Уильям Тернер — биография
Уильям Тернер – известный британский живописец, акварелист, гравер, мастер романтического пейзажа. В течение жизни Тернер успел написать свыше 550 картин, многие из которых хранятся в музеях по всему миру.
Детство и юность
Полное имя художника – Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Уильям родился весной 1775-го года в Лондоне, в районе Ковент-Гарден. Отец живописца изготавливал парики на продажу, в конце 1770-х годов мужчина основал собственную парикмахерскую. Когда Уильяму было около десяти лет, его отправили к дяде в лондонский пригород Брентфорд. Мальчика отослали из дома из-за тяжелой душевной болезни его матери, которая принесла много горя Тернерам.
В доме дядюшки мальчик заинтересовался живописью. После окончания школы Уильям переехал в Лондон, где начал работать у архитекторов и топографов. Одним из работодателей юного Тернера был известный британский живописец Томас Малтон.
В 1789-м году 14-летний Уильям стал студентом Королевской академии художеств. Вступительные экзамены у юноши принимал сэр Джошуа Рейнолдс, который были знаменитым портретистом. В последующие годы Уильям с удовольствием слушал лекции именитого наставника, который оказал большое влияние на творческое становление Тернера.
Живопись
За время обучения в академии Уильям прослушал полный курс лекций об идеализме в искусстве. Этот курс лекций читал президент данного учебного заведения. Спустя год после поступления в академию акварельный рисунок Уильяма был выставлен на местной выставке. Эту работу Тернер написал в 1790-м году.
В дальнейшем произведения Уильяма на постоянной основе выставлялись на выставках академии. Спустя год молодой человек был принят оформителем сцены в оперу «Пантеон», которая располагалась на Оксфорд-стрит. Также юноша подрабатывал преподаванием – он обучал живописи всех желающих.
Тернер всегда особенно внимательно относился к изучению творческих приемов мастеров прошлых столетий, а также современных художников. Юноша перенимал чужие приемы, которые пришлись ему по душе. Он по-иному интерпретировал классические образы, выражал при помощи искусства собственные мысли и чувства.
Своим кумиром и наставником Уильям считал знаменитого живописца Клода Лоррена. Тернер утверждал, что расплакался, когда увидел картину Лоррена под названием «Отплытие царицы Савской». Юный художник рассказывал, что полотно вызвало в нем такие сильные чувства, поскольку прежде он никогда не видел ничего подобного.
Спустя много лет, уже будучи известным художником, Тернер отдал свою картину «Дидона, основательница Карфагена» в Национальную галерею. К картине относились как к непревзойденному шедевру живописного искусства. Тернер попросил лишь о том, чтобы его картина висела рядом с «Отплытием царицы Савской». Уильям досконально изучил биографию своего кумира, в том числе и альбомы с гравюрами Лоррена.
Позже Уильям задумается о выпуске собственного альбома и воплотит эту идею в реальность. Рисунки из этого выпуска были созданы в той же технике, что и работы Лоррена. Издание было выпущено в качестве учебника для начинающих живописцев. Гравюры располагались по тематикам – бытовая живопись, мифологическая, архитектурная и историческая, а также морские и горные пейзажи.
Уильям Тернер рисовал и этюды. Первая его поездка для написания этюдных работ состоялась в 1791-м году. Молодой художник отправился в путешествие по Европе. Он посетил Италию, Швейцарию и Францию, создавая зарисовки при помощи походной палитры. После себя живописец оставил огромное наследие – свыше 10 тысяч рисунков и набросков.
Позже Уильям использовал наброски, созданные во время путешествий, для создания акварельных картин. Полномасштабные полотна создавались Тернером в Лондоне. В течение своей многолетней творческой биографии Уильям Тернер неоднократно возвращался к своим старым этюдам.
Постепенно слава о талантливом акварелисте разнеслась по всей Британии. Уже получив славу и признание общественности, Тернер стал работать членом-корреспондентом Королевский академии. Это случилось осенью 1799-го года.
Через два года картина художника «Рыбаки в море» была выставлена академии. Полотно произвело невероятный эффект на общественность – о картине говорили простые люди, о ней писали в прессе. Художник Бенджамин Уэст даже сравнивал творчество Тернера с полотнами великого голландского живописца Рембрандта. Зимой этого года Уильям стал самым молодым художником, получившим статус королевского академика.
Несмотря на славу и общественное признание, Уильям продолжал работать над собственной техникой. Он часами занимался изучением архитектуры и геологии, чтобы сделать свои картины более яркими и реалистичными. Много времени молодой живописец посвящал особенностям движения воды и воздуха. Труды Уильяма привели к великолепному результату – к началу 19-го века он достиг абсолютнейшей выразительности в акварельных работах. До того времени такой силой и выразительностью обладали лишь масляные полотна.
Интересно, что в своих картинах художник не стремился достичь детализации. Он создал совершенно новый вид пейзажей, при помощи которых запечатлевал собственные воспоминания и эмоции. На полотнах живописца изображено огромное число бытовых сцен – дружеские посиделки, пикники, полевые работы, прогулки. Образы людей Тернер рисовал с предельной любовью и чуткостью, показывая несовершенство и слабость человеческой натуры перед лицом природы и окружающей среды. Окружающий мир в полотнах живописца настроен спокойно по отношению к человеку, однако этот мир может быть и грозным, и равнодушным.
В 1807-м году художник стал работать преподавателем перспективы в Королевской академии. Живописец составлял учебную программу так, чтобы во время обучения поднимались не только околопредметные вопросы, но и целый круг разнообразных тем. Лекции Тернера представляли собой переосмысленный учебный материал его наставника Рейнолдса. Любимой темой Уильяма был вопрос о поэтической живописи.
Широкую известность обрели работы мастера, посвященные войнам с Наполеоном. Это такие картины, как «Трафальгарское сражение» и «Поле при Ватерлоо».
Живописец старался приобщиться к наследию мирового изобразительного искусства. Впервые он посетил Италию в 1819-м году. Он успел побывать в Неаполе, Венеции, Турине, Риме и Милане. В разных городах Тернер занимался изучением творчества Рафаэля, Тициана и Тинторетто.
После путешествия в Италию немного поменялся и художественный ракурс произведений Тернера. Его картины стали более яркими, он стал использовать более насыщенную палитру. На картинах мастера словно стало больше света и красок. Также путешествие по Италии вдохновило Тернера на создание картин в венецианской стилистике, в которой он написал многие свои полотна. В Венеции живописец побывал трижды, воспоминания об этом городе еще долго отзывались на полотнах художника.
Однако далеко не всем нравилось творчество британца. Знаменитый художник и коллекционер сэр Джордж Бомон критиковал творчество земляка. Бомон утверждал, что полотнам Тернера присущи вольность и аляповатость.
В дальнейшем изменилось и отношение современников к картинам живописца. Британия стала викторианской, а общество – более чопорным и сдержанным. Поменялась эпоха, общественность утратила интерес к романтизму. В моду вошел реализм.
Сентиментализм, идеалистичность картин Тернера перестали находить отклик в сердцах достопочтенной публики. Многие обыватели уже не могли всерьез воспринимать произведения художника.
С 1830-х годов Тернер все чаще слышал в свой адрес нелицеприятные выпады и критику. Он попал в опалу не только к коллегам, но и к простым зрителям. Из-за некоторых работ у Уильяма появилась дурная слава – его считали сумасшедшим. Некоторые картины живописца граничили с абстракционизмом, что вызывало общественное возмущение. Из-за этого британская королева отказалась производить Тернера в рыцари.
Но были у британского художника и защитники. Писатель Джон Рескин считал Тернера одним из величайших живописцев всех времен.
В биографии Уильяма Тернера нашлось место и всеобщему восхищению, и народному порицанию. Однако он был и остается одним из самых талантливых художников своего времени. В своем творчестве живописец предвосхитил художественные приемы конца 19 и начала 20 веков.
Личная жизнь
О личной жизни Уильяма Тернера было известно крайне мало. Мужчина был непубличным человеком и старался держать свою частную жизнь в тайне. Стоит сказать, что живописец был очень привязан к отцу. Уильям проживал с любимым родителем с самого детства и до самой смерти Тернера-старшего. Своего отца живописец считал не только помощником, но и лучшим другом.
С возрастом художник становился все эксцентричнее. У него было несколько хороших друзей, однако главным человеком в жизни живописца оставался его отец. После смерти любимого родителя у Уильяма начались приступы депрессии.
Официально художник не был женат. Однако он многие годы проживал вместе с вдовой по имени Сара Дэнби. У влюбленных родились две дочери.
В последующие годы живописец состоял в отношениях с некой Кэролайн Бут, которая жила в Челси.
Тернер был любителем нюхательного табака. Интересно, что в 1838-м году французский король Луи-Филип I даже подарил живописцу золотую табакерку.
Теплая дружба связывал Тернера с художником Эдвардом Томасом Дэниеллом. Живописец Дэвид Робертс, свидетель тех событий, рассказывал, что Эдвард боготворил Тернера. Вполне возможно, что эта дружба помогла Уильяму найти духовное утешение, в котором мужчина остро нуждался после кончины отца.
Смерть и память
Уильям Тернер прожил долгую и насыщенную жизнь. Умер живописец зимой 1851-го года, в Челси, где проживала его возлюбленная. На момент смерти Тернеру было 76 лет. Официальной причиной кончины мастера стало заражение холерой. До наших современников дошли последние слова художника – «Солнце – это Бог».
Уильям Тернер был погребен в соборе святого Павла. Интересно, что могила художника находится рядом с последним пристанищем его наставника, сэра Джошуа Рейнолдса. После себя живописец оставил завещание, в котором просил передать все свои произведения в собственность британской нации.
Тернер по-прежнему считается одним из самых талантливых и знаменитых художников Британии. В честь живописца был учреждена премия в области современного искусства. В 2014-м году по биографии Уильяма Тернера был снял фильм под названием «Мистер Тернер». Сюжет ленты охватывает около двадцати лет из жизни живописца. Роль самого мастера сыграл Тимоти Сполл.