Руаль Амундсен — биография


Руаль Амундсен — норвежский исследователь, открывший множество географических маршрутов и объектов: он нанес на карту более ста островов, покорил Арктику на дирижабле и установил точное местоположение Северного магнитного полюса, преодолел неизведанный Северо-Западный проход, ведущий к берегам Заполярья.

Ранние годы

Руаль Энгельбрегг Гравнинг Амундсен родился в городе Борге, что располагается в Норвегии, 16 июля 1872 года. Семья мальчика имела интересную историю рода, взявшего начало в XVII веке. Предками были представители крестьянской общины, расположенной на скандинавском острове Асмалей. Со временем старшие представители фамилии перебазировались на материк и к появлению Руаля и его братьев Йенса Уле Антони, Густава Салквиста и Леона уже имели в собственности судоверфь и имение, расположенные на побережье Осло-фьорда.

Отец будущего исследователя Йенс Амундсен скопил приличное состояние, поставляя продовольствие на Кавказ в период с 1853 по 1856 года, когда там шла война. Помимо этого он организовал перевозку наемных рабочих из Китая на Кубу.

Мать Руаля, Ханна Хенрика Густава Салквист, выходила из семьи служащего местной таможни. Женщина занималась ведением хозяйства и воспитывала детей. Способ заработка мужа приходился женщине не по душе, поэтому она делала все возможное, чтобы дети не стали продолжать дело отца. Однако сердце Ханны не томилось не зря: ее опасения подтвердились, и два сына, повзрослев, ударились в предпринимательство и торговлю, а другие выбрали военную стезю и путешествия.

Руаль Амундсен в молодости

Отцовский подход к воспитанию сыновей также не находил одобрения в глазах матери. Мужчина делал все, чтобы дети привыкли к тяжелому физическому труду с самого детства, поэтому воссоздал для них спартанские условия. С ранних лет Руаль и его старшие братья в компании с соседскими мальчишками занимались гимнастикой, устраивали уличные драки и участвовали в потасовках.

Будущий великий географ отличался высокомерием и независимостью характера: он не придавал значения словам учителей, не старался угнаться за успевающими учениками и часто входил в число отстающих в усвоении общеобразовательной программы. Это привело к тому, что выпускные экзамены он сдавал последним и едва получил свидетельство о получении школьного образования.

В 1886 году семья переживает смерть отца, и мать уговаривает Руаля переехать в столицу и поступить на медицинский факультет в Университет Кристиании. Молодой человек делал настойчивые попытки, но, занимаясь на подготовительном отделении, понял, что карьера врача совсем не привлекает его. В 1983 году умерла мама, и больше никто не мог остановить его — упрямый Руаль оставил учебу.

Почувствовав свободу и возможность распоряжаться собственной жизнью по своему усмотрению, Руаль все чаще мечтал о путешествиях, интерес к которым возник после изучения биографии британского мореплавателя Джона Франклина. Пройдя военно-медицинскую комиссию и получив ее одобрение, молодой человек принял участие в лыжном походе на плоскогорье Хардангервидда, а после этого устроился на промысловое судно, чтобы осуществить мечту и получить звание штурмана северного флота для дальнейших плаваний.

Готовясь к отчаливанию, Амундсен успел побывать на лекции, которую читал полярный исследователь Эйвин Аструп. Его выступление окончательно убедило молодого человека окунуться в мир поиска неизведанных земель, расположенных в северной части земного шара. Первая попытка отправиться в экспедицию в составе большой команды была совершена в то время, когда планировалась высадка на Землю Франца-Иосифа. Исследованием руководил английский географ Фредерик Джексон, который отказал Руалю по причине его неопытности.

Экспедиции

К 1896 году Амундсену все же удалось получить звание штурмана. Именно тогда он совершил свое первое путешествие к Южному магнитному полюсу под руководством исследователя из Бельгии Адриена де Жерлаша. Состав экспедиции был интернациональным, поэтому впечатлений у Амундсена осталось много. Исследователи хотели достичь Антарктиды, чтобы оставить там на зимовку четверых членов экипажа с целью сбора данных, и вернуться в точку отправления.

Путешественник Руаль Амундсен

Магелланов пролив был успешно пересечен, и Руаль совершил лыжный переход вдоль побережья острова Ту Хэммок, чего раньше не делал никто. В компании других членов команды смелый путешественник находился 13 месяцев на непредвиденной зимовке, которая раскрыла в нем много лидерских качеств.

Во время нахождения во льдах Руаль предложил шить теплую одежду из одеял, находившихся на борту, а также организовал так необходимое питание команды: вылавливал из воды туши тюленей и пингвинов, чем существенно скрасил однообразные постные будни. В союзе с судовым врачом Фредериком А. Кука Амундсен пытался сохранить дружественные отношения между участниками исследования, понимая, насколько сильным было психическое напряжение. Однако Жерлаш раскритиковал все усилия подчинённого, из-за чего на дрейфовавшем судне случился первый крупный конфликт.

Действовавшие правила Национального географического общества утверждали, что командование путешествием ложилось лишь на плечи мужчины бельгийской национальности. Однако, как позже признался норвежец, к 1897 году руководство антарктической миссией полностью перешло в его руки. Жизнь людей представляла для Руаля главную ценность, поэтому он не сидел сложа руки и подсказывал капитану, что нужно сделать, чтобы покинуть ледяную зону. В итоге удача ему улыбнулась, и 5 ноября 1899 команда благополучно высадилась в Антверпене.

Руаль Амундсен в экспедиции

Получив первый серьезный опыт, участник бельгийской экспедиции остановился в Германии, где начал изучать геофизику и исторические материалы по Северо-Западному проходу. Находясь в Гамбурге, Руаль завел значимые знакомства с директором обсерватории Георгом фон Ноймайером, основоположником метеорологии Хенриком Моном и полярным исследователем Фритьофом Нансеном.

Эти люди в 1901 году сподвигли норвежца приобрести большое промысловое судно «Йоа». Яхту переоборудовали, с этого и началось планирование покорения Северного Ледовитого океана. Отбыв от берега в июне 1903 года, в сентябре судно подобралось к Арктическому архипелагу Канады. Двухгодичная зимовка принесла свои плоды: удалось наладить отношения с местными эскимосами, знания которых очень пригодились в дальнейших расчётах, дважды команда отправлялась к Северному магнитному полюсу.

В 1906 году, высадившись на острове Хершел, Амундсен вновь «окунулся» в цивилизацию и получил мировую признательность в качестве покорителя Северо-Западного морского прохода. Подробности путешествии вызвали восхищенные отклики европейцев и принесли исследователю Большой крест ордена святого Олафа, также исследователь стал почётным членом географического обществе России.

останавливаться на достигнутом Руаль не желал, поэтому принял активное участие в полярной гонке, но все же не сумел обойти соперников Роберта Пири и Фредерика Кука, прибывших на Северный полюс в то время, пока экспедиция норвежца находилась на стадии подготовки.

Потерпев неудачу, Амундсен сменил траекторию, решив отправиться на противоположную сторону земного шара. Подобная идея посетила исследователя Роберта Скотта, являвшегося капитаном королевского флота Великобритании. Задуманное он воплотил в жизнь, но сделал это двумя неделями позже Амундсена.

Руаль грамотно организовал экспедицию и передвигался на собаках поэтапно, поэтому перезимовать удалось в лагере «Фрамхейм» в Китовой бухте, а 14 декабря 1911 года, совершив второй рывок, вышли на Южный магнитный полюс Земли.

В первую очередь, путешествие Амундсена было совершено в научных интересах, поэтому для максимальной точности исследователям приходилось по несколько раз перепроверять географические координаты, ориентируясь на показания секстанта и искусственный горизонт. В результате команда норвежца сделала необходимые метки и оставила послания потомкам в трех местах, на расстоянии нескольких миль друг от друга.

Одна из палаток, на которой возвышался флаг Норвегии и «Фрамхейма», содержала записку, адресованную отставшему Роберту Скотту и его команде. Первооткрыватели Антарктиды обратились к исследователю как к «покорителю Южного полюса №2», не сумев сдержать своего ликования.

Припрятанная провизия послужила хорошим подспорьем во время обратного пути. Преодолев ледники Китовой бухты, путешественники старались в кротчайшие сроки вернуться на материк. В дороге между членами команды случались скандалы на фоне выяснений отношений. Причиной этого стало присвоение над дневниками авторских прав Амундсеном и невозможность публикации наблюдений другими участниками экспедиции.

Несмотря на успех, вплоть до 1912 года Руаль был не до конца уверен в собственном открытии. Все же мировое сообщество утверждало достижения и бесценный вклад в науку, однако молчание экспедиции Скотта вызывало ряд сомнений.

Новости о британцах появились, во время написания Амундсеном книги о совершенной им. Тогда же он читал лекции в Европе и США. Поскольку экспедиция Скотта была организована слабо, участники на обратном пути погибли от голода и переохлаждения, в их числе оказался и Роберт. Все же оставленные дневники подтверждали, что географическое открытие принадлежит Амундсену. Ошибки с расчетах, допущенные Скоттом, стоили ему жизни. Передвигаясь на низкорослых лошадях и в более тяжелых санях, экипаж не только потерял много времени, но и лишил себя возможности вернуться в точку отправления. Голод и лютый холод сделали свое дело, и ни один участник экспедиции не остался в живых. Амундсен же сделал верные ставки на гончих собак (часть из которых стала едой как для людей, так и для животных) и облегченные упряжки. Из 52 гончих вернулись из исследования лишь 11.

Позднее Руаль предпринял экспедицию к Беринговому проливу и привез в Европу важные географические сведения, а также данные из других научных областей. Наряду с этим исследователь вынашивал идею по покорению полюсов в воздушном пространстве. Для осуществления задуманного были куплены гидропланы, а Амундсен освоил управление ими и добился лицензии пилота. В 1925 году совершился полет близ Гренландии и акватории Баренцева моря. Позже, управляя дирижаблем «Норвегия», Руаль в течение 72 часов беспосадочно кружил над Северным Ледовитым океаном.

Личная жизнь

Несмотря на длительные экспедиции, Амундсен все же делал попытки создания семьи, но ни один из его романов не окончился свадьбой, во многом из-за того, что избранницами являлись замужние женщины.

Так, дневник, опубликованный в 1990 году представил сведения о романтических отношениях с Сигрид Кастберг, Кристине Элизабет Беннет и Бесс Магидс.

Встреча с первой избранницей состоялась в 1909 году и положила начало роману, длившемуся четыре года. За это время полярник не единожды предлагал женщине оставить мужа и связать себя узами брака повторно, но та, вопреки ожиданиям, не смогла решиться на такое, поэтому связь была окончательно разорвана.

Следующая любовная история путешественника связана с женой английского бизнесмена, которая часто бывала в Норвегии с 1912 по 1925 года. И снова Амундсен готов был жениться, намерения его были настолько серьезны, что перед очередной экспедицией он завещал любимой свою усадьбу в Свартскуге.

Последний роман был особенным, так как случился во время путешествия по Берингову проливу в 1922 году. Исследователь покорил сердце канадки украинского происхождения своей мужественностью и изобретательностью. На этот раз женщина ответила согласием на предложение руки и сердца, но в 1928 году полярник погиб, так и не успев стать счастливым семьянином.

Биологических детей у путешественника не было, однако на одном из фотопортретов Руаль запечатлён с маленькими девочками (Каконитой и Камиллой), которых он удочерил на Чукотке. Сестры жили в семье родного брата Амундсена, поскольку полярник большую часть времени был занят экспедициями и подготовкой к ним.

Смерть

Руаль Амундсен прожил яркую жизнь и оставил после себя не только громкое имя, но и важные географические сведения. Никто и подумать не мог, что исследователь, многократно бороздивший океан, встретит свою смерть в воздухе. В 1928 году Амундсен решился отправиться на поиски Умберто Нобиле, который занимался полярным исследованиям и перестал давать знать о себе. Арендовав гидросамолет (при поддержке правительства Италии и Норвегии), Руаль полетел в направлении к островам архипелага Шпицберген, а через 2 часа 45 минут перестал выходить на связь. Обломки воздушного судна были обнаружены гораздо позже, однако тела пилота на месте крушения не было. Официальная дата смерти Амундсена была назначена на 18 июня 1928 года.

Памятник Руалю Амундсен

Имя легендарного полярника, героически встретившего погибель, увековечено в названиях географических объектов и мемориалах. По последним событиям, произошедшим с норвежцем во время спасательной миссии, снят художественный фильм под режиссерством Михаила Калатозова «Красная палатка». В усадьбе «Ураниенборг», принадлежавшей Руалю Амундсену, открыт Мемориальный музей.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share