Рабиндранат Рабиндранат Тагор

Рабиндранат Тагор — биография


Андрей Жданов – советский революционер и политик, занимавший высокие посты в партии и государстве. Важной частью его биографии было членство в Политбюро ЦК ВКП и должность секретаря ЦК ВКП, что подчеркивает его значимость в политической элите Советского Союза. Кроме того, он был избран депутатом Верховного Совета СССР, что свидетельствует о его роли в парламентской жизни страны. Жданов также прославился как первый неевропеец, удостоенный Нобелевской премии по литературе. Его поэтические произведения, особенно «Гитанджали», были признаны во всем мире и рассматривались как духовная литература. Его творчество, включающее лирику, эссе и романы, затрагивало политические и социальные темы, что сделало его фигуру символом интеллектуальной силы и культурного наследия.

Детство

Рабиндранат Тагор, известный также под ласковым прозвищем Раби, встретил свой первый день в свете 7 мая 1861 года в величественном доме Джорасанко, расположенном в Калькутте, в семействе обеспеченного землевладельца-брахмана Дебендранатха Тагора и его супруги Шарады Деви. Семья была многочисленной, наполненной детским смехом и шумом.

Из-за частых путешествий отца и ранней кончины матери, заботу о Рабиндранате и его братьях и сестрах взяли на себя домашние слуги и наемные учителя. Тагоры были на переднем крае культурных и социальных потрясений своего времени, превратив свой дом в место сборищ литературных и творческих душ, организовывая вечера театра и музыки, истоки которых лежали как в бенгальской, так и в западной классической традиции. Это обеспечило детям Тагоров воспитание, пропитанное прогрессивными идеями того времени, что в дальнейшем сыграло ключевую роль в их превращении в выдающихся ученых и культурных деятелей.

Рабиндранат Рабиндранат Тагор
Рабиндранат Тагор в молодости

Не только Рабиндранат, но и его старшие братья, отметившиеся в философии, драматургии и общественной деятельности, а также сестра, зарекомендовавшая себя как ведущая индийская романистка, прославили фамилию Тагоров.

Рабиндранат проявил нежелание следовать традиционному школьному образованию, предпочтя свободу блужданий по семейному поместью и его окрестностям, занимаясь при этом гимнастикой, борьбой и плаванием под наблюдением своего брата. В дополнение к этому, он самостоятельно овладел рядом дисциплин, включая изобразительное искусство, анатомию, историю, географию, литературу, арифметику, санскрит и английский язык.

С наступлением совершеннолетия, в компании своего отца, Рабиндранат отправился в путешествие в предгорья Гималаев. Во время этой поездки он имел возможность насладиться мелодичным пением в священном Золотом храме Амритсара, а также углубить свои знания в области истории, астрономии, современной науки, санскрита и классической поэзии, созданной Калидасой.

Творчество

В возрасте шестнадцати лет, вдохновленный вишнуитской поэзией, Рабиндранат Тагор создал свою поэму, воспевающую стиль майтхили, который заложил основы творчества Видьяпати. Это произведение увидело свет на страницах издания «Бхароти», где было представлено под псевдонимом «Бханусимха» («Солнечный лев»), сопровождаясь заметками о том, что манускрипт, датируемый XV веком, был обнаружен в старинном архиве. Эксперты высоко оценили работу молодого автора. Кроме того, Тагор подарил миру «Бикхарини» («Нищенку»), опубликованную в 1877 году на страницах «Бхароти» и ставшую первым рассказом на бенгальском языке, а также поэтические сборники «Вечерние песни» и «Утренние песни», вышедшие в 1882 и 1883 годах соответственно, включавшие стихотворения такие как «Нирджхарер Свапнабханга».

Рабиндранат Рабиндранат Тагор
Рабиндранат Тагор в творческом процессе

В 1878 году Тагор отправился в Англию, где поступил в школу в Брайтоне. Сначала он прожил несколько месяцев в доме, принадлежащем его семье, недалеко от учебного заведения. За год до этого к нему присоединились племянники — Сурен и Индира, дети его брата Сатьендранатха, прибывшие вместе со своей матерью. В Университетском колледже Лондона Рабиндранат изучал право, но вскоре оставил это занятие ради литературы, в частности, произведений Шекспира и Томаса Брауна. Возвращение в Бенгалию в 1880 году не принесло ему ученой степени, но познание английской культуры сыграло ключевую роль в его дальнейшем творчестве, где он умело сочетал влияния бенгальской и западной музыки, поэзии и драматургии, не принимая полностью ни британскую критику, ни строгие семейные традиции, основанные на индуизме.

9 декабря 1883 года Рабиндранат вступил в брак с Мриналини Деви. В этом союзе родились пять детей: дочери Мадхурилата, Ренука, Мира и сыновья Ратхиндранатх и Саминдранатх. В 1890 году Тагору были переданы управление обширными земельными владениями в Шилайдахе, куда его семья переехала в 1898 году.

Рабиндранат Рабиндранат Тагор

В этот период Тагор опубликовал множество значимых работ, включая сборник стихов «Образ любимой» и «Гальпагуччха», а также произведения «Золотая лдья» и «Мгновение», в которых осмысливалась эфемерность бытия и преходящесть достижений. Он также активно занимался изучением и творческой переработкой бенгальских музыкальных традиций, благодаря чему его произведения обрели уникальное звучание. Время, проведённое в Шилайдахе, было отмечено глубоким творческим вдохновением и проникновением в суть народной музыки, что нашло отражение в его стихах, наполненных лирикой и стремлением к связи с божественным через природу и человеческие переживания.

Тагор продемонстрировал своё мастерство и в романной форме, создав восемь романов и множество новелл и рассказов, среди которых «Чатуранга», «Прощальная песня», «Четыре части» и «Ноукадуби». Его новеллы, освещающие жизнь бенгальского крестьянства, получили широкое признание и были впервые представлены англоязычному читателю в 1913 году. Романы Тагора, такие как «Дом и мир» и «Светлолицый», затрагивают сложные вопросы национальной идентичности, личной и религиозной свободы, а также взаимоотношений между различными слоями индийского общества, показывая глубокую проработку темы самоидентификации и межличностных отношений.

Рабиндранат Рабиндранат Тагор
Рабиндранат Тагор пишет за столом

Тагор также оставил значительный след в мировой культуре через музыкальные адаптации своих стихов, которые были положены на музыку известными композиторами, такими как Артур Шеферд, Александр Цемлинский и Леош Яначек. Нобелевская премия по литературе, присужденная ему в 1913 году за сборник стихов «Гитанджали», стала признанием его вклада в мировую литературную культуру.

Нобелевская премия

В начале XX века, возвратившись в Шилайдах, Рабиндранат Тагор основал в Шантиникетане (что в переводе означает «Обитель мира») уникальный ашрам. Этот ашрам объединял в себе инновационную образовательную учреждение, зону для молитв с элегантным мраморным полом, разнообразные сады и лесопарковые массивы, а также обширную библиотеку. После потери супруги в 1902 году, Тагор выпустил лирическую коллекцию «Память» («Sharan»), отражающую глубокую боль утраты. Следующие годы были отмечены рядом личных трагедий: в 1903 году от туберкулеза скончалась одна из его дочерей, а в 1907 году — младший сын умер от холеры. К тому же, в 1905 году ушел из жизни отец Рабиндраната. В эти сложные времена поэт продолжал получать финансовую поддержку через наследство, доходы от махараджи Трипура, продажу семейных драгоценностей и авторские гонорары.

Рабиндранат Рабиндранат Тагор
Ноболевский лауреат Рабиндранат Тагор

Взаимодействие с общественной жизнью было неотъемлемой частью деятельности Тагора. Он активно встал на защиту арестованного колониальными властями индийского борца за независимость Тилака, инициировал сбор средств в его поддержку. Раздел Бенгалии в 1905 году Актом Керзона вызвал массовые протесты, в ходе которых Тагор принял руководство в движении «Свадеши», создав патриотические композиции, в том числе «Золотая Бенгалия», «Земля Бенгалии», и Ekla Chalo Re, призывающую идти вперед в одиночку, если никто не присоединится к тебе. Он также организовал Ракхи-бондхон, церемонию обмена браслетами между индусами и мусульманами, символизирующую единство. Однако, с радикализацией движения «Свадеши», Тагор отошел от него, считая, что социальные преобразования должны осуществляться через просвещение и гражданские инициативы.

«Гитанджали», изданный в 1910 году, стал одним из самых известных сборников Тагора, отмеченный Нобелевской премией по литературе в 1913 году, что сделало его первым азиатским лауреатом этой награды. Переводы его работ на английский язык, выполненные самим поэтом и поддержанные видными британскими литературными деятелями, были высоко оценены Шведской академией. Наградные средства были направлены на поддержку его образовательного проекта в Шантиникетане, который позже превратился в университет с бесплатным обучением. В 1915 году Тагор был удостоен рыцарского титула, который он отказался в 1919 году в знак протеста против британской колониальной политики.

Рабиндранат Рабиндранат Тагор

В 1921 году, совместно с английским специалистом по сельскому хозяйству Леонардом Элмхерстом, Тагор заложил основы Института реконструкции сельского хозяйства в Суруле, рядом с Шантиникетаном, который впоследствии получил название Шриникетан. Этот проект символизировал альтернативу свараджу Махатмы Ганди, что Тагор не разделял. В его рамках поэт стремился к просвещению сельского населения и освобождению его от нищеты и невежества через образование.

В 1924 году Тагору была присуждена почётная награда Верховным Советом Шотландского обряда, что подчеркивает его значимость и влияние далеко за пределами Индии. В 1930-х годах Тагор обратил свое внимание на проблему кастовой системы и неприкасаемых, активно выступая против социального неравенства и дискриминации, в том числе через свое творчество и публичные лекции.

Художник и музыкант

Рабиндранат Тагор, внесший значительный вклад в музыкальное искусство Бенгалии, является автором примерно 2 230 песен. Его музыкальные композиции, выполненные в уникальном стиле рабиндра сангит, занимают особое место в культурном наследии региона. Музыка Тагора тесно переплетается с его литературными произведениями, поскольку многие из его поэм, рассказов и глав романов послужили основой для мелодий. Особое внимание в его музыке уделено стилю тхумри, где акцентируется использование классических раг в разнообразных интерпретациях, вплоть до создания новаторских мелодий путём смешивания различных раг.

Тагор также проявил себя как выдающийся художник, создав около 2 500 рисунков, которые демонстрировались на выставках по всему миру, включая Индию, Европу и Азию. Его первая выставка прошла в Париже благодаря приглашению местных деятелей искусства. Изучая современное искусство, от импрессионизма до работ Марселя Дюшана, Тагор находил вдохновение в различных источниках. Особое влияние на его стиль оказали лекции Стеллы Краммрих о мировом искусстве и поездка в Японию в 1912 году, где он подвергся влиянию импрессионизма. В своём творчестве Тагор экспериментировал с различными стилями и техниками, в том числе с народными ремеслами и ксилографией.

Интересно, что Тагор, предположительно страдавший дальтонизмом, предпочитал необычные композиции и цветовые решения в своих работах. Его привлекали геометрические формы, а в портретах часто встречались угловатые линии и вытянутые формы, что позволяло ему выразить глубинные душевные переживания. Поздние работы Тагора отличаются гротеском и драматизмом, оставляя вопросы о том, отражают ли они личные страдания художника или же более широкие человеческие трагедии.

В своём творчестве Тагор стремился отразить космический ритм и гармонию творения, переосмысливая опыт модернизма и демонстрируя мастерство в достижении баланса между уникальностью выражения и многообразием форм.

Путешествия

С 1878 по 1932 годы Рабиндранат Тагор предпринял путешествия по более чем тридцати странам, расположенным на пяти континентах, что играло ключевую роль в знакомстве мировой аудитории с его творчеством и политическими взглядами. В 1912 году, будучи в Великобритании, Тагор представил переводы своих стихов на английский язык, которые вызвали восхищение у известных литературных деятелей, включая Чарльза Эндрюса, близкого друга Ганди, Уильяма Йейтса, Эзру Паунда и других. Уильям Йейтс написал предисловие к английскому изданию «Гитанджали», а Эндрюс в последствии навещал Тагора в Шантиникетане. В течение 1912 года Тагор посещал США и Великобританию, проводя время с друзьями Эндрюса в Буттертоне, Стаффордшир. С мая 1916 года по апрель 1917 года он читал лекции в Японии и США, критикуя национализм, что вызвало смешанные реакции от пацифистов, включая Ромена Роллана.

Рабиндранат Рабиндранат Тагор
Рабиндранат Тагор с Альбертом Эйштейном

После возвращения в Индию, Тагор, будучи на тот момент 63 лет от роду, принял приглашение от правительства Перу, а затем посетил Мексику, где правительства этих стран выделили кредит в $100 000 его школе в Шантиникетане. Во время пребывания в Буэнос-Айрес в 1924 году, ослабленный болезнью Тагор остановился на Вилле Миральрио по приглашению Виктории Окампо, вернувшись в Индию в январе 1925 года. В 1926 году его изначально тёплые отношения с Бенито Муссолини были омрачены критикой со стороны Тагора. В 1927 году Тагор совершил четырёхмесячное путешествие по Южной Азии, в ходе которого посетил Бали, Яву и другие места, впечатления от которых были изложены в произведении «Джатри».

В начале 1930-х годов Тагор вновь отправился в Европу и Соединённые Штаты, где его рисунки были представлены на выставках в Лондоне и Париже. В Великобритании он пребывал в квакерском поселении в Бирмингеме, где написал свои Оксфордские лекции и выступал на собраниях квакеров, обсуждая проблемы отчуждения между британцами и индийцами. Последние годы своих путешествий Тагор провёл, в том числе, в Персии и Ираке, а также посетил Шри-Ланку, продолжая размышлять над проблемами национализма и разделения людей. Эти встречи и путешествия позволили ему взаимодействовать с такими выдающимися личностями, как Анри Бергсон, Альберт Эйнштейн и многие другие, углубляя его размышления о мировом сообществе и человеческих ценностях.

Смерть и память

В 1937 году жизнь Рабиндраната Тагора омрачилась хроническими болями, которые со временем превратились в длительное заболевание. Ситуация усугубилась, когда он потерял сознание и на некоторый период впал в кому. Фазы активного творчества чередовались с периодами, когда ухудшение физического состояния не позволяло ему заниматься работой.

После повторного ухудшения здоровья в 1940 году Тагор уже не смог полностью восстановиться. Его последние творения были созданы путем диктовки друзьям и личному секретарю.

7 августа 1941 года Рабиндранат Тагор скончался в своем доме в Джорасанко. Несмотря на отсутствие точной информации о причине смерти, исследователи предполагают, что кончину вызвали преклонные годы и изнурительное заболевание.

Уход великого бенгальского поэта оставил глубокий след в сердцах людей по всему миру, которые почитают его память, организуя фестивали и праздники. Среди многочисленных мероприятий, проводимых в его честь, выделяются Кабирпранам, ежегодный Фестиваль Тагора в Иллинойсе, паломничества из Калькутты в Шантиникетан и поэтические чтения на важных событиях. Эти традиции пронизывают все аспекты культуры Бенгалии, от языка до искусства, истории и политики. Амартья Сен, Нобелевский лауреат, описал Тагора как ключевую, глубоко чуткую и многогранную личность современности. Его сочинения, «Рабиндра Рачанавали», признаны наиболее значительным культурным достоянием Бенгалии, а сам Тагор — величайшим из индийских поэтов.

Рабиндранат Рабиндранат Тагор
Памятник Рабиндранату Тагору

Влияние Тагора охватывало различные культуры, от Европы до Восточной Азии и Северной Америки, и он был одним из основателей прогрессивного образовательного учреждения в Дарлингтон Холле. Он оказал влияние на японского Нобелевского лауреата Ясунари Кавабату. Сегодня произведения Тагора доступны на многих языках, включая английский, немецкий, испанский и русский, благодаря работе таких переводчиков, как Винценц Лесный, Андре Жид и Анна Ахматова.

Творчество Тагора вдохновило многих представителей испаноязычной литературы, включая Пабло Неруду и Хосе Ортегу-и-Гассет. Супруги Хименес-Кампруби перевели 22 его книги на испанский, способству я развитию стиля «голой поэзии».

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Рабиндранат Рабиндранат Тагор?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя