Павел Андреевич Федотов

Павел Федотов — биография


Павел Федотов – русский живописец XIX века, положивший начало традициям критического реализма в отечественной живописной традиции.

Ранние годы

Ранняя биография Павла Федотова изучена достаточно хорошо. Он родился в Москве, 4 июля 1815 года (по новому стилю 22 июня), в небогатой семье. Отец, Андрей Илларионович, был военным, по выходу в отставку в чине поручика получил дворянство. Супруга, Наталья Алексеевна, помимо сына родила ему еще двух дочерей. Семья жила у Красных ворот, в Харитоньевском приходе в Огородниках.

Мальчик рос практически без надзора, был предоставлен сам себе. Примерным ребенком не был, часто пропадал на улице, дрался. Простонародная жизнь старой Москвы, с ее многочисленными ключницами, кухарками, сапожниками и мастеровыми дала ему ту основу, способность подмечать детали, которую невозможно было приобрести искусственно.

Павел Андреевич Федотов
Портрет Павла Федотова в молодости

В 11 лет Павла отдали в Кадетский корпус, приобретать военную профессию. Особых альтернатив не было. На государственном обеспечении мальчик провел всю юность. В Кадетском корпусе давали довольно обширную программу – в ней были уроки живописи, географии, истории. Но рисование в те годы его мало интересовало. Живая фантазия юноши влекла Павла к географическими открытиям и батальным сценам. Все, что приходило в голову, он изображал на полях тетрадей.

Особенно удавались молодому человеку карикатуры. Не имея академической школы, он изображал великих путешественников и исторических деятелей так, как видел на портретах. А своих сотоварищей по учебе рисовал с меткими забавными деталями, но не обидно, а удивительно смешно. Карикатуры Федотова обожали, он сам был всеобщим любимцем. Кроме того, прекрасно успевал в учебе, прекрасно пел, играл на гитаре, слыл душой компании.

Именно в Кадетском корпусе, на последних годах обучения, увлечение живописью переросло в нечто большее. Павел увлеченно упражнялся в акварели и графике. Но работать маслом не решался.

Военная служба

По во время учебы в кадетском корпусе в 1830 году, Федотов получил унтер-офицерское звание. А по его окончанию стал уже фельдфебелем. Курс обучения он завершил с отличием, удостоившись чести быть отмеченным на почетной мраморной доске.

В декабре 1833 года Федотова направили служить в лейб-гвардии Финляндский полк, в звании прапорщика, по указу самого императора. Следующие 10 лет молодой офицер посвятил военной карьере. Но любви к рисованию не утратил.

В 1836-1837 году он поступил в Академию художеств, на вечерние курсы рисования. Дома практиковался, создавая работы в акварельной технике и графику. Особенно удавались Федотову портреты, преимущественно сослуживцев. Но, обладая цепкой памятью, начинающий живописец брался и за более сложные задачи. Его портреты и эстампы с изображением великого князя Михаила Павловича охотно раскупали заказчики и торговцы произведениями искусств.

Павел Андреевич Федотов
Автопортрет Павла Федотова

В начале 1937 года полк Павла был отправлен в поход протяженностью 167 верст, из Пулково в Петербург. За участие в нем был отмечен, вместе с другими офицерами, высочайшей благодарностью. А вскоре в расположение Красносельского лагеря, где квартировался полк Федотова, прибыл после лечения за границей и сам великий князь. Гвардейцы приветствовали его так бурно, что Павел немедленно захотел запечатлеть этот момент в истории.

Впервые за годы службы он взял трехмесячный отпуск, и написал акварельную картину. Работа под названием «Встреча великого князя» вышла великолепно. Настолько, что ее решили продемонстрировать самому Михаилу Павловичу. А он, оценив талант живописца, пожаловал Федотову бриллиантовый перстень из своей сокровищницы. Первый успех окрылил художника.

Вскоре он начал работу над новой картиной, вдохновленной участием Павла в церемонии освящения знамен в восстановленном после пожара Зимнем дворце Санкт-Петербурга. Когда полотно было завершено, Федотов осмелился представить его на суд венценосных персон. Михаил Павлович продемонстрировал ее своему брату, императору. Восхищенные талантом военного-живописца, они издали особый указ. Согласно ему, «рисующий офицер» получал возможность оставить службу, и получать ежемесячные ассигнования в 100 рублей в месяц из государственной казны.

Некоторое время Павел сомневался в правильности этого решения. Он даже спрашивал совета у Карла Брюллова, и тот не рекомендовал уходить в отставку. По мнению классика русской живописи, становиться художником в таком возрасте было поздновато.

Но прошение об отставке все же было подано в январе 1844 года. Его удовлетворили, оставив за Федотовым право носить военный мундир, иметь денщика, и пожаловав чин капитана. Обещанную пенсию ему тоже выплачивали, но этих средств катастрофически не хватало. Семья в Москве была в бедственном положении. А еще нужно было нанимать натурщиков, покупать краски и холсты, платить жалованье денщику. Но Федотов не унывал, и был счастлив посвятить себя любимому делу.

Карьера живописца

Свою биографию свободного живописца Павел Федотов начал в 1844 году, и поначалу создавал картины в батальном жанре, простом и понятном для него. Отчасти этот выбор был продиктован и коммерческими мотивами. Император Николай Павлович баталистам благоволил, и вообще был весьма погружен в дела армии.

Начинающий живописец поселился на дальней линии Васильевского острова, где смог найти недорогое жилье. И начал посещать занятия в Академии художеств еще более старательно. Совершенствуя свое образование и стиль в живописи, Павел проводил долгие часы, упражняясь в рисовании, создавал многочисленные этюды с натуры.

Академическая школа много дала Федотову. Он увлекся работами Хогарта. А еще стал изучать анатомию людей и животных при поддержке замечательного педагога – профессора Зауервейда. С того времени сохранились только эскизы, карандашные наброски батальных сцен и казарменной жизни. Уже в те годы друзья отмечали точность и детальность работ Федотова. Он умел ухватить не просто черты лица, но и характер героев своих полотен.

Павел Андреевич Федотов

Работы Федотова охотно покупали. Но ему явно был тесен жанр батальной живописи. Все изменилось, когда Павел неожиданно получил письмо от баснописца Ивана Крылова. В своем послании тот настойчиво рекомендовал художнику попробовать себя в жанровой живописи. Этому совету Федотов и последовал, переработав некоторые из своих набросков маслом. Картины «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста», созданные на протяжении 1847-1848 года произвели большое впечатление.

Павел даже осмелился показать их всесильному Карлу Брюллову, преподававшему в то время в Академии. И тот высоко оценил работы. Брюллов выдвинул Федотова на звание академика, добился для него денежного пособия. Это позволило художнику творить дальше, не заботясь о поисках средств к существованию.

К академической выставке 1848 года было готово уже 3 полотна, в том числе первый вариант картины «Сватовство майора». Второй Федотов написал тремя годами позже. Выставка прошла с большим успехом. Художественный совет единогласно утвердил Павла в звании академика. Критики написали массу хвалебных рецензий.

К Федотову пришла заслуженная слава. Способствовало ей и еще одно юношеское увлечение Павла – привычка слагать стихи, элегии, басни. К «Сватовству майора» он сочинил несколько четверостиший, получивших название «Рацея». С ним сюжет живописного произведения становился еще более ярким. Художника охотно принимали в модных салонах.

Материальное положение Павла после выставки, и с получением звания академика, тоже существенно улучшилось. Прибавка в виде стипендии для поддержки талантов составила 300 рублей в год.

В 1950 году Федотов отправился в Москву, навестить родственников. Но и здесь его настигла слава. Была организована выставка из уже известных работ Павла, и нескольких рисунков сепией. Получив полное одобрение публики и критиков, в Петербург художник возвратился окрыленным. Он решили привнести в свое творчество более светлые мотивы, вместо освещения темных сторон русского быта.

Павел Андреевич Федотов
Художник, пишущий портрет

Работы того периода наполнены лиризмом и нежностью. Особенно удаются живописцу женские портреты – светлые, легкие. Также он довольно много работает как иллюстратор, но эта сторона жизни не приносит больших доходов. Цензоры один за другим запрещают альманахи и издания, за связи с неблагонадежными людьми преследованиям подвергаются друзья Федотова.

В досаде он создает несколько басен, критикующих эти перегибы. А живопись Павла становится все более дерзкой, сатирической, далекой от той, что угодна заказчикам. Одну за другой он начинает новые картины с коммерчески перспективными сюжетами, но не завершает их. Теряет доверие меценатов.

Работы 1851-1852 годов уже наполнены горечью и грустью. Федотов создает «Вдовушку», полотно с печальным, скорбным сюжетом. Начинает, но не успевает завершить еще две картины – «Анкор, еще анкор!» и «Игроков», но не успевает их завершить. Эти работы художника полны сложных аллюзий и скрытого смысла. В них есть и фатализм, и ирония, и трагизм.

«Свежий кавалер»

Первая известная работа художника в жанре критического реализма. Картина написана маслом, в 1846 году, имеет второе название: «Утро чиновника, получившего первый крестик».

Ее появление предварила смена тенденций в искусстве – с восхваления на критику чванства и стремления к наградам. В литературе ее первым перенял Гоголь. А в живописи первопроходцем, и основоположником традиций стал Федотов.

Герой полотна – молодой еще мужчина, изображен здесь в позе античного оратора, о закутан в домашний халат, вместо тоги, а на волосах его заметны папильотки, позволяющие придать им изящные завитки.

Награда, упомянутая во второй версии названия, хвастливо прикреплена на лацкан халата. Хотя рядом, на стуле, висит военный мундир. Довершает сюжет окружающая атмосфера явно происходившего накануне веселья. Тут и оборванные струны на небрежно брошенной гитаре, и остатки спиртного на столике.

Павел Андреевич Федотов
«Свежий кавалер»

Служанка – второстепенная героиня этой картины, смотрит на своего господина с явным весельем и иронией, протягивая ему сапог, с намеком на прекращение гулянья. Тогда как он серьезен и преисполнен самодовольства. Утренние заботы явно волнуют его куда меньше полученной награды.

Картина получила немало хвалебных отзывов от критиков именно за это правдивое обличение бюрократического чванства и заносчивости. Особенно усердствовал в своей рецензии Стасов. Впрочем, сам Федотов не ставил целью непременное обличение всех чиновничьих грехов. В «Свежем кавалере» есть не только ирония, но и явная жалость к герою. Изображенный чиновник явно небогат, и в убожестве своего бытия видит полученный крест как источник будущих благ.

«Разборчивая невеста»

Сам не снискавший личного счастья, Павел Федотов не раз делал центральными фигурами своего творчества женские образы. Картина «Разборчивая невеста», сегодня украшающая собой коллекцию Государственной Третьяковской галереи, была написана в 1847 году, маслом, в технике реализма.

Здесь в сюжете тоже хорошо прослеживается фирменная ирония мастера. Дама, принимающая кавалера в довольно богатой обстановке, явно выглядит не слишком юной. А пасьянс на столике рядом с ней намекает на то, что найти жениха она все же не прочь. Однако, статус невесты явно говорит зрителю о том, что девушка весьма разборчива, и не спешит отвечать кавалерам согласием.

Павел Андреевич Федотов
«Разборчивая невеста»

Поза соискателя ее руки тоже весьма красноречива. Он почтительно смотрит на предмет своего обожания снизу вверх, намереваясь приложиться к руке избранницы. Заискивающе склонившийся в три погибели, этот кавалер явно надеется вступить в выгодный брак. И он готов всячески угождать разборчивой невесте.

Отдельного внимания заслуживают и второстепенные герои полотна. Прячущиеся за портьерами домочадцы старательно подслушивают происходящее в комнате. А один из них даже осеняет себя крестным знамением, не в силах поверить в счастливое продолжение этого сватовства. Подробности, в которых сцена представлена на картине, впечатляют даже истинных знатоков живописи.

«Сватовство майора»

Одна из самых известных картин Федотова была создана в 1848 году, в Петербурге, в стилистике жанровой живописи. Полотно входит в коллекцию Государственной Третьяковской галереи.

На картине изображено 8 человек, но главных героев двое – невеста, и ее жених. Сюжет разворачивается в традиционной для купечества того времени обстановке, пышной, помпезно, но безвкусно оформленной. Дом явно богатый, и сватающийся майор это прекрасно понимает – столько самодовольства написано на его лице. Сам главный герой показан художником как бы в стороне от основного действа, в смежном помещении, готовящимся войти в залу. Его образ выписан детально и тщательно, вплоть до щегольских усиков, и парадного мундира.

Семейство невесты тоже явно не против породниться с представителем дворянского сословия. Об этом свидетельствует и накрываемый стол, с подготовленными рядом напитками, и прием кавалера в гостиной, а не в личных покоях.

Павел Андреевич Федотов
«Сватовство майора»

Невеста – центральная фигура полотна, явно наслаждается своей ролью. Ее пышное платье с переливами парчовой ленты и пеной нежных кружев, открывает линию белоснежных плеч. Шея увенчана ожерельем, а волосы тщательно убраны. Последние штрихи к наряду вносятся прямо на ходу.

Родители на этом фоне выглядят куда более просто. Отец в углу с окладистой бородой в добротном, но достаточно затрапезном наряде. Его готовность к сватовству выдают только сияющие блеском сапоги. Мать, одетая едва ли не наряднее дочери, явно намерена сделать все, чтобы сватовство состоялось. И порыв невесты сбежать из комнаты она предотвращает своей крепкой рукой очень уверенно.

Не менее интересна здесь фигура свахи, в проходе между комнатами. Она успевает и подготовить присутствующих к визиту жениха, и поболтать с отцом невесты. Элемент покоя в общую суетностью сюжета вносит лишь кошка, спокойно умывающаяся на переднем плане картины.

«Все холера виновата»

Эта картина Федотова в привычном для него жанре сатирического или критического реализма, была написана в 1848 году. Сейчас она входит в состав коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. На обратной стороне холста, по традиции, художник разместил пояснительное стихотворение-экспромт.

Павел Андреевич Федотов
«Все холера виновата»

Сюжет картины прост: в разгар застолья один из гостей, не выдержав приема спиртных напитков, просто падает со стула на пол. Обличающая пьянство сценка – не редкость в карикатурном творчестве художника. Но в данном случае она уникальна. Ведь героев Федотов списал со своих родственников, а мужчину в мундире с рукой, поднятой во взмахе, и вовсе с себя. Такой непарадный автопортрет мало кто мог себе позволить.

Картину Федотов писал в разгар эпидемии холеры в Петербурге. И, на первый взгляд, можно заподозрить, что центральный персонаж картины мертв. Но он просто пьян, и не может встать. Но виновата во всем, конечно же, холера. Именно это и высмеивает в поясняющих стихах к полотну сам художник.

«Модная жена» или «Жена-модница»

Как и у других работ художника, у этой картины есть второе название – «Львица». Федотов создал ее в 1849 году, в масляной технике, на картоне, в привычном стиле жанровой живописи с элементами Бидермайера. Работа хранится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

В этой картине особенно ярко проявляется дарование Федотова как сатирика, умеющего высмеивать пороки и пристрастия общества. Главной героиней сюжета автор сделал молодую женщину, одетую по последней заграничной моде. Она явно прибыла домой из путешествия, и разительно контрастирует с окружающей обстановкой. В губах дама держит папиросу. А рядом стоит «экзотический сувенир» — арап, в национальных одеждах.

Павел Андреевич Федотов
«Модная жена» или «Жена-модница»

К этой картине Федотов, по своему обыкновению, сочинил стихотворение, поясняющее сюжет. В нем автор рассказывает о барышне, превратившейся в «светскую львицу» из домохозяйки после вояжа в Париж. Всеми силами она демонстрирует презрение к мещанству обстановки, к домашним и быту. Даже небрежность, с которой супругу демонстрируется лоскут ткани – образец для пошива обновок, подчеркивает ее новый статус.

А муж явно ошеломлен переменами. Почтительно удерживаемый в руке головной убор, и общая его поза, это лишь подтверждает. Не сразу можно заметить на картине и ребенка модной дамы. А он рыдает, явно не узнавая мать, требует к себе внимания. Вот только взрослым нет до этого дела.

Картина не была завершена художником. Это эскизная работа, хоть и с мастерски выписанными деталями. К моменту ее написания обличительный, карикатурный стиль работ Федотова утомил издателей и меценатов. Его новые картины не хотели покупать.

«Завтрак аристократа»

Пожалуй, самое известное из поздних полотен Федотова, было написано художником в 1850 году. Картина, созданная в технике масляной живописи, хранится в коллекции Государственной Третьяковской галерее. Сам автор именовал полотно «Не в пору гость», но для выставок потребовалось более благозвучное название.

На создание картины Федотова вдохновил фельетон Гончарова о жизни столичной аристократии. В нем описывался разительный контраст между блеском жизни напоказ, и скудным бытом дворянства в реальной жизни.

Героя картины автор представляет за завтраком, в компании модно подстриженного пуделя. Обстановка в комнате здесь выглядит явно богаче, чем на других полотнах. Резной письменный столик, удобное зеленое кресло, графика на стенах, скульптуры и вазы. Все это в личных покоях явно должно подчеркнуть великолепный вкус владельца дома.

Павел Андреевич Федотов
«Завтрак аристократа»

Сам он тоже выглядит щеголем. Золотые парчовые туфли, алые атласные брюки, белоснежная рубашка, черный шелковый халат, убранные под сеточку волосы. Даже наедине с собой этот молодой мужчина предпочитает комфорту внешнюю привлекательность.

Вот только завтрак его кардинально контрастирует с окружающей обстановкой. Скромный кусочек черного хлеба явно противоречит роскошному образу жизни. И герой пытается скрыть убогость своей трапезы от гостя, уже входящего в комнату, прикрыв завтрак книгой.

Контраст между блеском и нищетой усиливается и отсутствием слуг, которым полагалось оповещать хозяина о визитере, и распечатанная колода карт под столом, и вывернутый наизнанку кошелек. Герой явно живет не по средствам, и в собственной комнате выглядит самозванцем, пытающимся соответствовать духу времени.

«Вдовушка»

Одна из самых поздних картин Федотова, дошедших до наших дней – «Вдовушка», существует в трех вариантах. Автор долго искал идеальное воплощение своего замысла, но до совершенства работу так и не довел, помешала болезнь. Вариант 1852 года, с лиловыми обоями, хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Картина «Вдовушка» радикально отличается от более ранних работ Федотова. Здесь художник отходит от привычного критического реализма, и создает нежный, трогательный образ женщины, похожей на его сестру, оказавшуюся в таком же сложном положении после смерти супруга.

Центральная фигура картины выписана с присущим Федотову реализмом. Это беременная молодая женщина, погруженная в печаль и тревогу. Это подчеркивает и окружающая обстановка, погруженная в полумрак. Явно не богатая, знававшая лучшие дни. Груды вещей, приготовленных к переезду или продаже, указывают и на изменение в материальном положении.

Павел Андреевич Федотов
«Вдовушка»

Работу над картиной осложняло то, что художник привык писать своих героев с натуры. Однако, сестра приехать к нему из Москвы не могла. И образ получился собирательным.

Еще одним секретом картины является наличие в ней автопортрета самого живописца. Именно его лицо изображено на портрете умершего мужа героини. Создавал его Федотов глядя в зеркало, не взирая на дурные приметы.

Особенно сложно далось художнику и световое решение. Он долго бился над тем, чтобы реалистично отобразить отблеск свечи. И одновременно осветить фигуру женщины лучами света, падающими из окна. «Вдовушка» стала кульминацией творчества живописца, его «лебединой песней», последним проблеском сознания перед горьким угасанием.

Личная жизнь

Посвятивший себя живописи и военной службе, Павел Федотов не был счастлив в личной жизни. Несмотря на то, что приятный внешне молодой человек привлекал к себе внимание выправкой и статью, с женщинами он бы застенчив. Более того, погруженный в свои творческие замыслы, он просто не находил времени на романы. По воспоминаниям современников, сам художник заявлял, что не готов делить свою жизнь между искусством и женщинами.

Известно, что любовные отношения у Федотова все же случались. Но брачных уз он боялся, как огня, и всячески их избегал.

Осложняло ситуацию и то, что Павел был вынужден содержать свою большую семью. Отец, ушедший в отставку с должности титулярного советника, получал мизерную пенсию. Одна из сестер осталась беременной без мужа. Им Федотов исправно посылал содержание. На свою семью у него просто не хватило бы средств.

Смерть

Павел Федотов прожил всего 37 лет. После увольнения с военной службы у него постепенно проявлялись некоторые странности в поведении. Павел стал замкнутым, у него были признаки депрессии. Начались постоянные головные боли, от которых художник сильно страдал, прогрессировала слепота.

С начала 1852 года состояние Федотова заметно ухудшилось. Он начал вести себя странно. Бездумно тратил заработанные средства. Сватался ко всем знакомым женщинам и девушкам, вызывая недоумение окружающих. Непристойное поведение Павла привело к проблемам с полицией. Опасаясь за его душевное состояние, друзья настояли на госпитализации в психиатрическую больницу Лейдесдорфа.

Но существовавшие в то время методы лечения, в том числе сопряженные с физическими наказаниями, помогали мало. Федотов не отвечал на записки друзей, а в их редкие визиты выдавал одну бредовую идею за другой. Короткие моменты просветления случались все реже. А доктора жаловались, что пациент вырывает руками и зубами гвозди из стен, и рисует на всем, что попадется.  Вскоре стало известно о смерти живописца. Он умер в ноябре 1852 года, один, в больнице Всех скорбящих, в результате перенесенного плеврита.

Павел Андреевич Федотов
Памятник Павлу Федотову

Перед смертью Федотов просил своего денщика Коршунова позвать друзей, чтобы проститься с ними. Но верный слуга загулял в трактирах. А Павел умер от горячки, и вскоре был похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, со всеми положенными ему почестями, в военном мундире. В прессе о смерти Федотова не появилось ни одной заметки. Так решил Цензурный комитет. В 1936 году прах живописца перезахоронили в некрополь Александро-Невской лавры, в особом секторе для мастеров искусств.

Знаменитые картины

Сегодня картины Павла Федотова хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Но сам он при жизни вел очень скромный быт. Закалялся холодной водой, много гулял, чтобы набраться впечатлений для своих зарисовок. Еще в 40 годы XIX века у Павла появилась привычка «охотиться» за самыми колоритными персонажами. Их художник мог преследовать по несколько километров, стараясь ухватить мельчайшие детали образа, мимику.

Такая страсть к реализму и привлекла внимание публики. Федотова превозносили за его способность переносить на холст бытовые сцены и сюжеты. Публика валила на выставки толпами, чтобы полюбоваться не на парадные портреты императора и аристократов, а на людей, близких ей сословно и по духу.

Стилистически творческое наследие художника довольно разнообразно. Среди его работ – картины в жанре критического реализма, романтизма, стиле Бидермайер. Техника тоже невероятно разнообразна. Художник мог писать акварелью и маслом, тушью и карандашом, графитом и углем, сепией.

Помимо картин, творческое наследие Федотова включает в себя гравюры, эстампы, карикатуры, написанные в его особой, легкой, юмористической манере. Сегодня они хранятся в музеях и частных собраниях.

Ссылки

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Вам нравится Павел Андреевич Федотов?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя