Рюноскэ Акутагава — японский писатель-модернист, известный новеллами, поэзией и публицистикой. Его книги одними из первых среди японских авторов начали издаваться на английском языке. Вопреки короткой биографии ему удалось оставить глубокий отпечаток в литературе своего времени.
Рюноскэ Акутагава родился в Токио 1 марта 1892 года в Токио. На тот момент родители мальчика пребывали в достаточно зрелом возрасте: маме было чуть больше тридцати, а отцу — за сорок. В Японии существовало поверье, что появление ребенка после достижения родителями тридцатилетнего возраста принесет много горя. Поэтому родителям, боявшихся суеверий, ничего не оставалось, как сымитировать, будто ребенка и подкинули. Чтобы защитить дитя от воздействия темных сил, они выбрали имя, которое расшифровывается как «дракон». Отец младенца имел несколько пастбищ на окраине города, в связи с чем вел широкую торговлю молоком.
По достижении ребенком девяти месяцев родители определили сына на воспитание в семью старшего брата матери Митиаки Акутагавы, в семье которого не было собственных детей. Так поменялась фамилия мальчика: Ниихара заменилась на Акутагаву.
Будучи десятимесячным малышом, Акутагава потерял мать. Женщина помешалась рассудком после смерти старшей дочери, из-за чего проходила лечение в психиатрической больнице. По этой причине Рюноскэ в это время проживал у дяди. В лечебнице женщина и свела счеты с жизнью. На всю жизнь эта история поселилась в сердце писателя, и с годами ему все тяжелее было осознавать всю горечь случившегося. Рюноскэ изучал литературу о душевных недугах и очень боялся, что его постигнет та же участь.
Среди предков семьи, где суждено было воспитываться мальчику, были образованные люди: писатели и ученые. Поэтому последователи не теряли сложившихся культурных традиций и развивали в себе таланты: в семье серьезно увлекались живописью, изучали средневековую поэзию, следовали старинному укладу жизни, напоминавшему «Домострой»: все члены семьи безоговорочно повиновались главе дома.
Юноша учился в обычной школе, но входил в число ее лучших учеников. В 1910 году он получил аттестат с отличными отметками и успешно поступил в Первый колледж на отделение литературы, так давно интересовался творчеством английских авторов.
В течение трех лет Акутагава успешно осваивал нелегкую программу колледжа, а затем поступил в Токийский университет на английское отделение. Друзьями Рюноскэ стали будущие известные писатели: Кумэ Масао, Кикути Хироси и Ямамото Юдзи. Товарищи изучали все главные течения западной литературы и хорошо ориентировались в них. Часто они устраивали жаркие споры о том, какие направления наиболее соответствуют их современности. Однако обучение в университете не оправдало надежд молодого человека: лекции казались нудными, и большую часть информации он «добывал» самостоятельно. Полностью разочаровавшись в месте обучения, Рюноскэ прекратил посещение занятий.
Очень скоро Рюноскэ и его творческие друзья посвятили себя выпуску журнала «Синситё». Издание отстаивало точку зрения критиков школы натурализма, а его представителей именовались «антинатуралистами». Прежде всего они рассматривали литературу как вид искусства, поддерживали идею литературной выдумки и нарочитости сюжета. Более того, выступали за устранение монотонности и поддерживали экспрессию образа, мелодичность языка. Акутагава и его сподвижники провозгласили творческим методом неореализм. В 1914 году на страницах их журнала был опубликован первый рассказ «Старик». Так к автору пришёл ранний успех. Настоящая популярность настигла Акутагаву после появления в печати историй из жизни средневековой Японии: самыми читаемыми стали «Ворота Расёмон», «Нос» и «Муки ада».
Сильное влияние на раннее творчество Рюноскэ оказали японские авторы, творившие в эпоху Мэйдзи и европейской литературы. Поэту было интересно изучать русскую литературу, и он хорошо разбирался в ней. Так произведение Николая Гоголя «Шинель» вдохновило Рюноскэ на написание рассказа «Бататовая каша», а пьеса Антона Чехова «Вишнёвый сад» сподвигла к написанию рассказа «Сад». В 1921 году автор закончил работу над произведением «Вальдшнеп», главными героями которого стали Лев Толстой и Иван Тургенев.
Многие критики и исследователи биографии Акутагавы сошлись во мнении, что эти произведения появились во время депрессии, в которой автор пребывал из-за несчастной любви. Таким образом он пытался абстрагироваться от реальности и окунуться в вымышленный мир.
Как и у каждого автора, у Акутагавы был свой вдохновитель и наставник в творчестве. Им оказался Нацумэ Сосэки, знакомство с которым состоялось ещё в студенческие годы. В то время этот человек входил в число лучших знатоков английских произведений начала ХХ века, и первые новеллы Рюноскэ весьма заинтересовали критика. Позже в творчестве начинающего писателя появились отголоски мотивов произведений Нацумэ: нравственные искания героев, проблема эгоизма в человеке и обществе.
Окончив университет, Акутагава был принят преподавателем английского языка в военно-морское училище. Это время не прошло бесследно в творчестве: Рюноскэ писал новеллы, в каждой из которых встречался один герой — учитель Ясукити, честный, но рассеянный человек, постоянно попадавший в нелепые ситуации. В течение девяти месяцев преподавательской деятельности, автор составил двадцать собраний афоризмов, эссе и цитат. Иногда он упоминал и о себе. Как истинный преподаватель он с юмором подчёркивал, что не имеет совести, а владеет лишь нервами.
Произведения, написанные в этот период, затрагивают тему нравственной чистоты, радостного мироощущения человека, бессмыслице слепой веры — все это нашло отражение в истории «Мадонна в чёрном».
С 1919 года автор работал в газете «Осака майнити симбун». В качестве специального корреспондента Рюноскэ провел четыре месяца в Китае. Это время позже назвал самым мучительным: на накопившуюся усталость накладывали дополнительный отпечаток бессонница и нервное расстройство.
Переломным моментом в творчестве автора стал выход в печать рассказа «В чаще». После этого манера изложения стала более понятной и лаконичной, а темы — более приземлёнными.
Личная жизнь Рюноскэ Акутагавы складывалась непросто, и можно было бы написать достойное произведение, содержащее немало печальных и радостных страниц. Еще в студенческие годы молодой человек без памяти влюбился в девушку по имени Яйои Йошида, но приёмный отец не одобрил выбор сына и не дал благословения. Пасынок не посмел ослушаться, поэтому его дальнейшая судьба была связана с другой женщиной. Однако молодого человека мучили сильные переживания от невозможности быть с любимой. В 1919 году он женился на Фуми Цукамото, и этот брак был единственным в его жизни.
В семье родились три сына. Старший (Хироси) стал актером, средний (Такаши) погиб во время армейской службы в Мьянме в 1945 году, а младший (Якуси) посвятил себя музыке и стал композитором.
Супруга автора ушла из жизни 11 сентября 1968 года, не перенеся инфаркта миокарда.
В одном из своих самых популярных автобиографических произведений «Зубчатые колёса» автор подробно описал собственные галлюцинации, посещавшие его все чаще. В течение последних лет жизни Акутагава не на шутку задумывался о самоубийстве, и отголоски этого нашли отражение в произведениях «Жизнь идиота», «Письмо старому другу». Писатель долгое время размышлял над тем, каким способом свести счеты с жизнью. В конечном итоге 24 июля 1927 года он принял несовместимую с жизнью дозу снотворного.
До последних минут жизни творец работал за своим столом, и в ночь самоубийства в его кабинете горел свет, а утром было обнаружено бездыханное тело. Случившееся шокировало друзей Рюноскэ, но многие утверждали, что он часто затрагивал тему самоубийства.
Что же на самом деле послужило причиной этого поступка, так и осталось неизвестным. По одной версии, писатель часто думал о том, как ушла из жизни его мать, по другой — его беспокоили видения: не раз он утверждал, что видел на улице своего двойника.
Комментарии
Да,он мне нравится,еего произведение это что то,в каждом произведений есть частичка души