Умберто Эко — биография
Умберто Эко — исследователь и писатель, оставивший за собой след в различных областях: он написал известные всему миру романы («Имя розы», «Маятник Фуко»), как литературный критик размышлял о наследии авторов в труде «Открытое произведение» и даже успел побыть преподавателем в Гарвардском университете.
Ранние годы
Умберто Эко родился 5 января 1932 года в Алессандрии, близ Турина. Родители мальчика происходили из простого рода, поэтому им и в голову не могло прийти, что имя их сына станет известно всему миру. Отец работал бухгалтером, за его плечами осталось несколько войн, поэтому проблемы со здоровьем нередко давали знать о себе. Отец Умберто был выходцем из многодетной семьи. Он часто рассказывал сыну, что деньги особо не водились в семье, но это не могло погасить его тягу к чтению. Так как купить книги юноша не мог, он приходил в книжную лавку и принимался за чтение, делая вид, что внимательно рассматривает страницы. Заметив эту хитрость, владелец прогонял наглеца, и Эко ничего другого не оставалось, как пойти в другое заведение и отыскать там начатую книгу.
Отец Умберто хотел, чтобы сын получил юридическое образование, но тот проявил характер и пошел наперекор воле родителя, поступив в Туринский университет, дабы глубоко изучить литературу и философию Средневековья. В 1954 году выпускник удостоился степени бакалавра философии. В годы студенчества Умберто по ряду причин разочаровался в католической церкви, что впоследствии привело его к атеизму.
Творчество
Долгое время Умберто Эко был увлечен изучением «идеи Прекрасного», возникшую в философии Средневековья. Возникшие на этой почве мысли философ изложил в труде «Эволюция средневековой эстетики», работа увидела свет в 1959 году. Через три года из-под пера Эко родился следующий труд — «Открытое произведение». В нем автор рассуждает о том, что некоторые авторы сознательно не завершили ряд своих произведений, поэтому читатели разных эпох могут интерпретировать концовки по-разному. Наряду с литературной критикой молодой человек увлёкся культурой: изучал различные её формы, рассматривал особенности «высокой» и массовой культуры.
Ученому удалось выяснить, что в постмодернизме нет четких границ между этими явлениями. И эту тему он активно развил в своем творчестве. Эти границы существенно размыты. Умберто активно развивал эту тему. Увлекшись идеей, он приступил к изучению комиксов, мультфильмов, песен, современных кинолент и даже романов о великом Джеймсе Бонде.
На протяжении нескольких лет Умберто глубоко анализировал литературоведение и эстетику Средневековья. Собственные размышления на этот счет он объединил в одну большую работу, где подробно рассмотрел изложенную им теорию семиотики. Также эта линия легко прослеживается в других работах философа: в «Трактате общей семиотики», «Семиотике и философии языка». В отдельных материалах ученый рассматривал структурализм в критическом ключе. Согласно суждениям Эко, онтологический подход к изучению структуры является ошибочным.
В работах, посвящённых семиотике, автор описывал теорию кодов. Умберто утверждал, что существуют как однозначные коды, так и более сложные. К первым он отнес азбуку Морзе, связь, прослеживаемую между ДНК и РНК, а ко вторым — семиотические, которые скрываются в структуре языка. Также ученый рассуждал на тему социальной значимости. Он подчеркивал ее важность, в отличие от отношения знаков с реальными объектами.
Позднее Умберто Эко обратился к проблеме интерпретации, это русло он пристально исследовал в продолжение нескольких десятков лет. На страницах монографии «Роль читателя» появилось новое для автора определение «идеального читателя». Этот термин писатель рассмотрел так: идеальный читатель в состоянии понять, что одно произведение может быть интерпретировано несколько раз. Начиная исследования, философ разделял общие классификации и глобальные интерпретации. Позже теоретик стал отдавать предпочтение «коротким историям», посвящённым определенным формам опыта. Писатель также считал, что произведениям по силам сформировать читателя.
К написанию романов Умберто Эко приступил лишь в 42 года. Первым творением его стало произведение «Имя розы». Этому философско-детективному роману суждено было перевернуть жизнь автора: имя писателя стало известно всему миру. Действия этой истории разворачиваются в стенах средневекового монастыря.
Спустя три года была выпущена небольшая книга «Заметки на полях «Имени Розы», ставшая в своём роде «закулисьем» к первому роману. Страницы этого произведения посвящены размышлениям автора о взаимоотношениях между читателем, автором и событиями книги.
Следующие пять лет своей биографии Умберто Эко посвятил созданию ещё одного произведения, коим стал роман «Маятник Фуко». Читатели смогли познакомиться с книгой в 1988 году. Писателю удалось провести своеобразный анализ современных интеллигентов, которым умственная неаккуратность позволяет породить чудовищ, в число которых входят и фашисты. Книга отличалась интересной и необычной темой, поэтому быстро завоевала популярность в обществе читателей. Сам автор произведения замечал, что многие пребывают в заблуждении, считая роман фантастическим. По его утверждению, он создал реалистическое произведение.
В 1994 году была завершена драма с проникновенным сюжетом. Читая ее, люди испытывали жалость и сострадание, гордость и восхищение. «Остров Накануне» повествует историю о молодом бродяге, странствующим по просторам Франции, Италии и Южных морей. Время действия — XVII столетие.
В своих произведениях автор задавался вопросами, волнующими общество в течение многих веков. А позже начал писать на историческую и философскую тематику. В этом духе создан приключенческий роман «Баудолино», купить который в книжных лавках можно было в 2000 году. Сюжет произведения опирается на достоверные путешествия, совершенные приемным сыном Фридриха Барбароссы.
Еще одним невероятным романом стало «Таинственное пламя царицы Лоаны». На этот раз главный герой теряет память по причине несчастного случая. Умберто Эко решил отойти от привычного сценария временной амнезии у литературных персонажей и повернул события так, что герой не может вспомнить имен родственников и друзей, но при это четко воспроизводит названия прочитанных книг. Роман стал в своем роде читательской биографией Эко. Одним из завершающих романов Умберто Эко стало «Пражское кладбище». В российских магазинах книга поступила в продажу только через год после того, как завершилась публикация в Италии.
По признанию самого автора, он больше не планировал сочинять, и «Парижское кладбище» должно было стать завершением писательской карьеры. Но не тут-то было: спустя пять лет был завершен «Нулевой номер», ставший заключительным аккордом в творческой «песне» писателя.
Помимо литературных произведений, Умберто Эко оставил в наследие научные труды, исследовательские и философские работы. Одним из самых ярких творений стала книга «Искусство и красота в средневековой эстетике». Философу удалось собрать эстетические учения тех времен (Фомы Аквинского, Уильяма Оккама), переосмыслить и объединить в цельный очерк. Также среди большого числа научных трудов Эко особого внимания заслужили «Поиски совершенного языка в европейской культуре».
Умберто Эко ставил перед собой задачу познать непознанное, в связи с чем в трудах всякий раз звучал вопрос: «Что есть красота?». В итоге исследователь пришел к выводу, что представители разных эпох по-разному смотрели на ситуацию и предлагали новые пути решения этой задачи. Неожиданно для себя читатели находили в одном временном промежутке контрастирующие по смыслу концепции, иногда конфликтовавшие друг с другом. Размышления писателя на этот счет нашли отражение в произведении «История красоты», опубликованном в 2004 году.
Умберто настолько глубоко рассматривал вопрос человеческой жизни, что смог порассуждать не только на тему красоты, но и затронул сторону уродства. При этом автор не противопоставлял красоту и уродство, понимая, что их суть невозможно уяснить друг без друга.
Интересы Умберто Эко были настолько широки, что он с огнем в глазах изучал материалы на эту тематику. Писателя стали негласно называть экспертом в бондологии. Опираясь на проделанные исследования, Эко разрабатывает труды: «The Bond Affair» и «The Narrative Structure in Fleming».
К удивлению, ни одна из сказок, сочинённых писателем, не удостоилась чести встать в один ряд с литературными шедеврами. В Италии и англоязычных странах повести и сказочные истории все же обрели популярность, в то время как в России вышел общий сборник «Три сказки», в который и были объединены сказочные истории.
Умберто Эко был настолько эрудированным человеком, что ему представилась честь вести лекции в Гарвардском университете: занятия были посвящены вопросам непростых взаимоотношений реальной и вымышленной в произведениях жизни, персонажей и самого автора.
Семья
В 1962 Умберто Эко заключил брак с немкой Ренатой Рамге, работавшей экспертом в области музейного и художественного образования.
Личная жизнь складывалась счастливо: в браке у интеллигентных супругов родилось двое детей.
Смерть
19 февраля 2016 года Умберто Эко ушел из жизни в возрасте 84 лет. Писателя и философа не стало в Милане, в личной резиденции. Смерть спровоцировало неизлечимое заболевание — рак поджелудочной железы.
В течение двух лет со дня даты постановления диагноза философ пытался побороть болезнь. Церемония прощания с Умберто Эко проходила в замке Сфорца.
Интересные сведения
- Отец Умберто Эко воспитывался в многодетной семье: всего у него было двенадцать братьев и сестёр. Поскольку достатка в доме не было, родителю философа пришлось рано пойти на работу и испытать на себе тяготы взрослой жизни.
- Дедушка писателя оставил внуку ценное наследство: занимаясь на пенсии переплетением книг, он собрал целый ящик изданий популярных французских авторов. Обнаружив такой клад в подвале дома, Умберто пришел в настоящий восторг — к тому времени он уже обожал чтение.
- В свободное время автор и сам был не прочь почитать: особо интересовали его детективные романы, заставляющие думать и разгадывать сложные загадки. В течение всей своей жизни писатель пополнял собственную библиотеку. В итоге коллекция книг вместила в себя 50000 томов.
- Умберто обладал хорошим музыкальным слухом и превосходно играл на трубе. Забросив это хобби еще в молодости, на склоне лет он снова приобрел инструмент, который помогал философу почувствовать себя молодым и беспечным.