Василий Поленов – русский пейзажист, мастер жанровой живописи. Полотна автора покупали самые известные ценители искусств России, в том числе Павел Третьяков и государь Александр III.
Живопись была неотъемлемой частью жизни Василия Поленова с самого детства. Став выпускником Академии художеств, молодой творец отправился в путешествие по европейским странам, где познакомился с работами величайших мастеров прошлых веков. Долгие годы Василий Дмитриевич искал свой стиль и направление, и уже будучи известным художником, остановился на жанровой живописи и пейзажах.
Холст Поленова «Христос и грешница» попал в коллекцию императора Александра III, а его полотно «Московский дворик» положило начало развитию «интимной живописи», зародившейся в среде неоимпрессионистов.
Художник родился 20 мая 1844 года в петербургской семье потомственных дворян. Поленов-старший работал секретарем Русского археологического общества, исследовал историческую литературу и увлекался многими видами искусств. Его супруга, Мария, также была поклонницей прекрасного: в свое время она даже училась живописи у маэстро Карла Брюллова. Некоторые работы женщины сохранились до наших дней, в частности, портреты маленького Васи.
Родители развивали в детях любовь к искусству и приглашали для их обучения лучших преподавателей из Академии художеств. Первым наставником Василия и его сестренки Лены стал Павел Чистяков, тогда еще студент Академии. Молодой педагог старался научить подопечных осмысленному отношению к творческому процессу и часто повторял совет:
«Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться».
Поленов-младший обучался с огромным рвением, мечтая поскорее стать студентом художественной академии. С этим юному дарованию пришлось повременить: родители убедили его сначала поступить в классический вуз. В 1863 году Василий и его брат Алексей поступили на физико-математическое отделение Санкт-Петербургского университета.
Наперекор воле отца с матерью будущий живописец оставил учебное заведение и полностью погрузился в любимое дело. Он записался на вечерние курсы, открытые на базе Академии художеств. Здесь ученики занимались рисованием, изучали анатомию, архитектурное мастерство, историю изящных искусств и геометрию. По окончанию курсов молодой художник был удостоен нескольких медалей за свои первые произведения.
Спустя годы Поленов все-же вернулся к получению юридического образования и в начале 1870-х защитил кандидатскую на тему «Значение искусства в его применении к ремеслам». В этот же период молодой живописец был награжден Большой золотой медалью за полотно «Воскрешение дочери Иаира». Вместе с Василием диссертацию защищал Иван Репин, который также удостоился престижной награды. Но главным призом были не медали, а возможность совершить пенсионерскую поездку за рубеж для ознакомления с творчеством великих мастеров прошлых столетий.
К тому моменту 27-летний творец все еще до конца не определился с художественным направлением. Он продолжал искать себя, посещая европейские галереи и изучая работы знаменитых немцев – Габриэля Макса, Ганса Макарта, Карла Пилоти, Арнольда Беклина. В своих воспоминаниях автор сравнивал полученные тогда ощущения с «опиумным опьянением». Василий часто бывал в старинных рыцарских замках, где делал зарисовки будущих картин. Так родилось полотно «Право господина», позже приобретенное Павлом Третьяковым за баснословную сумму.
Пожив некоторое время в Германии, живописец отправился в Италию. Впечатления о Неаполе, Венеции и Флоренции путешественник описывал так:
«Италия представляется мне не такой, как принято ее изображать. Желто-красных тонов я как-то мало вижу, разве при закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые».
Вдохновленный колоритными пейзажами, Поленов создал произведение «Итальянский пейзаж с крестьянином». В этой стране художник встретил новых друзей – известного русского благотворителя Савву Мамонтова и членов Абрамцевского кружка. На какое-то время Василий погрузился в водоворот спектаклей, концертов и прочих светских мероприятий, забросив дело своей жизни – живопись. Позже все вернулось на круги своя – мирская суета была не для художника.
Колоссальное влияние на творческую биографию мастера оказала поездка во Францию. Поленов восхищался художественными школами столицы и вдохновлялся на создание своих новых шедевров. В Париже Василий познакомился с работами мастера пейзажей Камиля Каро, сблизился с представителями барбизонского течения. Здесь родилось произведение «Ливень», написанное в серо-белых тонах, которое автор создал чисто «для души». Картиной заинтересовался литератор Иван Тургенев, также находившийся в тот момент в Европе.
Появился у художника еще один новый знакомый из русских – Алексей Боголюбов, который организовал в Париже что-то вроде кружка искусств. По его совету Поленов и Репин отправились в северную часть Франции – Нормандию. Здесь, на берегу моря Вёль живописец создал несколько своих знаменитых полотен: «Этрета. Нормандия», «Белая лошадь», «Старые ворота. Вёль» и «Нормандия».
Пенсионерская поездка предполагала нахождение Поленова за границей в течение шести лет, однако он затосковал намного раньше. За два года до окончания путешествия живописец выхлопотал досрочное возвращение в Россию.
Оказавшись дома, Василий Дмитриевич представил вниманию Академии около пятидесяти французских этюдов и два полотна – «Арест гугенотки» и «Право господина». Труды мастера были оценены по достоинству: решением комиссии ему присвоили звание академика искусств.
Тем временем шла сербско-черногоро-турецкая война, на фронт которой Поленов отправился почти сразу же после возвращения. С полей сражений маэстро привез множество зарисовок, иллюстрирующих бивуачную жизнь. Эти работы позже были опубликованы в журнале «Пчела». Интересно, что сцен непосредственных баталий автор не изображал – уж слишком страшными и неприглядными они были в реальности.
С 1877 года пейзажист проживал в Москве. Очарованный картинами старой части города, художник начал трудиться над холстом «Пострижение негодной царевны». Полотно завершено не было, зато живописец изобразил кремлевские соборы, старинные терема, отточив мастерство в написании древнерусских интерьеров. Зарисовка, сделанная со Спаса на Песках, стала основой для картины «Московский дворик», изображавшей образы старого города. Эту работу автор представил на передвижнической выставке 1878 года. Сегодня это полотно считается шедевром живописи, однако самого создателя оно не удовлетворяло. Поленов считал, что созданию этого произведения следовало уделить намного больше внимания.
Успех «Московского дворика» был колоссальным, несмотря на некоторое недовольство мастера. Критики сочли работу выделяющейся своей поэтичностью на фоне остальных картин передвижников. Помимо этого пейзажа, автор выставил холсты «Заросший пруд» и «Бабушкин сад».
В начале 1880-х художник приступил к созданию произведения «Христос и грешница». Эта картина положила начало целому циклу о жизни Иисуса Христа.
Позже Поленов в компании промышленника Лазарева и искусствоведа Прахова отправился в путешествие по Ближнему Востоку. Исследователи посетили Турцию, Сирию, Грецию, Палестину и Египет. Колоритные восточные пейзажи и яркие одежды местных жителей вдохновили творца на создание целого ряда этюдов. Эти работы, выставленные в 1885 году на выставке передвижников, безо всякого торга приобрел галерист Павел Михайлович Третьяков.
Очарование Ближним Востоком несколько отвлекло мастера от первоначальной цели – создания цикла о Христе. Художник вернулся к намеченному, предприняв поездку в Италию, где родились зарисовки к картине «Христос и грешница». Для создания эскизов живописец использовал масло, уголь и карандаши. Завершающий этап работы над произведением Поленов осуществил в кабинете мецената Мамонтова. Полотно впервые представили на XV передвижнической выставке, откуда оно перекочевало в коллекцию государя Александра III. Интересно, что картину собирался приобрести Павел Третьяков, однако император оказался проворнее.
Долгие годы мастер мечтал о собственном домике на берегу реки, где он мог бы расположить мастерскую и библиотеку. В 1890 году Василий Дмитриевич купил старую усадьбу на живописном побережье Оки. Старое здание хозяин приказал снести, а на его месте построить новый добротный дом. Проект постройки художник разрабатывал лично.
По задумке автора, это был не просто дом, а настоящий просветительский центр. Несколько комнат заняла семья художника, в остальных же помещениях расположилась картинная галерея с работами самого Поленова и его последователей: Исаака Левитана, Константина Коровина, Ильи Остроухова и других творцов.
Для детей деревни Бёхова деятель построил две начальные школы и небольшой световой театр. Здесь сельские дети могли отправиться в путешествие по миру через картинки.
Цикл об Иисусе Христе автор закончил в 1905 году. Холсты побывали на выставках в десятках городах страны, где встретили восхищенные отзывы публики.
Революция несколько изменила планы художника, но просветительскую деятельность он не оставил. Василий Дмитриевич продолжил организовывать экскурсии, вести театральный кружок, работать с сельской молодежью.
В 1919 году мастер явил свой очередной шедевр – полотно «Разлив на Оке». Искусствоведы назвали это произведение лучшей поздней работой создателя. В 1924 году в честь 80-летия Поленова была организована его персональная выставка в Третьяковской галерее, а еще через два года мэтр стал народным художником РСФСР.
Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в своей усадьбе на берегу Оки. Похоронен там же, на сельском кладбище.
На могиле живописца установлен олонецкий крест, как перед смертью завещал сам мастер.