Александр Хочинский — биография
Александр Хочинский – известный театральный и киноактер, бард. В 1980 году получил звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1996-м удостоился звания Народного артиста РФ. Слава пришла к нему после съемок в картинах «Бумбараш», «Женщина, которая поет», «Эскадрон гусар летучих».
Зрители полюбили обаятельного Александра Хочинского с первой роли. Он обладал таким невероятным темпераментом и обаянием, что поклонницы буквально таяли от одного его взгляда. Он казался баловнем судьбы, в каждом человеке видел друга. Ему нравилось быть популярным, он отдавал творчеству всего себя, а вот в быту оставался совершенно неземным. Судьба отмерила Хочинскому короткий век, но и за это время он успел оставить после себя приличную фильмографию из четырех десятков картин и песни собственного сочинения.
Детство и юность
Родной город Александра Хочинского – Ленинград. Именно в Северной столице он родился 29 февраля 1944 года, в творческой семье. Его отец – Юрий Хочинский, был эстрадным певцом, солистом джаз-оркестра, которым руководил Николай Минх. В 23 года у него появились проблемы с горлом, доктора диагностировали у него рак. Узнав свой неутешительный диагноз, Юрий повесился во время гастрольного тура в Ереван. Позже выяснилось, что диагноз был ошибочным. Мама Александра – Людмила Красикова, служила в Ленинградском ТЮЗе, была его ведущей актрисой.
Маленький Саша в четыре года остался без отца, на попечении матери и бабушки, которые и занимались его воспитанием. Женское окружение сыграло свою роль в биографии Хочинского, благодаря интеллигентности и харизме он влюблял в себя женщин с первого взгляда. После смерти отца мама снова вышла замуж. Ее избранником оказался Народный артист СССР Рэм Лебедев. Спустя некоторое время родилась сестра Александра – Елена, продолжившая актерскую династию.
Атмосфера театра была знакома Александру с детских лет. Чтобы он не оставался дома один, мать и отчим часто брали его с собой в театр на репетиции и постановки. Мальчик наблюдал за подготовкой спектаклей, любил перебирать реквизит в гримерной, наряжаться в парики, играть в прятки за декорациями. В 1951-м Сашу отдали в первый класс прославленной 222-й школы, бывшей «Петришуле», одного из самых старейших российских учебных заведений, 1709-го года основания. Среди отличников Саша не числился, часто приносил домой и «3» и «4». Ему больше нравилось не корпеть над книгами, а проводить время с друзьями в больших компаниях. Хочинский сам осилил игру на гитаре, любил сочинять песни. После уроков спешил в школьный театр, был неизменным участником всех торжественных мероприятий. Мечта стать актером появилась у Хочинского в старших классах, другие варианты его абсолютно не интересовали.
После получения школьного аттестата в 1961 году, Хочинский начал посещать драматическую студию при ленинградском ТЮЗе. Но поступить туда оказалось для молодого человека проблематично. Во время прослушивания ему поставили четыре балла за музыкальность, и в список студентов его фамилия не попала. По настоянию матери, ведущей артистки этого же ТЮЗа, состоялся повторный вступительный экзамен, и на этот раз Хочинского приняли в вуз.
Студенты-первокурсники учились актерскому мастерству, сценическому движению и речи, с третьего курса их уже привлекали для исполнения небольших ролей в спектаклях из репертуара Театра юного зрителя. Александр справлялся с этим легко, ведь многие постановки он видел еще в детские годы. В 1964-м Александра задействовали в постановке «Конек-Горбунок», где он перевоплотился в Спальника. Это была его дипломная работа, после которой ему предложили место в труппе этого театра. Он так и остался служить в ТЮЗе, сыграл в более шестидесяти разноплановых постановках.
20-летнему артисту даже не дали сыграть в дебютной постановке, ему пришла повестка на срочную службу. Далее была служба в армии на протяжении трех лет, где ему очень пригодилось умение владеть гитарой и хороший голос. Хочинский служил в Выборге. Парня назначили заведующим отделом художественной самодеятельности, в его обязанность входило проведение концертов. В 1970-м Александр получил диплом ЛГИТМиКа, и продолжил свою карьеру в театре.
Музыка
Благодаря прекрасным вокальным данным, Хочинскому доверяли исполнять песни и в театральных спектаклях и в кинофильмах. В те годы Александр Хочинский и Виктор Федоров выступали дуэтом на сцене ТЮЗа, и нужно заметить, что эти концерты проходили при полном аншлаге, купить билет на их выступление было большим везением.
Однако популярность ему принесли именно песни, звучавшие в художественном кино. В фильме «Бумбараш» артист сыграл одну из главных ролей, и пел вместе с Валерием Золотухиным композиции «Марш четвертой роты» и «Журавль по небу летит». Режиссером этой музыкальной комедийной ленты был Николай Рашеев, именно она принесла первую популярность Хочинскому. Теперь его песни звучали на радио, а спектакли, в которых он был задействован, проходили при полных залах. Спустя несколько месяцев, режиссер Надежда Кошеверова предложила музыканту записать на студии первую и заключительную композицию для сказки под названием «Тень».
Романсы в исполнении Хочинского звучат в картинах «Эскадрон гусар летучих», «Все решает мгновение», «По данным уголовного розыска…», «Вернемся осенью», «Три процента риска».
Хочинского знают не только как эстрадного певца. Известны и его композиторские работы – одна из которых, музыка к детективной истории под названием «Три ненастных дня».
После того, как Александра не стало, вышла пластинка с его песнями на стихи известных поэтов – Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Леонида Сергеева, Александра Галича, Александра Вертинского, Новеллы Матвеевой, Александра Суханова.
Фильмы
Сразу после демобилизации Хочинский составил анкету, приложил к ней свое фото и отправил на студию «Ленфильм». Приглашение на пробы не заставило себя ждать. Первое сотрудничество Хочинского с кинематографом состоялось в том же, 1967-м году. Его пригласили на съемки картины «В огне брода нет» и детективной истории о фашистском провокаторе под названием «Особое мнение». Александра одобрили на обе эпизодических роли, и к концу года эти фильмы появились на экране.
Фильмография актера состоит из четырех десятков картин, в том числе и короткометражных лент. Его актерские работы очень разноплановые, Хочинский одинаково органично смотрелся в роли революционера и уголовника, красноармейца и певца, плута и актера. Самая большая популярность пришла к Александру после выхода на экраны музыкальных картин «Бумбараш», «Грустить не надо», «Три ненастных дня».
Особое место в творческой биографии артиста занимает картина «Эскадрон гусар летучих», в которой он не снимался, как актер, но исполнял все романсы. Именно благодаря непревзойденному исполнению музыкальных произведений, картина получилась такой успешной, удостоилась любви зрителей и благосклонных отзывов критиков. Голос Хочинского звучал не только в художественном кино, артиста приглашали дублировать мультипликационные сказки – «Всем чертям назло», «Чудо-мельница».
В копилке работ артиста очень мало ключевых ролей, главных героев он сыграл только в лентах «Свидетельство о бедности», «Ар-хи-ме-ды!», «Когда святые маршируют». Но это абсолютно не свидетельствует о его невостребованности, наоборот, не было такого года, чтобы Хочинского не приглашали на съемки очередного интересного кинематографического проекта.
В сентябре 1978 года Александр получил приглашение на пробы в Москву, на киностудию «Мосфильм». Там как раз началась подготовка к съемкам картины «Женщина, которая поет» с Аллой Пугачевой в главной роли. Осталось только найти артиста на роль ее супруга. Выбор режиссера Александра Орлова пал на двух претендентов – Александра Хочинского и Олега Янковского. Остановились на Хочинском, причем такое решение было принято с подачи Аллы Пугачевой. Она не знала Александра лично, но очень любила картину «Бумбараш» с его участием.
Фильм «Женщина, которая поет» вышел на экраны в 1979 году, и сразу же оказался лидером проката. Позже картина заняла 27-е место по посещаемости за всю историю советского кинематографа.
В том же, 1979-м, зрители ходили в кинотеатры еще на одну ленту с участием Хочинского – «По данным уголовного розыска». В этом проекте артист стал сержантом Красной армии, работающим под прикрытием. С его помощью был пойман криминальный авторитет.
В 1980 году Хочинскому присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР.
В 1987 году Хочинский ушел из ТЮЗа и остался без работы. Он выступал с концертами в клубах и барах, редко выходил на сцену театра-студии «Интерателье». В этом же театре состоялась премьера его моноспектакля «Оптимистические записки», созданного на основе произведений Александра Володина.
Зарабатывал артист и съемками в кино. В 1989-м Александр сыграл центрального героя в ленте «Когда мне будет 54 года». Его герой – друг машинистки Лиды, самостоятельно растившей брата и дочку. В 1991-м Хочинский был зачислен в штат «Ленфильма», а через год его пригласили на съемочную площадку фильма «Генерал». В ней речь идет об одном из военачальников, участников Великой Отечественной войны – Александре Лебедеве.
Среди поклонников Хочинского основную часть составляют представительницы прекрасного пола, очарованные благородностью и утонченностью его внешности и прекрасным тембром голоса.
Личная жизнь
Александр пользовался ошеломляющим успехом у женщин, поклонницы готовы были ради своего кумира на все. Хочинский трижды пытался устроить свою личную жизнь, он женился три раза. Первой избранницей актера стала Ирина Асмус, получившая популярность после перевоплощения в Ириску, знакомую каждому ребенку в Советском Союзе по программе «АБВГДейка».
Они познакомились в годы учебы в студии при ТЮЗе. До поступления в драматическую студию Ирина была эквилибристкой в цирке, пока не травмировалась. Родители девушки настояли на том, чтобы она занялась чем-то более безопасным, и она выбрала ТЮЗ. Влюбленные поженились еще до того, как Александра призвали на срочную службу. Ирина не выдержала вынужденной разлуки длиной в три года, и ушла от Хочинского. Именно по этой причине они и развелись.
Уход любимой больно отразился на Александре, он долго лечил душевные раны, и решился на новый брак только спустя семь лет. Он повел в ЗАГС известную художницу Марину Азизян. Она была автором декораций к одной из постановок Театра юного зрителя, с Александром познакомилась в коридоре. Они прожили вместе всего два года, Хочинский любил проводить время в шумных компаниях, иногда отсутствовал дома и по ночам. По словам его сестры Елены Лебедевой, Хочинский имел цыганскую кочевую натуру, он был человеком без дома. Мог запросто вскочить в любую электричку и ехать до конечной станции, а потом вернуться обратно. Этот брак завершился разводом через два года.
И только третий брак артиста получился крепким и долговременным, он длился на протяжении двух десятков лет, до самой смерти Хочинского. Его третьей избранницей стала коллега по цеху Антонина Шуранова. Их познакомил все тот же ТЮЗ, но тогда у каждого из них была семья. Хочинский состоял еще в первом браке, Антонина жила со вторым мужем.
Все изменилось, когда Шуранова и Хочинский приступили к совместной постановке спектакля «Кошка, которая гуляет сама по себе». Вначале их связывала исключительно дружба, но спустя четырнадцать лет они как-то сблизились, и Антонина все же решилась оставить супруга ради Хочинского. Женщина бросила уютный семейный дом и поселилась в коммунальной квартире любимого. Она всегда говорила, что с этим уходом у нее началась самая светлая и счастливая полоса в жизни. Александр и Антонина практически не расставались, вместе были в театре и дома. По воспоминаниям друга семьи, артиста Николая Иванова, супруги напоминали двух влюбленных голубков, это был союз двух талантливых, умных людей. Об их отношениях спустя некоторое время вышла документальная лента «Леди и бродяга».
Свадебное торжество молодожены не собирали, они расписались как-то буднично, в перерыве репетиций. Дело в том, что во время съемок артисты хотели поселиться в одном номере местной гостиницы, но сотрудница отказала им в этом, так как официально они не были мужем и женой.
Ни в одном из браков детей у Хочинского не было.
Последние годы и смерть
В 1991-м бывший главный режиссер ленинградского ТЮЗа Зиновий Корогодский решил открыть в городе на Неве Театр поколений. При нем работала драматическая студия, и в качестве преподавателей он позвал своих бывших студентов – Антонину Шуранову и Александра Хочинского. Но Александру этого показалось мало, он мечтал о создании собственного театра. Даже придумал ему название «Глобус». Но из этой затеи ничего не получилось, страна находилась в кризисе. Нужно было решить вопрос с арендой помещения, зарплатой сотрудников, покупкой декораций. Денег на это не хватало, и Хочинский брался за любую работу в кино. В 1993-м он засветился в фильмах «Юноша из морских глубин» и «Романс о Санта Крусе». Через год побывал на съемочной площадке картины «Жизнь и приключения семерых друзей».
В конце 90-х режиссер театра сатиры на Васильевском острове Ахмат Байрамкулов решил задействовать Хочинского в пьесе «Призраки» по Генрику Ибсену. Он перебрал невероятное количество артистов на роль, но понял, что с таким тяжеловесным текстом автора, с его огромными монологами мог справиться и хоть как-то опоэтизировать его, только Хочинский, поэтому выбор пал именно на него. Роль главной героини в этой постановке режиссер предложил Антонине Шурановой. Но спектакль так ни разу и не сыграли в этом составе – умер Хочинский.
Александр Хочинский прожил короткую жизнь, он умер в 54 года. Это случилось 11 апреля 1998 года в его доме. Артист почувствовал недомогание, его состояние продолжало ухудшаться, и жена решила вызвать неотложную помощь. Приехавшие медики тщетно пытались вернуть Александра к жизни, они использовали все методы, от прямого укола в сердце, до электрошока и фибрилляции, но спасти артиста им не удалось. Александр Хочинский скончался от остановки сердца.
Как потом выяснилось, проблемы с сердцем у Александра начались двумя годами ранее. В 1996 году он впервые был госпитализирован, но доктора поставили диагноз – язва желудка, хотя сердце артиста было увеличено в несколько раз. Александру строго настрого запретили сигареты и алкоголь, однако от последней пагубной привычки он так и не отказался.
Местом упокоения Александра Хочинского стало Серафимовское кладбище Санкт-Петербурга. Там же похоронили и Антонину Шуранову.
Избранная фильмография
- 1967 — В огне брода нет
- 1967 — Особое мнение
- 1970 — Цвет белого снега
- 1971 — Бумбараш
- 1971 — Тень
- 1973 — Великие голодранцы
- 1974 — Рассказы о Кешке и его друзьях
- 1975 — Ар-хи-ме-ды!
- 1975 — Воздухоплаватель
- 1975 — Время-не-ждёт
- 1976 — Строговы
- 1976 — Рождённая революцией
- 1976 — Туфли с золотыми пряжками
- 1977 — Свидетельство о бедности
- 1977 — Деревья умирают стоя
- 1978 — Женщина, которая поёт
- 1979 — Город принял
- 1979 — По данным уголовного розыска…
- 1979 — Всё решает мгновение
- 1980 — Эскадрон гусар летучих
- 1985 — Грустить не надо
- 1990 — Шаги императора
- 1992 — Генерал
- 1992 — Странные мужчины Семёновой Екатерины
- 1994 — Жизнь и приключения четырёх друзей. История 2