Агриппина Ваганова — биография
Агриппина Ваганова – русская и советская танцовщица, педагог, балетмейстер, теоретик классического балета. Лауреат премии Сталина и Народная артистка РСФСР.
С юных лет Агриппина Ваганова мечтала стать прославленной балериной, но судьба пожелала, чтобы мир узнал ее, как великого-педагога-хореографа. «Царица вариаций» прошла немало испытаний социальными катаклизмами, ее часто предавали самые близкие люди. Несмотря ни на что, балетмейстер сумела реализовать себя в любимом деле и внести огромный вклад в историю русского балета.
Ранние годы
Педагог родилась 14 июня 1879 года в Санкт-Петербурге. Отец девочки, армянином по национальности, служил в Мариинском театре на должности капельдинера. Помимо Груши, в семье подрастало двое ее сестер. Жили Вагановы очень небогато. Их домом была небольшая квартирка в подвале дома, затопляемая дождями в ненастные дни.
Благодаря отцу Агриппина с детства знала все спектакли, которые проходили в Мариинке. Будущий хореограф мечтала порхать на сцене подобно птичке, однако эти грезы так и не сбылись. Между собой родители признавали, что их дочь слишком коренаста и вряд ли сможет с легкостью исполнять фуэте. Несмотря на это, Грушу устроили в Императорское театральное училище, что вызвало огромный восторг у юного дарования. Веским аргументом для поступления именно в этот вуз отец с матерью посчитали то, что в нем отличниц принимали на бюджетное отделение. Доходы в семье были небольшими, и обучение наследницы за казенный счет стало существенной помощью семье скромного капельдинера.
Попав в вожделенный институт, девушка быстро разочаровалась его порядками. Более всего Ваганову возмущало то, что преподаватели недостаточно подробно объясняли материал, зато требовали идеального его повторения.
У Груши сложилась репутация «неудобной» студентки со скверным характером. Она буквально изводила учителей дополнительными вопросами, на которые они не привыкли отвечать. По словам балерины Екатерины Вазем, обучение девушки было делом напрасным и бесполезным из-за неподходящих физических данных. Агриппина была слишком крупна и обладала выраженной кавказской внешностью, что не соответствовало балетным канонам. Одно педагоги отрицать не могли: их ученица демонстрировала невероятное упорство и самоотдачу на всех репетициях.
Выпускные экзамены юная танцовщица сдала на отлично, набрав 11 из возможных 12 баллов. Благодаря этому девушку приняли в Мариинский театр, где в то время блистала Матильда Кшесинская. Груша круглыми сутками разучивала ведущие партии и исполняла их намного лучше своих одноклассниц. Несмотря на это, главных героинь ей играть не давали.
С главным балетмейстером театра Мариусом Петиппа у Вагановой сложились весьма непростые отношения. Он часто критиковал исполнение артистки, называя его ужасным, а если зал рукоплескал девушке, он заявлял, что та просто подкупила зрителей.
Карьера
В театр Груша вернулась по настоянию сына. Увидев снимки мамы в сценических костюмах, мальчик спросил ее, почему она забросила работу. С того дня балерина начала вспоминать хореографические движения, что на первых порах давалось ей нелегко. Однажды поутру пришедшая на работу няня застала хозяйку в интересном положении: та сидела на шпагате и выглядела весьма разгоряченной.
Вернувшись в родной театр, Ваганова начала свою карьеру как будто с нуля. За поразительную точность прыжков танцовщица получила звучное прозвище Стальные ноги. В этот период сбылась мечта всей ее жизни – ей доверили главную партию вместо получившей травму Тамары Карсавиной. Наслаждаться взлетом Груше долго не пришлось: в 1916-м ее отправили на заслуженный отдых по возрасту. После октябрьских событий пенсию женщине выплачивать перестали.
Агриппина Яковлевна вновь оказалась в тяжелом материальном положении. Чтобы прокормить семью, балерина устраивала импровизированные концертами, где зрителями были матросы, солдаты и рабочие. Параллельно многодетная мать преподавала хореографию в нескольких клубах. Позже Ваганова устроилась в родной институт, находившийся в послереволюционные годы в полном упадке. Ученики жили впроголодь и репетировали в холодных помещениях.
Наставничество стало главным делом жизни для женщины, мечтавшей покорить большую сцену. Из строптивой студентки Груша превратилась в жесткого, бескомпромиссного педагога, «лепившего» из подопечных вдумчивых артисток. Несмотря на всю строгость, к каждой ученице наставница относилась как к родной дочери. Среди подопечных преподавательницы была знаменитая Майя Плисецкая, которая утверждала, что уже после нескольких занятий с Вагановой ее техника намного улучшилась, а сам танец стал более осмысленным.
Главная заслуга Вагановой – ей удалось убедить советскую власть в важности искусства балета. Женщина разработала уникальную методику тренировки мышц, которой продолжают пользоваться современные хореографы.
На заре большевизма новые правители называли балет не иначе, как «дрыгоножство». К Мариинке вожди относились пренебрежительно, считая ее царской забавой и пережитком прошлого. Агриппина Яковлевна смогла доказать, что хореографическое искусство – это не просто развлечение для буржуазии, но и мощный инструмент поднятия престижа молодой страны на мировой арене.
В 30-х годах балетмейстер занимала должность художественного руководителя труппы Мариинского театра (в то время Ленинградский театр оперы и балета имени С. Кирова). У Вагановой к тому времени появилось много недоброжелателей, которые обвиняли ее в излишней требовательности и самодурстве. В лагере противников оказалась и знаменитая балерина Галина Уланова.
Вскоре многочисленные кляузы достигли своей цели – Ваганову уволили. Хореограф продолжила преподавать в училище и занялась написанием литературного труда под названием «Основы классического танца». С 1934 года книга продолжает переиздаваться и выходить внушительными тиражами.
Личная жизнь
В ранней биографии Агриппины было несколько кратковременных романов. На заре карьеры она была довольно популярна среди поклонников, которые наперебой приглашали ее в петербургские рестораны. Выпив несколько бокалов вина, танцовщица начинала исполнять балетные партии прямо в зале заведения, чем приводила публику в неописуемый восторг.
Грандиозные изменения в личной жизни Вагановой начались после ее встречи с отставным полковником Андреем Померанцевым, входившим в руководство Екатеринославским строительным обществом. Избранник был намного старше Груши, но ее это ничуть не смутило. Померанцев бросал к ее ногам дорогущие подарки, с ним она впервые узнала, что такое обеспеченная жизнь.
Весной 1903-го во время репетиции Агриппина потеряла сознание. Как позже выяснилось, причиной обморока стала беременность артистки. Несомненно, для будущей матери это было невероятно радостным событием, однако в ее голове сразу же промелькнула мысль о потере карьеры. Поразмыслив, женщина сделала выбор в пользу материнства.
Через положенное время в семье родился сын Саша, однако отношения между супругами начали портиться. Когда дело дошло до развода, балерина отказалась подписывать необходимые бумаги. Андрей так и остался жить с ней под одной крышей, находясь в статусе законного мужа.
Вскоре скончалась старшая сестра Груши, и двое ее наследников переселились жить к Вагановой с Померанцевым. Танцовщица воспринимала ребятишек не как племянников, а как собственных детей. Агриппина Яковлевна любила баловать своих малышей, вместе они часто посещали зоопарки и цирки.
Для артистки две революции 1917 года прошли практически бесследно, а вот муж воспринял исторические события, как личную трагедию. С каждым днем он становился все более мрачным, и в конце концов пустил себе пулю в голову. Избалованная богатством барыня в один миг превратилась в полунищую домохозяйку, вынужденную в одиночку растить троих детей.
Как бы то ни было, Ваганова справилась – таков уж был ее характер. Старший сын и племянники выросли достойными людьми, в чем, несомненно, была заслуга их матери.
Смерть
Агриппины Вагановой не стало 5 ноября 1951 года. Причина смерти балерины точно не известна, в официальных источниках сказано, что это произошло в результате «тяжелой болезни».
Могила хореографа находится на Волковском кладбище неподалеку от подмосковного города Мытищи. Через два года на месте захоронения знаменитости был установлен монумент – скульптура молодой балерины с книгой в руках.
Память
- Академия русского балета имени А.Я. Вагановой
- Мемориальная доска в Санкт-Петербурге на фасаде дома, где проживала хореограф
- Документальный фильм «Агриппина Ваганова»
- Международный балетный конкурс для воспитанников балетных училищ «Ваганова — Prix»
- Документальная лента «Вспоминая великую Ваганову»
- Документальная лента «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная».