Жан-Батист Шарден — биография
Жан-Батист Симеон Шарден – французский живописец XVIII века, знаменитый колорист и пастелист эпохи Просвещения. Работал преимущественно в направлении жанровой живописи. Был членом Парижской академии художеств, ее советником и казначеем.
Детство и юность
Жан-Батист Симеон Шарден родился в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре в семье ремесленников. Произошло радостное событие 2 ноября 1699 года. Неблагородное происхождение не стало помехой для счастливого, хоть и трудного детства. Общение с отцом-ремесленником, его коллегами, другими жителями квартала, позволило будущему художнику получить первый опыт творчества.
Талант мальчика к рисованию родители оценили по достоинству. В надежде обеспечить лучшую жизнь сыну, они отдали его в подмастерья к знаменитому живописцу того времени, Пьеру Жаку Казу. Именно он дал первые уроки юному дарованию. А для тренировки навыков позволял Жану-Батисту копировать свои работы.
Получив первый опыт живописи, Шарден продолжил обучение. Он поступил в подмастерья к граверу Ноэлю Куапелю, а затем к портретисту Жану-Батисту ван Лоо сыгравшему немаловажную роль в биографии юноши. Именно под его руководством Шарден работал над реставрацией фресок знаменитого дворца Фонтенбло. Ван Лоо дал ему главное – мастерство колористики, способность передавать малейшие оттенки цвета. А еще привил любовь к натуралистичной портретной живописи, так непохожей на творения именитых голландцев.
Первые опыты в творчестве
Самостоятельный опыт живописи Жан-Батист Шарден получил уже в достаточно зрелом возрасте. Его первым успехом была картина «Скат», созданная в 1728 году. Натюрморт, представленный на показе дебютантов в академии живописи, был создан столь филигранно, что получил одобрение почетного члена этого объединения, Никола де Ларжильера. Под впечатлением от картины, он рекомендовал Шардену совершенствовать образование. Жан-Батист внял пожеланиям столь именитого критика, поступив в академию живописи и скульптуры.
Совершенствоваться художник решил в направлении жанровых работ. Его следующие картины первой половины 30 годов XVIII века представляют быт парижан, их повседневные занятия. Именно жанровая живопись сделала Шардена знаменитым в творческих кругах. Но до большого успеха было еще далеко.
Успешная карьера
Признание и славу Шарден снискал в возрасте 45 лет, когда его работы приобрели большую зрелость, завершенность, обрели свой узнаваемый стиль. Высоких оценок первой удостоилась картина в жанровом стиле «Молитва перед обедом». Затем был еще ряд вполне успешных работ.
В отличие от своих коллег, Жан-Батист Шарден не грезил о дальних странах и маринистических пейзажах. Он довольствовался тем, что давала малая родина. Все свои картины художник создал в Париже, не покидая его ни на день.
В его творчестве всегда преобладала реалистичность. Шарден сознательно избегал копирования фламандской техники с ее грубостью, нарочитостью, а также пасторалей и мифологии. Он не шел за модой, а создавал ее. Пока другие академические художники работали над преувеличенно пасторальными сюжетами, Жан-Батист обращал внимание на окружавший его мир.
Каждое полотно в зрелом творчестве Шардена связано с его родными кварталами, населявшими их людьми. И если до 1739 года художник был известен скорее натюрмортами, позднее его уже настигла слава портретиста, способного подмечать и запечатлевать простые бытовые сцены.
В 1743 году Жан-Батист получил статус советника академии художеств в Париже. А 7 лет спустя и вовсе стал исполнять здесь обязанности казначея. Слава Шардена была столь велика, что его приняли в члены руанской академии наук, словесности и изящных искусств.
Работами художника восхищался сами Дени Дидро. Шарден был мастером реализма, которого превозносили как антагониста придворным творцам, погрязшим в изображении виньеток и куртизанок. Особенно высоко ценили искусство передачи цвета, в котором этот живописец достиг совершенства. Из одной только смеси красной и черной краски Жан-Батист мог создать целую палитру оттенков.
Среди его заказчиков были императорские дома по всей Европе. И даже Екатерина II обращалась к мастеру, чтобы он написал натюрморт для украшения стен строившейся в то время петербуржской Академии художеств.
В зрелом возрасте Шарден и вовсе решил освоить новую технику, выполняя работы пастелью. Именно в ней выполнен самый знаменитый «Автопортрет», который мастер написал в возрасте 76 лет.
Знаменитые картины
Работы Жана-Батиста-Шардена представлены сегодня в галереях разных стран мира. Этот представитель эпохи Просвещения высоко оценен истинными знатоками живописи. Среди его наиболее известных работ – не только натюрморты и жанровые сцены, но и портреты.
Одной из первых работ мастера, снискавших признание, был натюрморт 1730 года «Мертвый заяц». С большой натуралистичностью Шарден изобразил на картине трофей охотника, в подражание голландским мастерам, но в своей, особой манере.
Работа 1733-1734 года «Мыльные пузыри» создана уже в стиле жанровой сцены. Выполненная в технике масляной живописи, она изображает мужчину, выдувающего через соломинку радужные шары. Сегодня полотно входит в коллекцию Национальной галереи искусств в Вашингтоне.
Подражая работам знаменитого Рембрандта, Шарден создал в 1734 году еще одну свою картину, имеющую сразу 2 названия: «Алхимик» и «Художник Жозеф Авед». Она была представлена в салоне в Париже, снискала восторженные отзывы критиков.
Российские ценители живописи знают имя Жана-Батиста Шардена благодаря его работам, представленным в коллекции государственного Эрмитажа. Одна из них – «Натюрморт с атрибутами искусств», создана в 1766 году, по заказу императрицы Екатерина II. Другая – более ранняя, 1744 г., носит название «Молитва перед обедом». По признанию критиков, здесь Шарден достиг особых высот в изображении жанровых сцен.
Среди других работ художника обычно выделяют жанровую картину «Прачка», натюрморт «Банка с оливками», а также легендарный автопортрет 1775 года. Он написан пастелью. А сам Шарден предстает перед зрителем в очках и чепце, по моде того времени, с цветным шейным платком, в простой грубой одежде.
Личная жизнь
В личной жизни Жана-Батиста Шардена было немало серьезных потрясений. Первый брак художника, в довольно юном возрасте, был заключен с девушкой, о которой известно только имя – Маргарита. Именно она помогала становлению мастера. В семье родилось двое детей, сын и дочь. Но затем Шардена постигло несчастье. Он овдовел, а вслед за супругой похоронил и дочь.
Оставшись один с сыном на руках, безутешный отец, как мог, передавал ему азы своего мастерства. Позднее, все еще оставаясь не слишком финансово успешным живописцем, Шарден женился повторно. На этот раз на наследнице из богатой семьи Франсуазе-Маргарите Пуж. Этот брак также не принес ему счастья. Дочь пары умерла в младенчестве. А сами супруги не слишком ладили.
Смерть
Старость Жан-Батист Шарден встретил в любимом Париже. Но она не была легкой. Тяжелые болезни, интриги в среде живописцев, критика поздних работ мастера. Все это подтачивало его здоровье. Еще одним ударом стало самоубийство любимого сына. Жан-Батист Шарден ушел из жизни 6 декабря 1779 года, в преклонных годах, оставив богатое творческое наследие. Живописью он занимался до последних дней.