Цезарь Кюи – российский композитор французского происхождения, автор опер и камерных произведений, член «Могучей кучки». Помимо написания музыки, автор преподавал военное дело и создавал труды по фортификации.
Член «Могучей кучки» Цезарь Кюи был талантливым инженером-фортификатором, но мировую известность он получил благодаря собственным музыкальным произведениям. Свою первую композицию – мазурку в соль миноре – автор создал уже в четырнадцатилетнем возрасте.
Будущий композитор и инженер родился 6 января 1835 года в городе Вильно. После Отечественной войны 1812 года его отец, француз по национальности, остался в Российской Империи и устроился на работу в местную гимназию. В свободные часы Антон Кюи прислуживал в костеле, а вернувшись домой, с удовольствием музицировал и сочинял собственную музыку. Таким образом, маленький Цезарь рос в творческой обстановке, оставивший след на всей его биографии.
В шестилетнем возрасте Кюи-младший уже воспроизводил услышанные мелодии на фортепиано. Развивать творческие способности ему помогала старшая сестра, тоже увлеченная музыкой.
Впоследствии мальчика стали водить к профессиональным преподавателям, и со временем он стал сочинять свои первые композиции. Мазурка в соль миноре родилась, когда юноша едва достиг восемнадцатилетнего возраста. Главным кумиром Цезаря был Фредерик Шопен – вдохновленный его произведениями, молодой человек сочинил десятки романсов и ноктюрнов. Одаренного ребенка совершенно бесплатно обучал известный музыкант Станислав Монюшко, написавший национальные оперы для польских исполнителей.
Отец поддерживал сына в его творческих изысканиях, но считал, что он должен обрести хорошую и высокооплачиваемую специальность. В середине 19-го века юноша стал студентом Петербургского инженерного училища, после окончания которого стал обучаться в Николаевской военно-инженерной академии.
В Петербурге молодой человек стал посещать театры, где давали оперу. Вдохновившись произведениями великих мастеров, Кюи начал сочинять свою первую в жизни оперу под названием «Замок Нейгаузен». Это произведение автор так и не закончил, зато уже через год он представил мелодию для «Кавказского пленника» великого русского литератора А. С. Пушкина.
В начале 1860-х в Петербурге открылись двери «Новой русской музыкальной школы». Объединение состояло из Цезаря Кюи, Милия Балакирева, Модеста Мусоргского, Александра Бородина и Николая Римского-Корсакова. Школу нередко называли «Балакиревским кружком», но в историю она вошла, как «Могучая кучка».
Собираясь вместе, музыканты обсуждали русское церковное пение, фольклорные мелодии и творения знаменитых предшественников. Впоследствии Цезарь вспоминал, что на встречах соратники одновременно решали художественные вопросы, изучали искусство музыки и создавали новые композиции.
В годы становления «Могучей кучки» Кюи работал над оперой «Вильям Ратклиф» по одноименной трагедии Генриха Гейне. По мнению многих музыкальных критиков, произведение стало лучшей оперой после шедевров Александра Даргомыжского и Михаила Глинки.
В 1885-м на театральной сцене Льежа состоялась премьера оперы «Кавказский пленник». Находясь в Бельгии, автор создал еще один шедевр – «Флибустьер» — по лирическому произведению Жана Ришпена. Ее публика увидела через несколько лет – в парижской Комической опере. После успешной премьеры композитор был удостоен Командорского креста ордена Почетного легиона и избран в члены-корреспонденты «Института Франции».
Помимо опер, Цезарь Кюи писал камерную музыку – романсы и лирические композиции на произведения русских классиков, хоровые произведения, вокальные квартеты и детские оперы. Для маленьких поклонников автор создал «Снежного богатыря», «Кота в сапогах» и «Красную шапочку».
Параллельно Кюи вел литературную деятельность, издавая статьи о музыке для российских и европейских журналов. Спустя годы эти труды были объединены и выпущены отдельной книгой. «Музыка в России» стала одним из самых популярных специализированных изданий. Одна благодарная читательница даже организовала серию концертов в Европе, где звучали мелодии членов «Могучей кучки».
Музыка была главным в жизни Цезаря, но и с военной службой он не расставался. Окончив академию, потомок французов устроился преподавателем младших классов в Петербургское инженерное училище, за 20 лет пройдя путь до звания полковника. Он издавал труды по военному делу, самым известным из которых стали «Краткий учебник полевой фортификации», «Опыт рационального определения величины гарнизона современных крепостей» и «Атака и оборона современных крепостей». Эти учебники были включены в образовательную программу для молодых офицеров.
Когда закончилась Восточная война, композитор опубликовал книгу «Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий о европейской Турции». Труд перевели на десятки языков, Кюи был признан лучшим специалистом фортификационного дела.
Во время Октябрьской революции Цезарь поддержал большевиков и стал сражаться на стороне Красной армии. Все это время деятель продолжал обучать молодое поколение ратному делу.
Талантливый инженер и музыкант скончался 26 марта 1918 года в Петрограде. Был похоронен на аллее Тихвинского кладбища, где расположен Некрополь мастеров искусств.