Александр Филиппенко — биография
Александр Георгиевич Филиппенко – советский и российский актёр театра и кино, рассказчик. Известен по фильмам «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Трудно быть Богом», «Мастер и Маргарита», «Петр Первый. Завещание», а также сериалам «Рожденная революцией», «Визит к минотавру» и другим.
Александр Филиппенко одинаково интересен как на театральной сцене, так и в кино. Он сыграл огромное количество выразительных ролей, среди которых были и злодеи, воры в законе и даже Бессмертный Кощей, но были и тонкие умные аристократы. Особенно популярными стали его киноленты: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Мой друг Иван Лапшин», «Мастер и Маргарита», «Бедная Настя». В театральном мире он известен как виртуоз, способный завладеть вниманием зрителей, особенно в моноспектаклях по произведениям Гоголя, Зощенко, Солженицына.
Детство
Александр Георгиевич Филиппенко родился 2 сентября 1944 года в Москве. Его родители, Георгий Яковлевич и Валентины Ивановна, были преподавателями Московского института «Цветметзолото» им. М.И. Калинина. Семья уехала из Москвы в командировку в Алма-Ату, да так там и осталась. Так что детство будущей знаменитости прошло в столице Казахстана, во дворе, где жила профессура.
В Алма-Ате Филиппенко вёл радиопередачу «Пионерская зорька», ходил в драмкружок местного Дома пионеров и в 15 лет играл в своём первом спектакле «Солдат и змея» по пьесе Тамары Гаабе. Школу он окончил с отличием и в 1962 году по настоянию родителей поступил в престижный по тем временам Московский физико-технический институт. Во время обучения интерес к актёрской профессии не оставлял его, и он активно участвовал в студенческих капустниках и КВНах (в сезоне 1962–1963 года команда МФТИ становилась чемпионом клуба), а с 1964 года стал актёром эстрадной студии Московского университета «Наш Дом».
В 1967 году Филиппенко благополучно окончил свой технический вуз по специальности «физика быстропротекающих процессов» и даже два года проработал старшим инженером в Институте геохимии.
Стремление попасть на сцену побудило его попроситься на любую должность в театр к Юрию Любимову.
Театральная карьера
В 1969 году его приняли в труппу Театра на Таганке статистом. Он с большим трепетом вспоминает это время. Дружный коллектив, знакомство в Владимиром Высоцким, песни под гитару в фойе опустевшего театра.
В 1970 году Филиппенко поступил в Театральное училище им. Б. Щукина на курс В. Эуфера и А. Ремизовой, которое окончил и как актёр и режиссер. На протяжении всех лет обучения он не прекращал работать и набираться опыта у Юрия Любимова. Спектакли «Гамлет», «Тартюф» и «Пугачев» с его участием пользовались неизменным успехом у публики. Но в 1975 году его переманили в театр имени Евгения Вахтангова, где он прослужил до 1994 года.
Одной из первых ролей Филиппенко в прославленном театре был Барин-англоман в постановке «Идиот» Ф.Достоевского в инсценировке Юрия Олеши.
Заметной работой актёра на подмостках театра Вахтангова было исполнение им роли Герцога Бекингема в сложной гротесковой постановке Рачии Капланяна и Михаила Ульянова «Ричард III» по У. Шекспиру (1976 год).
В постановке Романа Виктюка «Соборяне» по пьесе Нины Садур (1992 год) у Филиппенко была роль учителя Варнавы Васильевича. Спектакль был большим событием для театральной Москвы.
Но наиболее значительной работой актёра в Вахтанговском театре было участие в другой постановке Виктюка – роль Жданова в спектакле «Уроки мастера» по пьесе Дэвида Паунелла (1990 год), который выходил за рамки пьесы. Каждый из актёров внёс в нее свою глубину, боль и понимание страшных парадоксов истории.
Уйти из театра Вахтангова Александра Филиппенко заставило стремление к свободному самовыражению, желание создания собственной творческой мастерской. Так, в 1996 году, появился театр «Моно-Дуэт-Трио». Филиппенко стал руководить своим детищем, в репертуаре которого возникли такие постановки, как – литературно-музыкальное зрелище «Поезд на Чаттанугу, или, когда мы были молодые» по произведениям В. Славкина, М. Жванецкого, А. Аверченко, М. Зощенко, моноспектакль «Мертвые души» по Н. В. Гоголю в постановке Марка Розовского, спектакль-дуэт «Фальбала» по роману Ф. Достоевского «Бедные люди», вечер одноактовок В. Гавела «За вашу и нашу Свободу». В 1999 году, за моноспектакль «Мёртвые души» Александр Георгиевич был удостоен Государственной премии Российской Федерации.
Во всех этих постановках Александр Филиппенко реализовался, прежде всего, как артист эстрады. Большинство спектаклей «Моно-Дуэт-Трио» создавались совместно с супругой актёра режиссером Мариной Ишимбаевой. В своих сценических произведениях «Смех отцов», «У автора в плену», «Демарш энтузиастов», «Tribute», «Есенин без женщин», «Довлатов&Джаз» при участии Давида Голощёкина, «В поисках живой души», «Здравствуйте, Михаил Михаилович» он исполняет произведения А. Аверченко, В. Аксенова, Б. Акунина, И. Бродского, М. Булгакова, С. Довлатова, М. Жванецкого, М. Зощенко, А. Платонова, Н. Эрдмана, А. Кольцова и других классиков литературы.
Актёр традиционно играет моноспектакли не только в своём театре, но и в театрах Практика («Продукт» М. Ровенхила) и Моссовета («Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына).
С конца 1990-х годов Филиппенко стал сотрудничать (и продолжает это делать и по сей день) с ведущими Московскими театрами. В 1998 году в театре «Сатирикон» он выступил в ролях Тени отца Гамлета и Клавдия в постановке Роберта Стуруа «Гамлет». В театре «Et Cetera» Филиппенко – Антонио в спектакле «Шейлок», поставленном всё тем же Стуруа (2000 год). В «Табакерке» он исполняет роль Сатина в постановке Адольфа Шапиро «На дне». В театре Моссовета он работает вместе с Сергеем Юрским в спектакле «Предбанник» (2006 год), играет в двух постановках Андрея Кончаловского: в «Дяде Ване» (2009 год) – профессора Серебрякова, в «Трёх сёстрах» (2011 год) – доктора Чебутыкина. В театре «Современник» актёр стал участником исповедального спектакля «Сон Гафта» по пьесе самого В.Гафта в постановке Романа Виктюка (2009 год). В Школе Драматического Искусства он сыграл полковника Ричарда Кантуэлла в постановке Дмитрия Крымова «Последнее свидание в Венеции» (2016 год). С 2019 года на сцене «Гоголь-центра» Филиппенко играет Батю в спектакле Кирилла Серебренникова «Палачи» по пьесе М. Макдонаха. Кроме того, актёр часто устраивает творческие встречи и записывает аудиокниги. «Кладбищенские истории» Григория Чхартишвили (он же – Борис Акунин) – одна из самых его больших работ (на семь часов звучания).
Филиппенко никогда не отказывается от участия в различных литературно-музыкальных проектах. Он работает вместе с маэстро Витторио Брешиани и оркестром в программе «Данте. Божественная комедия», с музыкантами ансамбля «Эрмитаж» гобоиста А. Уткина в композициях «Триумф художественного вкуса» и «Солженицын/Шостакович», с Московским Камерным хором под руководством В. Минина в программе «Поэма памяти Сергея Есенина», с Симфоническим оркестром Московской консерватории под руководством А. Левина на вечерах «В поисках живой души» и ещё в ряде других тематических программ.
Последним проектом, которым активно занимался актёр и его супруга, была встреча с друзьями в июне 2021 года в Новой Голландии Санкт-Петербурга. Темой встречи было красивое сочетание персон «Гоголь-Шнитке».
Кино
Впервые Александр Филиппенко оказался на съёмочной площадке в 1969 году. В фильме «Я его невеста» он сыграл роль Владимира Харламова. В этом актёре изначально было заложено такое количество энергии, что он, несмотря на занятость в театре, после дебюта окунулся в кинематографическую стихию с головой. Всего в своей биографии Филиппенко снялся более чем в 120 кинопроектах. Для него не имело значение большая будет роль или маленькая, он с одинаковым усердием вкладывался в любые предлагаемые обстоятельства. В то же время, если роль ему казалась бесцветной, даже если она главная, он безболезненно отказывался.
1980-е годы можно считать самыми плодотворными для Филиппенко. Среди самых успешных его работ в кино надо назвать фильмы: «Хождение по мукам», «Клад», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Торпедоносцы», «Мой друг Иван Лапшин», «Битва за Москву», «Доходное место», «Возвращение резидента», «Убить дракона» «Убегающий август», «Карьера Артуро Уи. Новая версия», «Мастер и Маргарита», «Бедная Настя», «Брежнев», «Петр Первый. Завещание».
Причём в экранизации «Мастера и Маргариты» он участвовал дважды: в 1994 году у Юрия Кары Филиппенко сыграл роль Коровьева, а у Владимира Бортко в 2005 году – Азазелло.
Актёру как никому другому удавались роли коварных злодеев. Один из них – Ричард Глостер в фильме «Чёрная стрела» режиссёра Сергея Тарасова (1985 год), другой – дон Рэба в экранизации немецкого режиссёра Петера Фляйшмана романа Стругацких «Трудно быть богом» (1989 год) и самый главный негодяй Филиппенко – это помещик Забалуев из ленты «Бедная Настя».
Филиппенко всегда с удовольствием снимается в приключенческих и фантасмагорических фильмах наподобие картин: «Там, на неведомых дорожках…» или «Азирис Нуна».
Артисту в равной степени удаются роли бандитов («Приступить к ликвидации»), полицейских («Медный ангел») и аристократов («Компаньоны»).
В 2000 году Александру Георгиевичу за его работы в кино было присвоено звание Народного артиста Российской Федерации.
После 2000-ых годов Филиппенко снимался реже, но тем не менее зрители заметили его в популярных кинопроектах «Романовы. Венценосная семья», «Вепрь», «Заговор» и «Ленинград». В 2008 году он сыграл роль Иллариона Забелина в историческом фильме «Одна ночь любви», который во многом благодаря именно его работе завоевал высокий рейтинг среди зрителей. И, наконец, ролью Петра Андреевича Толстого в сериале Владимира Бортко «Пётр Первый. Завещание» (2011 год) актёр в очередной раз доказал своё высокое мастерство перевоплощения.
По мнению Владимира Бортко, Филиппенко – это личность, сумевшая выразить свою эпоху.
Эпоха ещё не закончилась, поэтому актёр продолжает активно работать и у него миллион творческих планов.
В 2016 году Марина Ишимбаева сняла киноспектакль «У автора в плену», в котором Александр Филиппенко читает произведения своих любимых русских авторов.
В июне 2021 года актёр, сидя в уютном кресле на даче в Переделкино, в память о рижском авторе Славе Сэ записал на камеру телеканала «Дождь» (для программы Михаила Козырева) его рассказ «Как творить под гнётом капитала». Несколько дублей пришлось повторить, потому что любимый норвич-терьер Александра Георгиевича возомнил себя гигантской охранной собакой и несколько раз врывался в кадр защитить аппаратуру и хозяина от происков случайных прохожих, местных белок и котов.
Политические взгляды
Популярный артист никогда не остаётся в стороне общественных событий. Он был одним из тех, кто выступал в защиту политзаключённых и требовал освобождения Светланы Бахминой, Олега Навального, Кирилла Серебренникова, Олега Сенцова, фигурантов Болотного дела и многих других арестантов.
Он, как и многие деятели культуры и науки, в 2003 году подписал коллективное письмо к властям, призывающее остановить войну в Чечне.
Когда потребовалась его поддержка в создании мемориала памяти жертв сталинских репрессий, он без колебаний включился в общественное движение.
Личная жизнь
Александр Филиппенко как человек старой закалки, попав в богемную среду, не стал ловеласом. Он был женат всего лишь дважды. В 1975 году его женой стала музыкальный критик Наталья Зимянина. Они прожили вместе всего три года, но зато родили двоих одарённых детей. Дочь Мария – филолог по профессии, преподает латынь. Сын Павел хорошо известен в андеграундных музыкальных кругах под кличкой «Паштет». Одно время Павел был вокалистом рок-группы «IFK», сейчас он лидер хард-кор группы «FAQ». У Александра Георгиевича часто берут автограф, как у отца Паштета.
В 1979 году после премьеры в «Современнике» Филиппенко познакомился Мариной Ишимбаевой. Он тогда только окончил Щукинское училище, а Марина как раз мечтала туда поступить. Им было что обсудить. Искренний обмен творческими амбициями обернулся для обоих долгим семейным союзом. Марина впоследствии стала телевизионным режиссёром. В 1985 году у них родилась Александра. Дочь закончила МГМИМО, но занимается звукорежиссурой и продюсированием. Все дети актёра дружат между собой.
Семья живёт в старом московском доме со старинной мебелью. Это помогает актёру сохранить эмоциональную память о прошлом и работать в своё удовольствие.
Одно время Филиппенко увлекался оздоровлением по системе Порфирия Иванова и у него неплохо получалось. В те годы он бегал босиком, прыгал в прорубь, разумно голодал и действительно выглядел здоровяком.
Избранная фильмография
- 1969 Я его невеста
- 1971 Бумбараш
- 1972 Синие зайцы, или Музыкальное путешествие
- 1973 Остановите Потапова!
- 1978 В день праздника
- 1982 Там, на неведомых дорожках…
- 1983 Раннее, раннее утро
- 1983 Баллада о доблестном рыцаре Айвенго
- 1983 Торпедоносцы
- 1983 Последний довод королей
- 1983 Приступить к ликвидации
- 1984 Мой друг Иван Лапшин
- 1984 Медный ангел
- 1984 Семь стихий
- 1985 Противостояние
- 1985 Чёрная стрела
- 1985 Аплодисменты, аплодисменты…
- 1985 Софья Ковалевская
- 1985 Битва за Москву
- 1985 О возвращении забыть
- 1986 Путешествие мсье Перришона
- 1987 Визит к Минотавру
- 1988 Наш бронепоезд
- 1988 Гулящие люди
- 1990 Шаги императора
- 1991 Ближний круг
- 1991 Женщина для всех
- 1993 Трагедия века
- 1994 Мастер и Маргарита
- 1996 Карьера Артуро Уи. Новая версия
- 2000 Романовы. Венценосная семья
- 2003—2004 Бедная Настя
- 2005 Брежнев
- 2005 Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко
- 2006 Азирис Нуна
- 2007 Заговор
- 2008 Моя прекрасная няня
- 2011 Пётр Первый. Завещание
- 2020 Алиса