Отто Лилиенталь — биография
Один из испытателей полётов, строитель летательных аппаратов собственных моделей, Отто Лилиенталь, начал использование в воздухоплавании научного подхода, чем дал мощный толчок в развитии данной отрасли во всем мире. Он даже умер в полете.
Предполетная история
28-го мая 1848-го года в Померании в местечке Анклам родился Карл Вильгельм Отто Лилиенталь. Тянуть в воздух Отто начало ещё до того, как его потянуло в школу. Отец будущего планериста занимался продажей ткани и имел неплохое состояние, так что мальчик рос в достатке. Юный Отто не только «смотрел в небо», но и неплохо для своих лет лепил из глины, так что родители привели сына в школу ремесленников в Потсдаме.
Первую попытку воспарить над землёй Отто совершил, будучи четырнадцатилетним подростком. Соорудив крылья, летун прыгнул с крыши. Успехом было то, что он ничего себе не сломал, а получил лишь несколько ушибов, и, конечно, первый опыт.
В 1866-м году Лилиенталь отправился в Шварцкопф для прохождения практики на завод, неплохо себя проявил и был приглашен на место конструктора.
Отто не был единственным Лилиенталем, который грезил о полетах. Он заразил своего брата этим увлечением, и вместе они делали первые свои успешные планеры.
1870-й год, окончание академии и армейская служба. Отто даже участвовал в нескольких баталиях Франко — Прусской войны. По возвращению на родину после службы начинается следующий, взрослый этап главного увлечения в жизни. Но для начала Лилиенталь укрепил почву под ногами. Для того, чтоб зарабатывать на свои эксперименты Отто Лилиенталь открывает в немецкой столице предприятие по изготовлению котлов. Дело быстро пошло на лад, так что вскоре на фирме образовалось подразделение, сконцентрированное именно на изготовлении летательных аппаратов.
Два с половиной десятилетия любимого дела.
Условно можно разделить этот период на три неравных, но, по-своему, важных этапа. Началось это в 1871-м году, Лилиенталь исследует наиболее подходящие для полётов материалы и конструкции, итогом экспериментов можно считать, что летают лучше аппараты с не полностью ровной поверхностью.
На следующем этапе происходило теоретическое обоснование возможности совершения полётов, проводились и практические вылеты, это делалось в основном для наблюдения и описания полётов. Результатом работы новатора стало появление книги, в которой именно птичий полет был взят за основу искусства летания. Работа имела значительный успех на мировом рынке, многие коллеги по цеху высоко оценили книгу. Среди них можно выделить российского изобретателя Жуковского, французского исследователи Фербера, ну и конечно братьев Райт, известных американских механиков.
Пришла пора третьего и наиболее важного, ну и конечно интересного этапа — внедрения теории в летательскую практику. Учёный считал, что из каждого опыта нужно брать что-то для совершенствования, поэтому каждый шаг своих разработок и эксперименты подробнейше излагал в дневнике.
Девяностые годы ознаменовались появлением монопланеров, на которых испытатель совершил прыжки, которые возможно назвать подлетами. Затем Лилиенталь дошёл до необходимости стабилизировать полет и с этой целью в летательные аппараты внедрил киль. С ростом знаний и умений рос и размах строительства аппаратов. Постепенно площадь крыльев достигла десяти квадратных метров. И наконец недалеко от столицы состоялся переход в новую эпоху воздухоплавания. Отто преодолел по воздуху почти 25 метров.
Постоянно шёл и поиск экспериментальных площадок, что привело братьев Лилиенталь в Лихтенфельд, недалеко от которого и нашлось подходящее место, высотой около 15-ти метров. С возвышенности можно было перелётать в разные стороны и совершать полетные упражнения до ста метров.
В 1892-м году конструктор попробовал увеличить размеры своего творения вдвое. Аппарат вышел громоздким и тяжёлым, при сильных порывах ветра на нем совершенно не получалось взлететь. Учёный сделал вывод, что на данный момент оптимальный размер крыльев около семи метров.
Для ещё большего удобства совершения полётов братья Лилиенталь сконструировали стартовую башню. С неё все в том же 1892-м году был совершен первый полет. Новая конструкция весила около двадцати килограмм, площадь крыльев имела около 14-ти квадратных метров и даже складывалась. Наконец Отто вылетел за пределы ста метров и приземлился возле двухсотметровой отметки.
Разработки хоть и требовали немало средств, но и приносили неплохой доход от фотографий и рекламы. К тому же котлы, выпускаемые на предприятии братьев Лилиенталь продолжали успешно раскупаться. Дополнительные деньги приносили поездки Отто с лекциями.
За двадцать с лишним лет безостоновочных трудов Отто Лилиенталь изобрёл, построил и опробовал 18 своих аппаратов, сам лично взлетал около двух тысяч раз. У немецкого ученого накопилось множество последователей и людей, считавших себя его учениками. К нему часто приезжали перенимать опыт. Из Америки приезжали последователи Отто, развивающие у себя в стране то же направление в науке Ленгли, Пильчер и Геринг. Позднее, именно Ленгли создал модель первого аэроплана. Лилиенталя это очень подстегнуло, ведь к этому аппарату для парения в воздухе можно было приделать и двигатель. Первый двигатель должен был работать на природном газе и вращать 6 лопастей пропеллера, следующая модель работала по принципу паровой машины на углекислоте, и развивала до 2,5 сил. Но мощности обоих моторов недоставало, чтоб разогнать или поднять такую массу в воздух.
Конечно в своих изысканиях Отто беспокоится не только о дальности перелетов, но и о безопасности пилотов. Так, выпуская девятую модель своего планера, конструктор внедрил в носовой части аппарата парашют из нескольких эластичных реек, это подразумевало, что если планер войдёт в пике, то летчику удастся себя немного обезопасить при приземлении.
С одиннадцатого устройства планеры были с рулями. В 1895-м году монопланы превратились в бипланы, то есть крылья удалось разделить, при этом даже увеличив несущие свойства крыльев при уменьшении площади рабочей поверхности. В то же время испытатель ввёл понятие гоширования, для чего он придумал специальные шланги, чтоб во время планирования менять кривизну крыла.
В следующем году из штатов в гости к Отто приехал физик Вуд, устроил фотосессию немецкого ученого, а также испытал съёмку во время полёта. Под впечатлением он выкупил у Лилиенталя тот аппарат.
Датой окончания жизни и карьеры стало 3-е августа 1896-го года, когда учёный испытывал биплан с рулём высоты. Аппарат резко набрал высоту и в определённый момент, после секундного зависания в воздухе рухнул с тридцатиметровой высоты. В результате падения Отто Лилиенталь сломал шею и спасти его не смогли, а сам учёный погиб, подобно мифическому предшественнику Икару — в полете к своей мечте.