Эдвард Мунк

Эдвард Мунк — биография


Эдвард Мунк – норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма, автор «живописного хоррора», самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик».

Мрачная жизнь Эдварда Мунка была полна разочарований и это отразилось на его творчестве. Картины художника проникнуты мотивами тревоги, отчаяния, ужаса и смерти, но при этом во многих его произведениях присутствуют надежда и попытки вырваться из психологического кризиса. Творчество несомненно помогало ему справиться с душевными надломами.

Детство

Эдвард Мунк 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен. Его отец, Кристиан Мунк, военный врач, был небогатым человеком, но его очень уважали за высокий культурный уровень, унаследованный от предков. В семье было пятеро детей. Мунки часто переезжали и жили в более чем скромных съёмных квартирах. Когда Эдварду было пять лет, мать умерла от туберкулёза и его воспитанием занялась родная тётя Карен и старшая сестра Юханна София. Он сильно привязался к сестре, поэтому для него стала чудовищным потрясением её смерть от чахотки в его пятнадцать лет. Болезнь и уход Софии стали в дальнейшем мотивом его первых картин. В частности, картины «Больная девочка». Странное впечатление производила другая сестра Эдварда Лаура. Как потом выяснилось, у неё была шизофрения. Она тоже довольно рано скончалась, в доме презрения для душевнобольных.

Эдвард Мунк
Эдвард Мунк фото в юности

Художественные способности Эдвард проявлял с раннего детства. Это отмечали многие из его родственников. Он был впечатлительным ребёнком и после всякой волнующей ситуации садился рисовать. Его отец был очень набожным человеком, но его вера не была светлой, он часто поминал ужасы ада и пугал своими «проповедями» детей. Так что Эдварду в детстве хватало впечатлений. Когда умерла София он разочаровался в боге, – как мог бог допустить такое в то время, как отец денно и ношно молится.

Творческий путь

После средней школы в 1879 году Эдвард пошёл учиться в техническое учебное заведение, неплохо справлялся с физикой и математикой, но страсть к рисованию заставила его в 1881 году поступить в Королевскую школу рисования в Христиании (прежнее название Осло). Его наставником был приверженец натурализма Кристиан Крог. Он познакомил Мунка со столичной творческой элитой, где всеобщее внимание привлекал писатель Ханс Егер, который не признавал ни морали, ни религии, считал, что свободные отношения полов являются естественной и искренней добродетелью человека. Спустя годы они с Мунком сильно подружились и Егер стал одним из тех, кто оказал сильное влияние на личность художника.

Мунк стал вести богемный образ жизни – пил, ходил по ресторанам и общался с нигилистами, что очень сильно раздражало отца и испортило без того натянутые отношения.

Эдвард Мунк
«Этюд головы» Эдварда Мунка 1883г.

Впервые свою работу в 1883 году Мунк предъявил публике на выставке в Дворцовом парке Христиании. Это был «Этюд головы». А немного позже он выставил реалистичную картину «Девушка, разжигающая огонь в печи».

В конце 1884 года влиятельный художник и дальний родственник Мунка Фриц Таулов выхлопотал ему стипендию, которая позволила начинающему художнику поехать в Париж. Налюбовавшись на работы парижских импрессионистов, Мунк начал перенимать их манеру писать светлыми красками и плавными мазками.

В 1885 году Мунк переживал болезненный роман с замужней женщиной Милли Таулов, которая приходилась невесткой Фрицу Таулову. Он не написал ни одной картины с изображением Милли, но некоторые исследователи его творчества считают, что её образ присутствует на картинах «Голос» и «Лунный свет».

Эдвард Мунк
«Голос»

В 1886 году на Осенней выставке в парке Мунк представил свою картину «Больная девочка».

Ему позировала 11-летняя соседская девочка Бетти Нильсен, которая со слезами на глазах обратилась к нему за помощью, когда её брат сломал ногу.

Художника впечатлило её взволнованное лицо, напомнив об утраченной старшей сестре, и он обратился к ней с ответной просьбой – стать его моделью. Критикам картина показалась незаконченной или, как сказал один из них «едва намалёванным наброском». Считалось, что художнику не хватает техники. Его стиль не поняли и не приняли.

Эдвард Мунк
«Больная девочка»

Последующие свои работы Мунк постарался сделать в традиционной манере. Он написал серию портретов, жанровых сценок и пейзажей в импрессионистском духе, а также картину «Весна», где передал свои ощущения связанные с болезнью сестры и собственной болезнью (в тот год он сильно болел). Как и в предыдущей картине «Больная девочка», на полотне много внимания уделено деталям, что приближает картину к реализму, а небрежные размашистые мазки – к импрессионизму.

Эдвард Мунк
«Весна»

Лето 1889 года семья Мунков провела на съёмной даче в Осгорстранне. Эдварду настолько понравились места вокруг этого небольшого городка, что со временем он приобрёл там дом. Осенью того же года, снова получив стипендию, художник повторно отправился в Париж.

Париж

На этот раз время, проведённое в Париже, прошло более плодотворно, чем прежде. Мунк посетил несколько уроков Леона Бонна, который оценил необычную манеру письма Мунка, но ругал его за вольное обращение с цветом.

В этот период Мунк много экспериментировал со стилями. Его произведения можно было бы отнести как к импрессионистским, так и пуантилистским. И там, и там краски не смешиваются, а мазки имеют геометрическую форму (круглую или квадратную). При взгляде на картину цвета сливаются за счёт оптического обмана.

Помимо занятий творчеством Мунк посещал большое количество парижских выставок и экскурсий, нацеленных на классическое искусство, которые устраивал для своих студентов Леон Бонна.

Эдвард Мунк
«Ночь в Сен-Клу»

В декабре до Мунка дошло известие, что его отец умер от инсульта, но письмо пришло слишком поздно – художник не успевал на похороны. Это вогнало его в глубокую депрессию. Он замкнулся, перестал показываться на людях и много времени проводил за переосмыслением своей жизни и творчества. В результате появилась картина «Ночь в Сен-Клу», в которую он вложил своё стремление показать человека чувствующего и страдающего. На этом полотне нечёткие очертания человека, сидящего у окна в пустой комнате, залитой лунным светом, могли быть как его отцом, так и им самим. Это произведение считается самым сильным в творчестве Мунка парижского периода.

Весной 1890 года Мунк ненадолго приехал в Христианию, где выставил свои новые работы. Теперь критики теплее отзывались о его творчестве. В конце года художник вернулся в Париж, но вскоре перебрался в Ниццу, поскольку промозглая зима Парижа была опасна для его слабых лёгких.

Эдвард Мунк
Эдвард Мунк

Весной 1891 года он впервые увидел картины Ван Гога и Гогена, посетив салон Отверженных в Париже. Мунк искренне восхищался ими, но больше уже не брался никому подражать, потому что к этому моменту окончательно выработался его собственный неповторимый «экспрессионистский» стиль. Для него стали характерны простые формы, условные сюжеты, экспрессивные линии и вдумчивое разделение по цвету.

По возвращении в Норвегию в 1892 году Мунк написал несколько картин в этой своей манере и показал их публике на персональной выставке в Христиании. Это была «Меланхолия», «Настроение на закате» и несколько других полотен, которые в дальнейшем составили его цикл «Фриз жизни».

Работы Мунка заинтересовали весьма консервативного художника-пейзажиста Адельстена Нормана, который предложил норвежцу устроить персональную выставку в Берлине.

Берлин

Выставка прошла с большим ажиотажем и закончилась грандиозным скандалом, в результате которого в мире художников произошёл раскол. Молодые авангардисты по достоинству оценили работы Мунка, а консервативное крыло Объединения художников было возмущено увиденным и требовало немедленно закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду». В итоге группа молодых художников и скульпторов, отвергающих набивший оскомину академизм, образовали своё сообщество, получившее название «Берлинский сецессион». Мунк, уже привыкший к постоянной критике в свой адрес, довольно спокойно, даже иронично отнёсся к происходящему. Тем более, что он в Берлине погрузился в кипящую жизнь андеграунда и обзавёлся массой интересных знакомств. Он сблизился с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой Дагни Юль. В философских беседах с большим ценителем и меценатом искусства Альбертом Кольманом он пришёл к идее создания цикла полотен, который впоследствии стал главным творением в его жизни.

Вернувшись на родину, Мунк немедленно приступил к работе. Цикл картин «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти», над которым он трудился все 1890-е годы, был призван показать поэтапное становление человека и отразить вечные темы – любовь и смерть.

Фриз жизни

Первым «фризом» художника была небольшая берлинская выставка «Любовь», на которой на суд зрителей была представлена его, ставшая в дальнейшем чуть ли не культовой, картина «Крик». Позднее он показал более масштабную серию. В общей сложности в цикл «Фриз жизни» вошло 22 полотна, и он делится на четыре темы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни», «Смерть». Целиком цикл был выставлен в 1902 году в галерее Берлинского сецессиона. Объединив всё им созданное, Мунк писал, что хотел достичь «симфонического эффекта». Он считал, что живопись не должна быть отстранённой, как у импрессионистов, и стремился выразить всё пережитое и наболевшее без прикрас. Но в то же время его творчество далеко отошло от натурализма. Теперь критика иначе относилась к его работам и основательно хвалила.

Эдвард Мунк
«Крик»

Знаменитая картина «Крик» имела несколько версий. Вначале она называлась «Отчаяние» и на ней был изображён не некий гуманоид, а человек в шляпе. Идея написания этой странной вещи у Мунка возникла, когда он вместе с двумя приятелями шёл по тропинке и увидел, как красный закат солнца окрасил всю природу в кровавые тона. Он ощутил, как природу пронзил бесконечный крик и захотел передать своё ощущение на полотне. Искусствоведы потрудились найти это место и поразительно то, что неподалёку от него находилась крупнейшая в Норвегии скотобойня и клиника для душевнобольных. Самая популярная версия картины «Крик» была создана художником в 1893 году и хранится в Национальном музее Осло.

Поздний период творчества Мунка отмечен упрощением сюжета картин, более грубыми резкими очертаниями и преобладанием светлых тонов. Всё чаще художник изображал повседневную жизнь крестьян и бесконечные поля. Лучший цикл работ этого времени украшает концертный зал университета Осло.

Личная жизнь

Психически неуравновешенный художник не очень доверял женщинам, поэтому никогда не был женат и не имел детей. Но романы в его жизни случались, и довольно красочные. Всего их было три.

Первой зазнобой Мунка была замужняя, весьма кокетливая женщина Милли Таулов, с которой он познакомился в 1885 году. Он очень страдал из-за неё, потому что Милли не разделяла его глубоких чувств, рассматривая их роман как очередное ни к чему не обязывающее приключение. Для Мунка такое отношение было вдвойне оскорбительным, поскольку в то время он ещё придерживался религиозных принципов семьи.

История с Милли могла бы длиться долго, но на пути Мунка встретилась другая женщина, поразившая его воображение. Когда художник, находясь в Берлине, в 1892 году познакомился с писателем Станиславом Пшибышевским, его очаровала невеста и будущая жена писателя Дагни Юль. Пианистка, писательница и муза всех художников и литераторов берлинского бомонда разбила ему сердце. Он изобразил её, точнее её образ, на своей картине «Мадонна».

Эдвард Мунк
«Мадонна»

Последней любовью художника стала молодая богатая женщина Тулла Ларсен, которую он встретил в 1898 году. Начало их романа было безоблачным и нежным, но в дальнейшем Мунк стал тяготиться этой связью. Чем холоднее становился Эдвард, тем навязчивее вела себя Тулла. В 1902 году она совершила попытку самоубийства. Художник не был до конца уверен, что она это сделала на почве своих переживаний, возможно, она так попыталась им манипулировать. Через несколько дней Тулла действительно разыграла перед ним сцену, в результате которой у художника оказалась простреленной рука. Он работал на своей вилле, когда к нему приехал приятель обоих и сообщил, что возлюбленная Мунка при смерти. Он поехал к ней и увидел посреди комнаты гроб с лежащей в нём бледной Ларсен. Не успел художник перевести дух, как «покойница» вскочила и стала размахивать пистолетом. Он попытался остановить её руку, тогда она нажала на курок и, в итоге, прострелила ему руку. После этого они расстались.

Эдвард Мунк
Эдвард Мунк и Тулла Ларсен

Имея тяжёлый неуравновешенный характер, Мунк трудно сходился с людьми. К тому же с годами стали усиливаться его необъяснимые страхи, появилась мания преследования. В таком его состоянии присутствие женщины было исключено.

Последние годы и смерть

Измотанный депрессиями, в последние годы жизни Мунк глушил свою тоску и ощущение обречённости алкоголем. В 1908 году после нескольких нервных срывов он угодил в психиатрическую клинику Копенгагена, где провёл чуть больше полугода. Там он не переставал творить и написал портрет своего лечащего врача Якобсона. После клиники художник практически отказался от алкоголя и это помогло ему создать ещё несколько произведений, которые теперь стоили очень больших денег. Но Мунк неохотно расставался со своими картинами. Он стал очень популярным и ему часто предлагали выставляться, не только в Европе, но и в Америке, давали заказы на оформление зданий и написание декораций к спектаклям.

Эдвард Мунк
Памятник Эдварду Мунку

В 1916 году художник купил виллу Экелю в предместье столицы. Там он и провёл свои последние годы, занимаясь творчеством и сельскохозяйственным трудом.

В 1930 году Мунк почти ослеп на правый глаз после кровоизлияния, но продолжал писать. Искажённые формы его этюдов полностью отражали проблемное физическое состояние художника.

Во время Второй мировой войны он жил в постоянном страхе, что немецкие оккупанты отнимут у него картины. Но этого не произошло.

Эдвард Мунк скончался тихо в собственной постели 23 января 1944 года от паралича сердца. Он похоронен в почётной роще церкви Спасителя в Осло.

Часть картин художника находится в Национальном музее Осло, а большая часть составила коллекцию Музея Мунка, открывшегося в 1963 году.

Картины

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Эдвард Мунк?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя