Рене Магритт — биография
Рене Магритт – бельгийский живописец XX века, работал в жанре сюрреализма, кубизма, артдеко, постимпрессионизма, магического реализма. Выпускник Королевский Академии изящных искусств.
Ранние годы
Рене родился в ноябре 1898 года, в Бельгии, в провинции Эно, в Лессине, в семье торговца тканями Леопольда Магритта его супруги Реджины Бертиншам. Мальчик стал первым ребенком пары. Его мать до замужества работала модисткой. А отец не только продавал ткани, но и владел ателье, сам прекрасно шил.
Талант сына родители заметили довольно рано. Уже в 11 лет он начал брать первые уроки рисования. А в 12 остался сиротой – мать покончила жизнь самоубийством, бросившись в реку Самбр. Согласно известным данным, ее тело обнаружили далеко не сразу. А когда нашли, лицо женщины закрывал подол платья. Образ человека с тканью на лице будет часто встречаться в картинах и рисунках Рене в дальнейшем.
Учеба и армия
В 1916 году Рене поступил на учебу в Королевскую Академию изящных искусств в родном Брюсселе. К тому времени частные уроки уже дали ему необходимую базу. Талантливый юноша смело экспериментировал в живописи, преимущественно в жанре модного тогда импрессионизма.
В период с 1916 по 1918 год Магритт изучал живопись под руководством Констана Монтальда, но на уроках откровенно скучал. А вот занятия с Гисберто Комбаза молодому человеку нравились больше. Тот был дизайнером плакатов и художником.
После выпуска из Академии Рене некоторое время писал картины в жанре кубизма, и футуризма. В 1920 году его призвали на военную службу. В пехотном полку города Беверло Магритт провел около 9 месяцев.
Художник
Биография Рене Магритта как художника, пишущего на заказ, начинается не слишком блестяще. После службы в армии он работает на обойной фабрике чертежником, рисует плакаты и создает рекламные вывески.
Лишь в 1926 году, заключив полноценный контракт с галереей Ле Сентаур, Рене бросает все подработки, и посвящает себя живописи. В 1926 году он создает свою первую работу в жанре сюрреализма. Эта картина известна под названием «Потерянный жокей».
В 1927 году в Брюсселе проходит первая персональная выставка двадцатисемилетнего художника. Его работы, по некоторым сведениям, подвергли жесткой критике, и не приняли. Разочарованный, Магритт переезжает в Париж, где сюрреализм как раз входил в моду. Там он становится частью группы, членом которой уже был Андре Бретон.
В 1929 году в Париже, в галерее Goemans, проходит выставка сюрреалистов. Здесь, помимо Магритта, представили свои работы Пикассо и Дали, де Кирико, Макс Эрнст, Жоан Миро и другие основоположники жанра.
Впрочем, большого влияния в Париже Рене так и не обрел, а затем закрылась галерея Ле Сентаур («Центр»), исправно платившая ему по контракту все эти годы. Лишившись средств к существованию, Магритт возвращается в Брюссель, и снова идет работать в сферу рекламы. Правда, на этот раз художник вместе с братом создает собственное агентство. Дохода от него хватает, чтобы покрыть скромные нужды семьи.
Были и подработки. Например, известно, что под псевдонимом «Эймар» Рене в середине 30 годов XX века рисовал постеры к фильмам для дистрибьютора Tobis Klangfilm. Некоторые из них сохранены в архивах родного для Магритта города Левен.
Но живопись Рене не бросил. Более того, его работы заинтересовали галеристов за границей. В 1936 году они организовали художнику выставку в США. И это несмотря на то, что Магритт успел вступить в 1932 году в коммунистическую партию, и оставался в ее рядах довольно долго. В 1938 году у художника проходит еще одна персональная выставка, уже в Лондоне.
В период Второй мировой войны, когда Бельгию оккупировали немецкие войска, Магритт оставался в стране. В это время его стиль в живописи претерпевает значительные изменения. В нем появляются красочные элементы, словно нанесенные Ренуаром. Так художник протестовал против оккупации.
С 1946 года Магритт отказывается от пессимистических мотивов и жестокости в своем творчестве. И даже подписывает, вместе с другими сюрреалистами, своеобразный манифест.
Впрочем, послевоенная жизнь была трудна. Заказы на рекламу отсутствовали, и Рене начал промышлять не совсем честными видами заработка. Он подделывал знаменитые картины других художников. Легко воспроизводил работы де Кирико и Пикассо. А затем и вовсе создал печатный станок и клише для фальшивых банкнот. Брат был в курсе афер, и всячески помогал. Лишь к концу 1948 года Магритт смог вернуться к живописи в полной мере.
До 60 годов XX века интерес к его персоне и стилю в искусстве все возрастал. Сам Магритт в зрелом возрасте утверждал, что работает в жанре магического реализма. Он первым из современников сделал слова частью художественного произведения, а не дополнением к нему. Был настоящим новатором, но при этом строго придерживался символизма. Большинство его картин содержит изображение шляпы-котелка, розы, яблока или тромбона. А образ жокея идет сквозной нитью через все творчество художника.
Шляпу-котелок, к слову, Рене носил и сам, сделав ее узнаваемой деталью своего образа. Причем считал этого головной убор и черное пальто лучшим нарядом, чтобы сохранить анонимность, остаться неузнанным. Вообще, он старался жить как можно более заурядно. Жил в уютной мещанской обстановке маленького домика с камином и украшениями в виде фигурок фарфоровых гусей.
Самые известные работы
Среди около 2000 работ, созданных Рене Магриттом, есть плакаты и скульптуры, рисунки пастелью и карандашом. Но главной в его жизни была масляная техника. А каждая из завершенных картин оставалась загадкой для зрителей. Ведь автор был мастером двойных, а подчас и тройных смыслов. Настоящим иллюзионистом от живописи.
Самые известные его работы созданы достаточно поздно. Но именно они прославили Магритта на весь мир.
Сын Человеческий
Картина 1964 года запечатлела образ человека в черном пальто и котелке-шляпе, стоящего у парапета набережной. Но его лица не видно – ту часть закрывает зеленое яблоко. Один из любимых символом Магритта.
Предполагается, что работа, как и многие другие картины мастера, является автопортретом.
«Вероломство образов (это не трубка)»
Картина 1935 года, достаточно небольшая, написанная маслом на холсте, является одной из многочисленных загадок художника.
Помимо изображения курительной трубки на полотне есть надпись (вынесенная в название) и автограф автора.
«Принцип удовольствия»
Картина 1937 года была написана по заказу британского аристократа Эдварда Джеймса, для его частной коллекции. Это портрет человека, вместо головы которого изображено сияние света.
Известно, что на картине зритель видит самого заказчика. Джеймс не мог позировать автору лично, но предоставил фото, сделанное другим сюрреалистом, Маном Рэем, в точности по инструкции Магритта.
«Вариация печали»
Картина 1957 года, созданная на холсте в масляной технике, демонстрирует интересную композицию. В ее центре – курица, которая только что снесла яйцо.
А перед ней – подставка с другим таким же, но, вероятно, вареным. Трагическая аллегория жизни и смерти, созданная гениальным художником.
«Жоржетта за пианино»
Она из ранних, кубистических работ художника, созданная в 1923 году. Угадать в ней руку Магритта практически невозможно.
Тем интереснее рассматривать результат этого эксперимента в коричнево-желто-зеленых тонах.
«Память»
У этой картины есть 2 версии – 1942 и 1948 года. На обеих центральным элементом композиции выступает женская голова, часть скульптуры, с окровавленным виском и бровью. Вот только в первоначальном варианте она размещена у деревянной стены.
А на второй, более поздней, картине парит в пространстве, рядом с яблоком и стаканом.
«Размышления одинокого прохожего»
Работа 1926 года прекрасно характеризует стиль раннего Магритта. На довоенных полотнах художник довольно часто рисовал мертвых людей – жертв преступления или в виде женщин с головами и телами рыб, выброшенных на берег.
«Размышления одинокого прохожего» можно назвать одной из первых работ в стиле магического реализма, где запечатлен тот самый человек в котелке и черном пальто – незримый образ мастера. А за его спиной – бездыханное тело, парящее в воздухе на фоне реки.
«Портрет»
Работа 1935 года известна почитателям Магритта не меньше, чем его «не трубка».
Простой натюрморт, в котором бутылка и стакан, вилка и нож дополняются лежащим на тарелке с блином, смотрящим на зрителя единственным глазом. Картина находится в экспозиции музея современного искусства в Нью-Йорке.
«Попытка невозможного»
Эта картина 1928 года – одновременно портрет и автопортрет. Ведь на ней художник (предположительно Магритт запечатлел себя) рисует в воздухе обнаженную женщину – ту самую Жоржетту, жену и музу. И, кажется, эта «попытка невозможного» ему вполне удается.
Личная жизнь
В личной жизни Рене Магритт, несмотря на все причуды, отличался удивительным постоянством. Со своей будущей супругой и музой, Жоржеттой Берже, он впервые встретился в 15 лет. Девочке было 13. А спустя 7 лет дочь мясника из Шарлеруа снова встретила молодого художника. Как и он, Жоржетта изучала изящные искусства. Пара решила жить вместе. Они поженились в июне 1922 года. Практически все женские образы на картинах художника – это портреты его жены. В том числе обнаженные, и весьма откровенные.
Но этот брак все же не был идеальным. В 1936 году пара испытала кризис семейной жизни, продлившийся до 1940 г. Магритт увлекся молодой и харизматичной артисткой Шейлой Легг. Случился страстный роман. Чтобы скрыть свое увлечение от супруги, Рене уговорил друга, Поля Колине, изобразить интерес к Жоржетте. Но внезапно оба увлеклись, и жена ушла от Магритта.
Помирились супруги лишь 4 года спустя, и затем продолжили совместную жизнь. Детей у пары не было.
Смерть
Рене Магритт в конце жизни страдал от рака поджелудочной железы. От этого заболевания он и умер в августе 1967 года. Похоронили живописца в Эвере, в Брюсселе, на кладбище Шербек.