Василий Розанов — биография


Василий Васильевич Розанов – известный в России религиозный философ, публицист, литературный критик, писатель-импрессионист.

Детство и юность

Имя русского философа Василия Розанова вошло в историю не благодаря его литературным шедеврам, коих было не так много как у его коллег. А благодаря его совместному с П.Д. Первовым переводу «Метафизики». К слову сказать, это был первый в истории России перевод данного издания. Художественную литературу этот автор и вовсе не писал, однако его стиль изложения отличался неповторимым и уникальным слогом.

Будущий известный деятель родился 20 апреля 1856 года в селе Ветлуга, что в период Российской империи относилось к Костромской губернии. Его отцом был чиновник из лесного ведомства Василий Федорович Розанов, который скончался, когда Василию было всего четыре года. Мать, Надежда Ивановна Шишкина, на попечении которой было восемь детей осталось совершенно одна. Она умерла, когда будущему философу было четырнадцать лет и, как указано в его биографии, он остался на попечении и воспитании старшего брата. В этот период братьям было сложно, а потому приходилось работать, что бы финансовое положение их маленькой семьи сало стабильным. Рассказывая впоследствии о своих детских годах Розанов, так отзывался о том периоде жизни: «Я буквально вырвался из мерзости и запустения».

Василий Розанов

В 1868 году мальчик был определен в Костромскую гимназию, где проучился два года. В 1870 году старшего Николая перевели в Симбирск, куда, в след за ним переехала и вся семья. В тот же год Василий пошел в новое учебное заведение, где посещал занятия на протяжении двух лет. В 1872 году юноша переезжает в Нижний Новгород, где оканчивает гимназию и в 1878 году поступает в Московский университет, выбрав для себя историко-филологический факультет.

После того, как годы обучения в высшем учебном заведении подошли  концу, а желанный диплом оказался в руках выпускника Розанова, он сменил несколько мест работы. Переезжая из одного города в другой, молодой специалист в итоге оказался в Ельце, где работая в школе, стал публиковать свои статьи сразу в двух изданиях. Это был философский журнал «Вопросы философии и психологии», который находился в ведомстве психологического общества Москвы и «Русский вестник». В этот же период его биографии был сделан перевод «Метафизики» Аристотеля, который сделал Розанова и его соавтора Павла Первова известными на всю страну.

Личная жизнь

Будучи студентом третьего курса университета, Василий Васильевич встречает Аполлинарию Суслову, которая в скором времени стала его законной супругой. Стоит отметить, что эта женщина в свое время была возлюбленной известного русского писателя Федора Достоевского.

Василий Розанов с женой и детьми

На момент свадьбы супругов невесте уже исполнился сорок один год, в то время как жених только-только отметил свои двадцать четыре года. Несмотря на большую разницу в возрасте сам Розанов писал в своем дневнике: «Знакомство с Аполлинарией, стало одним из значимых событий в моей жизни. Она самая лучшая из женщин, встречавшихся на моем пути». Тем не менее, личная жизнь этой пары не сложилась и спустя некоторое время семья перестала существовать. Женщина так и не подписала документы о разводе, а потому на бумаге этот брак продержался еще некоторое время.

Семья Розанова

Встреча со второй супругой Розанова произошла уже после того как он обосновался в Ельце. С Варварой Бутягиной молодой человек обвенчался тайно от окружающих в 1891 году. В итоге, церковь так и не признала этот брак законным, однако этот факт не помешал супругам счастливо прожить личную жизнь. Их брак, в котором супруги воспитали шестерых детей, длился почти тридцать лет.

Философия и мировоззрение

В период учебы в университете у Василия Васильевича сложились определенные взгляды на окружающую действительность. Из-за того, что они, как правило, были весьма пессимистичны, сокурсники прозвали его «Васей кладбищенским».

Уже после переезда в Елец Розанов стал писать статьи на философские темы, которые сделали его известным. Первой в этом ряду стала статья посвященная Достоевскому, которая носила название «Легенда о Великом инквизиторе». Стоит отметить, что после выхода данной публикации, творчество самого писателя стали рассматривать как высказывания религиозного мыслителя.

Василий Розанов рисунок

Далее был сборник, носивший название «Сумерки просвещения». В нем Василий Васильевич критиковал основные аспекты образования школьников,  а так же принципы на которых оно строится. «Наша школьная система уныла и не совершенна. Она не позволяет человеку мыслить о высоком, предлагая в замен, заниматься чем-то будничным, серым и прагматичным. В целом образование в стране ориентирует школьников не на будущее, а на прошлое, лишая их надежды, иллюзий и мечты. Оно делает людей полностью безвольными и подчиненными системе», — писал в своей работе русский философ.

На искусство, семью, религию и веру Василий Розанов смотрел сквозь призму свой личной философии. По его уверению христианство в свое время дало неверную трактовку в отношении вопросов  семьи, пола и даже продолжения рода. Поднимая все эти вопросы в своих трудах Розанов, по его словам, стремился к «возрождению христианского учения». При этом сам мыслитель переживал, что нужно критиковать религию: «Посвятить свою жизнь разрушению того единственного, что для меня в этом мире действительно ценно. Есть ли у кого-то судьба печальнее этой?».

В 1900 году в Петербурге было основано религиозно-философское общество. У его истоков наряду с Василием Розановым стояли Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и Николай Минский. Спустя одиннадцать лет русский философ был вынужден покинуть это сообщество, так как его взгляды стали расходиться с другими участниками.

Именно в тот период Розанов написал: «Я выговаривал, все что чувствовал и видел в себе». А как утверждала Зинаида Гиппиус «философ постоянно и пристально смотрел в себя».

Стиль

Если говорить о философских трудах Розанова, то его стиль изложения стал совершенно новым жанровым направлением в литературе. В основе оказались личные сомнения, переживания и впечатления автора. Сам Василий Васильевич объяснял это так: «Между «я хочу» и «я съел» в реальности проходит всего несколько секунд. Однако в мире мыслей это значительно. Уже совершенно новые мысли, чем были изначально, чем те с которыми я ходил по комнате пытаясь записать…».

Первые попытки ввести в произведения элементы так называемого «Потока мыслей» сделал еще Лев Толстой. Однако только в творчестве Василия Розанова эта форма повествования стала применяться достаточно широко. Доказательством этого стала литературно-философская трилогия «Уединенное» и еще две части под названием «Опавшие листья». Во всех этих текстах автор отразил ощущения и мысли, которые не подвергались редактуре, а так же не были привязаны к конкретной цели. Данная форма появится в литературном мире снова, только спустя много лет, к середине двадцатого века, когда Джеймс Джойс опубликует свой роман «Улисс».

Внимательные читатели отмечают, что мнение самого автора весьма противоречиво. Здесь все дело в том, что мыслитель считал необходимым раскрывать один и тот же вопрос с разных сторон: «На один и тот же вопрос, может быть сразу тысяча ответов. И все они будут верными, так как это и есть «координаты действительности». И только так можно найти истину». Именно по этому принципу Розанов и оценивал окружающий мир и все в нем происходящее.

О событиях 1905-1907 года философ написал статью, опубликованную в журнале под названием «Новое время». Тогда он оценивал революционные события с точки зрения черносотенца и монархиста. В то же время в других изданиях была напечатана его другая статья, написанная от лица социал-демократа и народника.

В свое время Максим Горький так сказал о Розанове: «Я считаю этого человека гениальным мыслителем и замечательным человеком. Его мысли порой мне совершенно чужды и враждебны, и, тем не менее, он мой самый любимый из писателей».

Смерть

В 1917 году Розанов вместе с семьей переехал в Сергиев Посад, где они поселились в доме одного из преподавателей местной духовной семинарии. Книги и труды мыслителя не продавались и семья долгое время жила практически впроголодь. Благо были преданные друзья, которые о них никогда не забывали и добрые люди, помогавшие выживать в откровенной нищете.

Могила Василия Розанова

Василий Васильевич Розанов умер 5 февраля 1919 года. Его похоронили в Сергиевом Посаде, с северной стороны от Гефсиманского Черниговского скита.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • Василий Розанов был столь же заблуждающимся, но самоуверенным человеком как и его коллеги той поры. Всем им казалось, что именно они ухватили "истину" за подол, но она, неуязвимая, не поддающаяся насильственному оформлению в формулу, цитату, умозаключение, икону наконец, смеялась над ними, смеётся и ныне, называя этих "умников" болтунами, хамами и дурачками.

    Владимир Клименко (г. Самара)

  • НЕТ ПРОШЛЫЙ ВЕК ТРЕЕЕЕШШШЬ И ЖИЗНЬ У НЕГО НЕ СЛАДКАЯ