Николай Александрович Львов

Николай Львов — биография


Николай Львов – русский архитектор, переводчик, поэт, геолог, драматург, один из самых ярких представителей эпохи Русского Просвещения. Автор проектов петербургского Почтамта, Борисоглебского монастыря, невских ворот Петропавловской крепости и десятков жилых домов.

«Гений вкуса» и «русский Леонардо» — так современники называли известного архитектора Николая Львова, чьи заслуги сегодня незаслуженно забыты. Благодаря его стараниям потомки наслаждаются великолепным видом Почтамта в Петербурге, Невских ворот Петропавловской крепости, Борисоглебским монастырем в Торжке и Приоратским Дворцом в Гатчине.

Ранние годы

Знаменитый русский зодчий родился 4 мая 1753 года в принадлежавшем его семье имении Никольское-Черенчицы, расположенном на территории современной Тверской области. Львовы были выходцами из старинного дворянского рода, представители которого состояли на службе у князей Тверских и героически сражались на польско-турецкой войне. За верную службу и отвагу дворянам была пожалована большая вотчина, где впоследствии жили их потомки.

Отец мальчика, Александр Петрович, был прапорщиком в отставке. Коля был совсем маленьким, когда родителя не стало, но перед смертью он успел записать сына в Измайловский полк.

Сведений о ранней биографии Николая практически не сохранилось. В рукописях деятеля Русского Просвещения Михаила Муравьева сказано, что образование юноша получил довольно скудное, языков не знал, владел лишь несколькими фразами на французском.

Николай Александрович Львов
Портрет Николая Львова в молодости

По достижению 18-летия молодой человек отправился в столицу, чтобы начать военную службу. В Петербурге он обосновался у родственников, проживавших на Васильевском острове. Соймоновы были весьма образованными людьми – среди домочадцев был талантливый архитектор и инженер, основавший Горный институт.

Параллельно со службой Львов обучался в школе Александра Бибикова, где преподавали иностранные языки, точные и гуманитарные науки. Более всего юноше нравились уроки по литературе, он даже организовал любительский кружок единомышленников. Собираясь вечерами, молодые люди увлеченно читали книги, обсуждали произведения различных авторов, делились собственными сочинениями. Среди членов группы были братья Ермолаевы и будущий литератор Николай Осипов.

В начале 1770-х силами активистов кружка был выпущен первый рукописный журнал «Труды четырех общинников». Источником вдохновения кадетов стал популярный в те годы еженедельник Николая Новикова под названием «Трутень». В 1771-м лейб-гвардию Измайловского полка пополнили Василий Капнист, известный в будущем драматург и Михаил Муравьев, который впоследствии стал попечителем Московского университета. Оба молодых человека стали близкими друзьями Николая и приняли участие в работе над изданием. В кружок вошли художники Владимир Боровиковский и Дмитрий Левицкий, а также поэт Иван Хемницер.

Львова восхищало творчество французских классиков – Вольтера, Жана-Жака Руссо, Дени Дидро. Будущий архитектор глубоко изучал трактат «Об искусстве поэзии» Аристотеля и зачитывался произведениями драматурга Жан-Батиста-Луи Грессе.

Карьера

Отслужив в полку, Николай приступил к гражданской службе. С помощью протекции влиятельных родственников, он устроился на хорошую должность в Коллегию иностранных дел. По долгу службы Львову приходилось часто выезжать за границу – во Францию, Испанию, Италию и Германию. Здесь у него появилась уникальная возможность воочию увидеть зарубежную архитектуру, произведения искусства и театральные постановки ведущих европейских театров.

Возвращаясь в Петербург, государственный служащий непременно отправлялся в гости к Бакуниным, с которыми его познакомил родственник Михаил Соймонов. В доме новых друзей всегда звучала музыка и исполнялись зарубежные романсы. Николай даже сочинил несколько песен, специально для таких встреч: «Кантата на три голоса», «Мне и воздух грудь стесняет, вид утех стесняет дух» и «За что, жестокой, осуждает невинну мучиться, стеня…».

Николай Александрович Львов

В середине 1770-х Львов уехал из Петербурга и несколько месяцев провел в родовом имении Черенчицы. В этот период жизни молодой мужчина заинтересовался народным творчеством, которое демонстрировали окружавшие его крестьяне. Свои наблюдения автор зафиксировал в сборнике фольклора «Собрание народных русских песен с их голосами».

Позже Львов в компании Хемницера вновь отправился за границу. Эта поездка состоялась благодаря приглашению Михаила Соймонова, который на тот момент проходил лечение в голландском городе Спа. На протяжении всего путешествия Николай вел записи об увиденных архитектурных шедеврах различных эпох. Он восхищался античной простотой работ Андреа Палладио, творившего в период Позднего Возрождения. Творчество архитектора так запало в душу молодого человека, что он начал работу над переводом «Четырех книг Палладиевой архитектуры». Переведенный свод правил был издан в 1798 году.

Вернувшись на родину, Львов продолжил навещать Бакуниных. Вскоре в их доме появилась новая гостья – прокурорская дочь Мария Дьякова, которая влюбила в себя начинающего архитектора. Николай несколько раз просил руки девушки, но родители каждый раз отвечали отказом, объясняя это недостаточной обеспеченностью жениха.

В 1779-м молодые люди решились на дерзкий шаг. Когда Мария поехала на очередной светский раут, ее карета внезапно свернула с пути и направилась прямиком в храм, где ее ожидал возлюбленный. Обвенчавшись, супруги в течение трех лет скрывали свой брак от окружающих, однако отец Дьяковой обо всем знал. В итоге родитель уступил и дал свое благословение на брак.

В этот же период Львов стал тесно общаться с Гавриилом Державиным, прославленным русским поэтом. Некоторые историки полагают, что их познакомил Василий Капнист, по другой же версии, мужчины встретились во время реконструкции здания Сената. На этом объекте Гавриил руководил строительными работами, а Николай занимался барельефами. Увлечение литературой сблизило молодых людей, и все последующие годы Державин обращался к товарищу за советами.

Первые шаги в архитектуре

Свою первую работу архитектор представил в начале 1780-х, когда стартовал объявленный императрицей конкурс проектов строительства могилевского собора Святого Иосифа. Несмотря на то, что Николай еще не имел достаточного опыта, Екатерина II выбрала именно его чертежи. Помимо этого, Львову поручили работы по благоустройству прилегающей к собору территории.

По плану молодого зодчего, проект должен был воссоздать римский Пантеон с его огромным световым окном под куполом. В условиях российского климата это было крайне сложно, поэтому мастер решил возвести сразу два купола – внутренний и внешний, сохраняющий тепло. К сожалению, до наших дней собор не дожил – его снесли в 1938-м, для возведения гостиницы «Днепр».

Николай Александрович Львов

После завершения проекта Николай Александрович получил задание на выполнение чертежей Невских ворот Петропавловской крепости. При оформлении объекта Львов использовал элементы классицизма: установил декорированный барельефами фронтон, украсил композицию сдвоенными колоннами. Реконструкция продолжалась семь лет, а по ее завершению на северный фасад ворот водрузили императорский вензель государыни.

Весной 1782 года архитектор занял должность советника в только что созданном Почтовом департаменте. Для работы нового ведомства требовалось специальное здание, где бы разместились квартиры служащих, конюшни и каретные помещения. Строительство Почтового стана доверили Николаю Александровичу. В ходе выполнения задачи Львов создал типовые чертежи почтового двора, копии которых отправили в провинции, чтобы строители могли создавать подобные здания по всей России.

Вскоре Львову поручили новый проект – Борисоглебский монастырь в городе Торжок. В 1785-м лично Екатериной II был заложен первый камень нового храма, строившегося взамен сгоревшему зданию. В переписке с канцлером Российской Империи, графом Александром Воронцовым, архитектор сообщал: «Изволила государыня закладывать в Торжке соборную мою церковь и тут, при закладке, удостоила меня своим разговором несколько слов». По заказу Воронцова зодчий создал проект храма Святой Великомученицы Екатерины в его поместье Мурино. Церковь с элементами классицизма была открыта в начале 1790-х годов.

Николай Александрович Львов

Авторству Львова принадлежит и эскиз храма Пресвятой Троицы, который украсил парк руководителя Императорской фарфоровой фабрики князя А. Вяземского. В народе церковь получила название «Кулич и пасха», из-за внешней схожести с пасхальными атрибутами. Круглый храм в окружении шестнадцати колонн был схож с куличом, а четырехугольная колокольня напоминала пасху.

При работе над проектом мастер проявил недюжинную инженерную смекалку. Для отопления храма Львов использовал воздушные печи – металлические трубы, по которым циркулировали горячие воздушные потоки. Позже Николай Александрович подробно поделился этой технологией в научном труде «Русская пиростатика, или Употребление испытанных каминов и печей».

Работа над частными заказами

Архитектор трудился не только над проектами храмов, но и создавал чертежи жилых домов. Его авторству принадлежат эскизы жилищных комплексов с продуманной инфраструктурой в виде парков и хозяйственных построек. Одним из самых ярких трудов мастера стал комплекс Знаменское-Раёк для заказчика Федора Глебова, расположенный в Тверской губернии. Центральный парк усадьбы окружала колоннада, символизирующая ожерелье, подаренное Глебовым своей избраннице. В качестве дренажной системы были использованы глиняные трубы, вкопанные по всему периметру парка. Двор был выполнен в форме кольца, чтобы приезжающие гости не попадали в затор из-за движущихся колясок.

В начале 1790-х Державин приобрел здание на Фонтанке неподалеку от Измайловского моста. Тогда еще это место считалось окраиной – сразу за ним начинались леса и болота. К реконструкции своего нового особняка Гавриил Романович привлек своего друга Николая Львова, которому позже посвятил следующие строки:

«Зодчий Аттики преславный,

Мне построй покойный дом,

Вот чертеж и мысли главны

Мной написаны пером.

На брегу реки Фонтанки

Положи…»

Сделав окна здания полукруглыми, Николай Александрович отдал дань уважения венецианскому стилю. Державин был известным любителем спектаклей, поэтому архитектор предусмотрел помещение домашнего театра. Выполняя этот проект, мастер занимался не только эскизами помещений, но и придумывал интерьерные решения.

В 1793 году Львов трудился над подмосковным дворцом сенатора Артемия Воронцова. В результате заказчик получил роскошный трехэтажный дворец с прекрасным парком и живописными прудами.

Строительство из экспериментальных материалов

Николай Александрович постоянно искал новые материалы, из которых можно было бы проще и дешевле возводить новые здания. Архитектор продвигал идею «землебитного» строительства, подразумевающего использование специальных кирпичей из земли, щебня, глины и песка.

Впервые экспериментальные здания из земли выросли на территории усадьбы Львова под Тверью. Заинтересовавшись новой технологией, Павел I озадачил архитектора постройкой дворца в Гатчине, где планировалось разместить членов Мальтийского ордена.

Здание было решено возводить на берегу Черного озера, славившегося обилием болот. Пришлось провести серьезные подготовительные работы, чтобы земля стала пригодной для постройки. Было вырыто огромное количество рвов и канав, а на образовавшемся пригорке всего за три месяца вырос прекрасный Приоратский дворец.

Николай Александрович Львов

Император был в полнейшем восторге. Высоко оценив возможности новой технологии, государь приказал основать училище по землебитному делу, где планировалось готовить специалистов по возведению доступного и безопасного жилья для граждан со скромным доходом. Здесь студенты-крестьяне учились не только строительству домов, но и возведению мостов, дорог, прокладке каналов и осушению болот.

Когда Павла I не стало, Николай Александрович потерял поддержку двора. В начале 19-го столетия решением Правительствующего сената набор новых учеников в школу был остановлен.

Николай Александрович Львов
Памятник Николаю Львову

Архитектор трудился практически без отдыха, поэтому в последние годы его здоровье сильно пошатнулось. В начале января 1804 года талантливого русского зодчего не стало. Могила Николая Львова находится в его родовом имении в Черенчицах.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Николай Александрович Львов?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя