Оскар Фельцман — советский и российский композитор и пианист, народный артист РСФСР.
Оскар Фельцман появился на свет в городе Одессе 18 февраля 1921 года. Его родителями были Циля Абрамовна и известный в Украине ортопед Борис Абрамович Фельцман. Принадлежа к еврейской национальности, Оскар согласно одесским традициям уже в пятилетнем возрасте был представлен музыкальному педагогу Петру Столярскому, который сразу уловил в нём задатки музыканта и начал обучать его игре на скрипке.
Однако уже через две недели обучения Оскар твёрдо заявил, что не хочет больше играть стоя, что заставило семью искать альтернативные пути его музыкального образования. Так, к обучению юного Оскара подключилась Берта Рейнбальд, которая ввела его в мир фортепианной музыки. Фортепиано мгновенно стало его страстью, и он с нетерпением ждал возможности вернуться домой после школы, чтобы погрузиться в игру.
Оскар активно поддерживался в своих увлечениях отцом, что способствовало его музыкальному росту и развитию. Его первая композиция, написанная в возрасте шести лет и получившая название «Осень», стала знаковым началом его творческого пути. Кроме того, Фельцманы никогда не пропускали возможности посетить гастрольные концерты зарубежных музыкантов в Одессе, что также вносило вклад в музыкальное развитие мальчика.
После успешного окончания школьных лет и обучения в классе Петра Столярского, Оскар Фельцман отправился в Москву, где в период с 1939 по 1941 год он стал студентом Московской консерватории. Его прием в престижное учебное заведение оказался практически беззаботным, что свидетельствует о его выдающихся музыкальных способностях.
С началом Второй мировой войны Оскар был эвакуирован в Новосибирск, где ему удалось занять пост секретаря Союза композиторов Сибири. Несмотря на трудности военного времени, Фельцман не прекращал свою творческую деятельность, написав в эти годы музыкальные произведения для филармонии, Еврейского Театра Беларуси и Александринского театра в Ленинграде.
В Новосибирске произошла знаковая встреча Фельцмана с Б. Владимирским, курировавшим музыкальные учреждения СССР. Владимирский предложил Оскару посетить представление оперетты «Сильва» в Сталинске, постановка которой была выполнена Московским театром оперетты. Это исполнение оказало глубокое впечатление на Фельцмана и вдохновило его на создание музыки в жанре оперетты.
В результате этого вдохновения, вскоре Оскару было предложено написать оперетту «Синий платочек». Он создал её всего за две недели, пользуясь вдохновением от «Сильвы». К сожалению, публикация в «Комсомольской правде», критикующая автора первоисточника оперетты, негативно сказалась также и на восприятии композиции Фельцмана, подвергнув его творчество нежелательной критике.
После окончания Второй мировой войны Оскар Фельцман вернулся в Москву, где активно занялся работой в Союзе композиторов. Начиная свою карьеру с музыкальных комедий, он столкнулся с первоначальным непризнанием — возможно, из-за своего роста или национальности, его творения ставили лишь в театрах на окраинах. Несмотря на это, оперетты Фельцмана, полные остроумия и изобретательности, пользовались невероятным успехом и привлекали полные залы.
В те годы Фельцман не рассматривал возможность работы на эстраде, выражая в интервью своё отрицательное отношение к поп-музыке. Однако его взгляды радикально изменились после того, как другие композиторы и артисты убедили его написать музыку для песни «Теплоход», которую знаменито исполнил Леонид Утесов. Песня получила широкую популярность, что подтолкнуло Фельцмана к пересмотру своих взглядов и полному погружению в создание эстрадных композиций.
Список песен Оскара Фельцмана, которые стали хитами в Советском Союзе, впечатляет своим разнообразием: от «За полчаса до весны» до «Баллады о красках». Его творчество охватывает широкий спектр жанров и стилей, и музыка Фельцмана до сих пор звучит в исполнении таких известных артистов, как София Ротару, Ирина Аллегрова, Эдита Пьеха, Мария Кодряну, а также группы «Песняры» и многие другие. Не утихает интерес к его работам и среди новых поколений исполнителей, таких как Кристина Орбакайте и Михаил Боярский.
В 1941 году, живя в Новосибирске, Оскар встретил студентку Евгению Кайдановскую, которая впоследствии стала его женой. От этого брака у композитора родился сын Владимир, наследовавший музыкальный талант отца и достигший значительных высот в карьере пианиста. Оскар неизменно испытывал гордость за своего сына и бережно хранил все его фотографии, ценил каждую возможность пообщаться с ним.
К сожалению, после смерти жены Оскара в 2000 году, Владимир, который уже в конце 1980-х годов переехал в США, стал общаться с отцом главным образом по телефону. Тем не менее, даже на расстоянии связь между ними оставалась теплой и крепкой.
После смерти жены Оскар нашел утешение и поддержку у своей соседки Нины Карановой, которая со временем стала его гражданской супругой. Она сопровождала его в последние годы жизни, поддерживая и делая его дни ярче.
Оскар Фельцман скончался 3 февраля 2013 года от сердечной недостаточности, всего за несколько дней до своего 92-го дня рождения. Музыкант дожил до глубокой старости, успев отметить свой 90-летний юбилей в кругу близких и друзей.
Церемония прощания с Оскаром Фельцманом собрала множество людей, которые знали и ценили его как выдающегося композитора и человека. Среди присутствующих были не только друзья и коллеги по творческому пути, но и его сын, который прилетел на похороны из Соединенных Штатов, чтобы проститься с отцом. Место последнего упокоения Оскара Фельцмана – Новодевичье кладбище, одно из самых знаменитых кладбищ Москвы, где захоронены многие видные деятели российской культуры и искусства.