этого он потерял любимую супругу и единомышленника Лидию, которая умерла от рака.
Помощницей писателя стала сестра покойной Евгения. Она и нашла философа мертвым, прямо за письменным столом. Последние часы своей жизни Николай Александрович провел за работой над книгой «Царство духа и царство кесаря».
Согласно завещанию Бердяева, парижский дом отошел Русской православной церкви в Европе. Церемонию отпевания провели несколько православных священников, знавших писателя лично и имевших к нему безмерное уважение. На месте захоронения гения на кладбище Буа-Тардьё стоит лишь обычный скромный крест, памятника на могиле нет.
Комментарии
Русский мыслитель, который посвятил свою жизнь разработке концепции миростроения, ориентируемую на человека, который размышлял о загадочной русской душе, выступал сторонником личностной свободы человека и многому другому. Философские принципы остаются актуальными и в современном мире. Цитаты из его книг помогают нам и сегодня обрести себя в современном мире
Начал читать "Самопознание". Попала в руки удивительным образом. Кто-то оставил книгу в месте общественного пользования. Читается легко и с интересом. Думаю, что принесёт много пользы.