Владимир Николаевич Челомей

Владимир Челомей — биография


Владимир Челомей – советский ученый, конструктор, инженер, разработчик ракетно-космической техники. Обладатель Сталинской премии, двух званий Героя Социалистического Труда, 5 орденов Ленина, трех Госпремий СССР.

Ранние годы

Детство Владимира не было простым. Он родился в семье учителя Николая Челомея, в губернском городе Седльце, неподалеку от Белоруссии. Мама мальчика, Евгения, тоже была педагогом. Володя родился в канун Первой мировой войны. С началом боев Евгения с грудным сыном и сестрой мужа бежала из Польши в Полтаву, на Украину, к матери. В пути не обошлось без курьезов. Ребенка едва не выронили на железнодорожные рельсы, когда спешили вместе с поклажей на поезд.

В Полтаве Челомеи прожили до 1926 года. Их соседями по дому были потомки Гоголя и Пушкина. Праправнучка поэта, София Данилевская, присматривала за Владимиром, и даже учила его игре на фортепиано.

Владимир Николаевич Челомей
Владимир Челомей в молодости

В 1926 году семья переехала в Киев. Здесь Володя окончил школу, а затем поступил в политехнический институт. В 1934 году на базе учебного заведения сформировали авиационное отделение. Здесь особенно ярко проявился талант Челомея к математике и вычислениям. Уже в 1936 году вышла книга «Векторный анализ» за авторством никому неизвестного студента. За это учебное пособие способный студент получил гонорар, на который купил матери пальто.

К четвертому курсу студентов распределили на практику. Владимира отправили на Запорожский машиностроительный завод. В это время там начинали изготавливать новый двигатель, по французской лицензии, но на запуске коленчатый вал изделия лопался. Молодой инженер предложил свои расчеты по улучшению конструкции, и они оказались верны. Практиканта было решено наградить. Но он попросил для себя лишь отдельное помещение и кусок трубы – для создания модели реактивного двигателя.

В дальнейшем Челомей глубоко изучал различные области математики, физики, особенно интересовался механикой. Теория колебаний и вовсе стала основой для его научных изысканий на долгие годы.

Карьера

В 1937 году Владимир Челомей окончил институт, и продолжил работу в нем, уже в качестве преподавателя. Написал и защитил кандидатскую диссертацию в течение двух лет. В 1940 году он вошел в число получателей Сталинской стипендии. Всего их было 50 по всему СССР.

В 1941 году Владимир работал в родном ему институте, готовился к защите докторской диссертации. Молодого ученого высоко ценили. Его регулярно приглашали в Москву в качестве консультанта, в Центральный институт авиастроения. Начало войны он тоже встретил в столице. Уехать не удалось.

Владимир Николаевич Челомей

Челомей остался работать в Центральном институте авиастроения. Именно здесь, отказавшись от эвакуации, он самостоятельно сконструировал первый в СССР пульсирующий двигатель воздушно-реактивного типа для крылатых ракет. Такие же разработки параллельно велись в Германии. А двигатель Челомея хоть и был успешно испытан, сразу в серию не пошел.

В 1944 году Владимира назначили на должность главного конструктора и директора завода N51. Главной задачей молодого и талантливого инженера было проектирование и создание первой в СССР крылатой ракеты. К декабрю того же года все работы были завершены. Состоялись испытания изделия 10Х. Запуск ракет производился с самолетов Пе-8 и Ту-2, был признан успешны.

Успех в разработке ракет позволил Челомею стать одним из самых уважаемых инженеров-конструкторов в СССР. Под его руководством создали специальное ОКБ-52. Основной его задачей стало проектирование беспилотных летательных аппаратов. На базе нового конструкторского бюро Владимир продолжил разработку новых крылатых ракет.

Параллельно с практическими изысканиями, Челомей продолжал совершенствовать и свое образование. В 1951 году он защитил диссертацию, получил степень доктора наук, звание профессора.

К 1958 году ОКБ-52 участвовало в конкурсе на разработку многоступенчатых межконтинентальных баллистических ракет. Его выиграло КБ Михаила Янгеля. Но проект Челомея UR-100 тоже был признан перспективным.

Космическая отрасль

Владимир Челомей в 1959 году получил должность главного авиаконструктора. ОКБ-52 расширило свою сферу деятельности. Помимо баллистических ракет, здесь стали разрабатывать космические корабли. Два года спустя была спроектирована и испытана UR-500. Но столь мощную ракету сочли просто невыгодной для запуска в серию.

Владимир Николаевич Челомей
Конструктор Владимир Челомей

Впрочем, Челомей был известен как человек, не боящийся сложных и амбициозных задач. Его идеи часто выглядели безумными. Но ученый умел находить решение для проблем, которые считали невозможными. Например, он первым поверил в то, что подводная лодка может стрелять не всплывая. Челомей разработал крылатую ракету «Аметист», выпрыгивающую из глубин. Неофициально она получила куда более страшное название «Сатана».

К 1962 году Челомея включили в состав АН СССР в звании академика по отделению механики. Но в инженерной отрасли в то время продолжалась «лунная гонка». Владимиру приходилось конкурировать в сфере ракетостроения с Сергеем Королевым. В пользу Челомея было наличие уже разработанного изделия УР-500. Он вполне подходил по параметрам для облета Луны. А мощности хватило бы для старта ВКС. Но спустя некоторое время роли поменялись. Челомею поручили разработку двигателя корабля для пилотируемого полета около Луны. Позднее эта ракета-носитель будет названа «Протон». Ее первый старт состоялся в 1965 году.

Конечно, сам инженер конструктор мечтал совсем о другом. Но его «Протон» на долгие годы стал основным вариантом ракеты-носителя тяжелого типа. Его отправляли на зондирование планет, использовали для решения других задач.

Владимир Николаевич Челомей

После успешного создания ракеты, ОКБ Челомея участвовало и в решении других важных задач в отрасли. Здесь конструировали и запускали аппараты «Полет», пригодные для использования в качестве противоспутникового оружия. Под руководством Владимира Челомея запустили в серию «Протон».

К 70 годам XX века конкуренция в ракетно-космической отрасли сильно возросла. Уже не все проекты Челомея утверждались безоговорочно. Так, ему не дали завершить работу над тяжелым космическим кораблем. Но зато увенчался успехом другой проект. Серия орбитальных станций «Алмаз», при запуске переименованных в «Салют» (2, 3 и 5) стала основой для развития этого направления в Советском Союзе. Именно на проекты Челомея опирались разработчики космических станций гражданского назначения «Звезда», «Мир», «Салют».

Владимир Николаевич Челомей

Одной из последних разработок Владимира стал космический самолет «Ураган», с ракетой-носителем «Зенит-2». Его так и не реализовали.

Также предположительно конструктор был задействован в создании противокорабельных ракет разного типа и дальности. Челомею приписывают работу над изделием Р-80 и Р-100.

Личная жизнь

Владимир Челомей был женат один раз, его личная жизнь не была бурной. Супруга, Нинель Васильевна, родила мужу двоих детей. Сын, Сергей, стал инженером-испытателем ЦКБМ, проходил подготовку как космонавт. Дочь, Евгения, по научной стезе не пошла. В замужестве она взяла фамилию Талызина.

Смерть

Владимир Челомей умер в декабре 1984 года, в возрасте 70 лет.

Владимир Николаевич Челомей
Памятник Владимиру Челомею

Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Владимир Николаевич Челомей?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя