Жан Милле — биография
Жан Милле – французский живописец XIX века, портретист, реалист, пейзажист. Входит в число основателей барбизонской школы, наравне с Руссо и другими художниками. Кавалер ордена Почетного Легиона.
Ранние годы
Жан-Франсуа родился в Нормандии, в деревне Грюши в 1814 году. Его семья не была знатного происхождения. Отец мальчика служил органистом в местном приходе, а в остальное время занимался крестьянским хозяйством. С раннего детства Жан помогал ему на ферме. Но при этом старательно учился, легко освоил латынь, полюбил читать.
Страсть к живописи тоже проявилась рано. Родители, заметив талант сына, не стали препятствовать его развитию. В 19 лет Жан-Франсуа покинул дом, чтобы переехать в Шербур. Там он поступил на работу в мастерскую известного портретиста дю Мушеля. Спустя пару лет Милле сменил наставника и жанр, начав изучать батальную живопись под руководством Ланглуа. Новый педагог жил и работал при музее, где был смотрителем. Именно благодаря ему Жан-Франсуа много узнал об истории искусств. В музее он изучал картины старых мастеров, преимущественно голландской и испанской школы.
Карьера живописца
В течение двух лет, с 1837 по 1839, Милле учился в Париже, в школе изящных искусств, под руководством знаменитого живописца Делароша, известного своими историческими полотнами. Но после ссоры с преподавателем ему пришлось покинуть столицу Франции. Жан-Франсуа вернулся в Шербур.
Начало творческой биографии Милле не было удачным. Первый же заказ, взятый в Шербуре – на создание посмертного портрета мэра города, заказчик отверг из-за слабого сходства с героем полотна. Милле пришлось браться за любую работу. Некоторое время он даже создавал вывески, чтобы хоть как-то себя прокормить. Он все еще мечтал стать портретистом, но был откровенно слабым художником в этом направлении живописи.
В 1845 году Милле переехал в Париж, и начал экспериментировать в поисках собственного стиля. В этот период он создает небольшие картины с пасторальными и мифологическими сюжетами. С ними связан и первый успех художника. Его картину «Дитя Эдип, снимаемый с дерева», хвалили критики на одном из Салонов.
В 1848 году к Милле пришел настоящий успех. После перехода власти к республиканцам, в моду вошли картины с изображением реалистичных сюжетов. На Салоне 1848 года живописец представил работу «Веяльщик», полностью соответствующую самым актуальным веяниям.
От правительства Милле получил заказ на полотно «Агарь и Измаил». Но, в процессе ее создания, изменил тематику. Полотно «Сборщицы колосьев» стало знаковым в жизни художника. Этот заказ впервые был щедро оплачен. Окрыленный успехом, Жан-Франсуа переезжает в Барбизон – деревню под Парижем, отчасти в связи с политической обстановкой. Но основной причиной все же была свирепствующая в городе эпидемия холеры.
В Барбизоне на тот момент уже существовала колония художников. После переезда Милле легко стал здесь своим. Деревню он покидал неохотно, и на короткое время. Здесь же Милле обрел настоящего друга – Теодора Руссо, тоже известного художника.
Впрочем, жизнь в Барбизоне вовсе не была безоблачной. Щедрых заказчиков Милле находил от случая к случаю. Критики ругали его за чрезмерное увлечение образами трудящихся людей, упрекали за чрезмерное следование тенденциям.
Ситуация несколько выровнялась лишь в 60 годы XIX века. Милле вошел в моду у коллекционеров. Бельгийские галереисты даже заключили с ним контракт, предполагавший создание 25 картин в год. Но сам художник разорвал соглашение спустя некоторое время, сочтя его чересчур обременительным.
В 1864 году картина «Пастушка, охраняющая стадо», принесла Милле еще более громкую славу. Вскоре художник уже наслаждался заслуженным успехом. В 1867 году состоялась его персональная выставка. А сам Жан-Франсуа стал кавалером ордена Почетного Легиона.
Позднее творчество Милле претерпело значительные перемены в сравнении с его ранними работами. Художник начал писать пейзажи, в том числе по индивидуальному заказу. Сотрудничал с коллекционером Фредериком Харманом, по заказу которого создал серию картин, посвященную временам года. Последнее полотно из этого цикла, «Зима», так и осталось незавершенным.
Личная жизнь
Счастье не всегда сопутствовало Милле в личной жизни. Первый брак художника был зарегистрирован в 1841 году. Избранницей Жана стала двадцатилетняя Полина Виржиния Оно, дочь портного. Вместе они переехали в Париж. Но вскоре молодая супруга умерла от туберкулеза. Их брак просуществовал всего 3 года.
Второй раз Милле женился по возвращению в Шербур, в 1853 году, на Катрин Ле-мер, едва справившей восемнадцатилетие. Пара обвенчалась 22 года спустя. В этом браке родилось 9 детей.
Смерть
Жан-Франсуа Милле до своих последних дней много работал. В 1873 году он уже серьезно болел, но продолжал выполнять взятый ранее крупный заказ на серию работ о жизни святой Женевьевы, считающейся покровительницей Парижа.
Художник так и не успел его завершить. Он умер в январе 1875 года, в Барбизоне, в окружении семьи. Похоронили Милле на кладбище в деревне Шалли, рядом с другом и коллегой Теодором Руссо.