Питер Пауль Рубенс

Питер Рубенс — биография


Питер Рубенс – прославленный фламандский (нидерландский) художник, стоял у истоков зарождения стиля барокко, коллекционер, дипломат.

Король художников и художник королей – так величали Рубенса его современники. Он обладал таким мощным талантом и многогранностью дарования, глубиной знаний и жизненной энергией, что стал, пожалуй, самой блестящей фигурой в европейской культуре 16-17 веков. Биография Питера Рубенса – одни блистательные победы. Самый плодовитый художник за всю историю мировой живописи оставил после себя колоссальное творческое наследие, состоящее из трех тысяч картин, причем, большая их часть просто огромных размеров.

Детство и юность

Родился Питер Пауль Рубенс в Германии, в городке Зиген 28 июня 1577 года. Однако дату рождения всегда ставили под вопросом, так как в биографию живописца много раз вносились поправки. В Германию семейство перебралось из Бельгии, после того, как Нидерланды охватила гражданская война и протестанты стали жертвами жестокого террора.

Отца звали Ян Рубенс, он занимал должность городского судьи бельгийского Антверпена вплоть до 1568 года. Его супруга – Мария Пейпелинкс, не работала, занималась домом и воспитанием четырех отпрысков. После переезда в Германию у них родилось еще трое наследников, в том числе и Питер.

Питер Пауль Рубенс
Портрет Питера Рубенса

Отец продолжал занимать высокий пост, мама растила детей, семья жила в достатке, считалась благополучной и благочестивой. От былой стабильности не осталось и следа, когда у Яна Рубенса начался роман с Анной Саксонской, женой Вильгельма Оранского, и она от него забеременела.

Он мгновенно лишился своего имущества, у него отобрали права занимать адвокатскую должность. Теперь заботы о материальном состоянии семьи легли на плечи Марии, женщина торговала на рынке овощами, чтобы кормить и одевать детей. В 1571 году Яна арестовали, и он провел два года в заключении. После суда его сослали в городок Зиген Нассаутского герцогства. Жена отправилась за ним, и в 1573-м семья воссоединилась. В следующем году родился сын Филипп, а спустя три года и Питер. В том же, 1577-м не стало Анны Саксонской, и семью Рубенса перестали преследовать. В 1581-м семейство перебралось в Кельн. Они жили в большом съемном доме на Штернегассе. Там же семья пополнилась еще одним ребенком – сыном Бартоломеусом, который вскоре скончался. Ян Рубенс раскаялся в содеянном, его снова приняли в лоно католической церкви, и позволили заниматься адвокатской практикой. Доход семьи состоял из его гонораров и денег, получаемых от сдачи комнат в доме.

Ян сам занимался со своими детьми. Под его руководством они изучили Священное Писание, французский и латинский языки. Но в 1587-м его сразила скоротечная лихорадка, мужчина умер. Старший сын принял решение об отъезде в Италию, потом болезни унесли жизни еще троих детишек. У вдовы остались на руках старшая дочь и два сына – Филипп и Питер. Она решила принять католическую веру и возвратиться в Антверпен. Сыновья начали обучаться в латинской школе.

В те времена Антверпен находился в состоянии постоянных изменений. Торговлю пришлось оставить, так как закрыли все морские пути. Дети Рубенса теперь стояли перед выбором, им нужно было решить, как жить дальше. Дочь вышла замуж за состоятельного мужчину, старший сын посвятил себя живописи, Филипп продолжил отцовское дело, выучился на юриста.

Живопись

Мир искусства в те времена находился в состоянии больших перемен. Стараниями фламандцев появилась новая краска для рисования, более практичная и удобная, на основе масла льна. Краски приобрели яркость, высыхали намного дольше. Теперь от полотен исходила какая-то особая глубина, а саму работу над ними выполняли неспешно и с удовольствием.

Искусство интересовало Питера Пауля с ранних лет. В четырнадцать лет он поступил на учебу к местному художнику. Основам живописи он учился у своего дальнего родственника Тобиаса Вархахта, отличного пейзажиста.

Далее наставником Питера стал Адам ванн Ноорт, тоже приходившийся ему родственником. Рубенс пытался научиться у него всему тому, что не дал ему Вархахт. На протяжении четырех лет он работал под руководством Ноорта. Его все больше притягивала фламандская атмосфера, и это потом отразиться на всем творчестве живописца.

Питер Пауль Рубенс

В 1595-м Рубенс берет уроки мастерства у одного из самых влиятельных художников того периода – Отто ван Веена. Он стоял у истоков зарождения маньеризма и стал для Питера главным учителем, отточившим его мастерство до совершенства.

Питер не стал наследовать манеру письма своего наставника, хотя мировоззрение его сформировалось благодаря именно этому стилю. Веен стал для Рубенса примером образованности и многогранности, хотя и сам ученик блистал отличными знаниями, к примеру, свободно говорил на шести языках и разбирался в гуманитарных науках.

Питер учился у своего третьего наставника вплоть до 1599 года. Спустя год он отправился в «свободное плавание», выбрав для себя Италию. И снова Рубенс совершенствует свое мастерство и одновременно изучает античные произведения.

23-летний художник уже имел собственный почерк, и получил приглашение на работу от Винченцо Гонзаге, правителя Мантуи. Герцог очень любил античное искусство, восхищался картинами эпохи Возрождения. Именно Питер Рубенс стал автором копий этих полотен, предназначенных для коллекции герцога.

Живописец служил при дворе герцога восемь лет. В те годы церковная власть начала выступать против ереси, которую изображали на своих полотнах современные художники, поэтому служба при дворе Гонзаги была очень удачным решением.

За годы жизни в Италии Рубенс посетил Рим, Венецию, Флоренцию, часто бывал там с дипломатической миссией.

В 1608-м умерла мать художника, и он в срочном порядке вернулся в Антверпен. Возвращаться в Италию ему не хотелось, Питер так тяжело переживал утрату самого родного человека, что даже хотел уйти в монастырь. Однако любовь к живописи оказалась сильнее его душевного порыва. Тем более, что у него появилось очень много заказов от богатых соотечественников, а сам эрцгерцог Альберт предложил художнику стать придворным живописцем.

Питер Пауль Рубенс
Картина Питера Рубенса «Союз Земли и Воды»

Именно в Антверпене Рубенс узнал, что такое настоящая востребованность. Он пытался успеть везде – расписывал собор, трудился над заказами эрцгерцога и писал полотна по многочисленным просьбам местной знати. В 1618-м Питер представил свой шедевр, получивший название «Союз Земли и Воды». В этой картине явственно прослеживается то влияние, которое оказали на стиль Рубенса итальянские художники. Есть мнение, что главная идея этой работы – единство города Антверпена и речки Шельды.

Когда количество заказов выросло в разы, Рубенс понял, что ему нужна собственная мастерская. Он набрал юных дарований, и теперь сам выступал в роли наставника. История сохранила для нас некоторые из имен его учеников – Якоб Йордане, Франс Снейдерс. Именно ученикам маэстро поручал писать картины для многочисленных заказчиков. Так родилась продуманная система, школа искусств.

Питер Пауль Рубенс
«Персей и Андромеда»

А сам живописец в то время трудился над созданием еще одного шедевра, ставшего вершиной его художественного творчества – полотном «Персей и Андромеда». Эта картина написана по сюжету античного мифа, всегда привлекавшего художника.

Примерно к 1630-му году Рубенс пресытился таким интенсивным образом жизни. Он отошел в тень, немного времени провел в тишине и уединении, работая над своим очередным шедевром. Так на свет появились «Три грации» и «Суд Париса».  В них явственно проступает натура автора, увлеченного красотой и пластичностью женского тела.

Настоящая классика фламандской живописи – картина «Сусанна и старцы», по сюжету Ветхого Завета. Полотна Рубенса, переданные соборам, и основанные на Священном Писании – «Самсон и Далила», «Тайная Вечеря», отражали его художественный вкус. Хотя сам маэстро больше интересовался совершенно другой стороной жизни – пышной, яркой, драматичной. Стоит отметить, что далеко не все работы прославленного живописца, имевшие церковную направленность, получили одобрение. Множество противоречий вызывала одна из них – «Воздвижение креста».

Картина «Избиение невинных» написана по одному из библейских сюжетов, когда, опасаясь пришествия Иисуса, Ирод истреблял всех новорожденных. По мнению историков и биографов, эту свою картину Рубенс считал самой любимой своей работой.

Питер Пауль Рубенс
«Избиение младенцев»

Настоящим памятником эпохи барокко стало полотно «Медуза». Рубенсу очень нравилось наблюдать, какую реакцию она вызывает у современников. Они выглядели совершенно напуганными от откровенности картины.

Политическая жизнь Антверпена всегда вызывала живой интерес художника. На протяжении достаточно долгого времени его творчество имело тесную связь с политикой. Это же касается и «Медузы», расцененной местными жителями, как знак, своеобразное предупреждение.

Питер Пауль Рубенс
«Медуза»

Картины и дипломатические способности Питера Рубенса способствовали установлению мирных отношений Мадрида и Лондона. Он мечтал внести свою лепту в изменение хода войны на родине, но все его попытки оказались тщетными. Устав от бесконечных поездок, Питер Рубенс в свои пятьдесят лет окончательно обосновался в Антверпене.

Личная жизнь

Вернувшись из Италии, художник женился на восемнадцатилетней дочери местного чиновника Изабелле Брант. Это был брак по расчету, и тем не менее, юная жена питала к своему супругу нежные чувства, заботилась о нем. Супруги прожили в браке семнадцать лет, Изабелла подарила Рубенсу троих наследников. Однако тихая спокойная семейная жизнь вскоре закончилась, в 1630-м году супруги не стало. Причина смерти молодой дамы – инфаркт.

Питер Пауль Рубенс
Автопортрет Питера Рубенса с Изабеллой Брант

Питер Рубенс сумел еще раз устроить свою личную жизнь. В пятьдесят лет он повел под венец совершенно юную девицу – шестнадцатилетнюю Елену Фоурмен. Он стала не только его женой, но и главной музой, скрасила последние годы жизни художника своей любовью и вниманием. Елена родила Питеру пятерых детишек.

Смерть

На протяжении всей жизни Рубенс страдал от приступов подагры, которые приобрели более продолжительное и тяжелое течение после 1635 года. Приступ, случившийся в апреле 1638 года, стал причиной того, что правая рука художника перестала его слушаться, продолжать писать картины он уже не мог. В феврале 1639-го состояние живописца настолько ухудшилось, что родные опасались за его жизнь. 27 мая 1640 года Питер Рубенс пригласил нотариуса для составления завещания, а спустя три дня снова начался приступ. Он был настолько сильным, что сердце живописца не выдержало, он умер в тот же день.

Питер Пауль Рубенс
Памятник Питеру Рубенсу

Несмотря на имеющееся завещание, наследники делили имущество и улаживали все споры между собой на протяжении целых пяти лет.

Избранные картины

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Питер Пауль Рубенс?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя