Александр Юрьевич Хочинский

Александр Хочинский — биография


Александр Хочинский – известный театральный и киноактер, бард. В 1980 году получил звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1996-м удостоился звания Народного артиста РФ. Слава пришла к нему после съемок в картинах «Бумбараш», «Женщина, которая поет», «Эскадрон гусар летучих».

Зрители полюбили обаятельного Александра Хочинского с первой роли. Он обладал таким невероятным темпераментом и обаянием, что поклонницы буквально таяли от одного его взгляда. Он казался баловнем судьбы, в каждом человеке видел друга. Ему нравилось быть популярным, он отдавал творчеству всего себя, а вот в быту оставался совершенно неземным. Судьба отмерила Хочинскому короткий век, но и за это время он успел оставить после себя приличную фильмографию из четырех десятков картин и песни собственного сочинения.

Детство и юность

Родной город Александра Хочинского – Ленинград. Именно в Северной столице он родился 29 февраля 1944 года, в творческой семье. Его отец – Юрий Хочинский, был эстрадным певцом, солистом джаз-оркестра, которым руководил Николай Минх. В 23 года у него появились проблемы с горлом, доктора диагностировали у него рак. Узнав свой неутешительный диагноз, Юрий повесился во время гастрольного тура в Ереван. Позже выяснилось, что диагноз был ошибочным. Мама Александра – Людмила Красикова, служила в Ленинградском ТЮЗе, была его ведущей актрисой.

Маленький Саша  в четыре года остался без отца, на попечении матери и бабушки, которые и занимались его воспитанием. Женское окружение сыграло свою роль в биографии Хочинского, благодаря интеллигентности и харизме он влюблял в себя женщин  с первого взгляда. После смерти отца мама снова вышла замуж. Ее избранником оказался Народный артист СССР Рэм Лебедев. Спустя некоторое время родилась сестра Александра – Елена, продолжившая актерскую династию.

Атмосфера театра была знакома Александру с детских лет. Чтобы он не оставался дома один, мать и отчим часто брали его с собой в театр на репетиции и постановки. Мальчик наблюдал за подготовкой спектаклей, любил перебирать реквизит в гримерной, наряжаться в парики, играть в прятки за декорациями. В 1951-м Сашу отдали в первый класс прославленной 222-й школы, бывшей «Петришуле», одного из самых старейших российских учебных заведений, 1709-го года основания. Среди отличников Саша не числился, часто приносил домой и «3» и «4». Ему больше нравилось не корпеть над книгами, а проводить время с друзьями в больших компаниях. Хочинский сам осилил игру на гитаре, любил сочинять песни. После уроков спешил в школьный театр, был неизменным участником всех торжественных мероприятий. Мечта стать актером появилась у Хочинского в старших классах, другие варианты его абсолютно не интересовали.

После получения школьного аттестата в 1961 году, Хочинский начал посещать драматическую студию при ленинградском ТЮЗе. Но поступить туда оказалось для молодого человека проблематично. Во время прослушивания ему поставили четыре балла за музыкальность, и в список студентов его фамилия не попала. По настоянию матери, ведущей артистки этого же ТЮЗа, состоялся повторный вступительный экзамен, и на этот раз Хочинского приняли в вуз.

Студенты-первокурсники учились актерскому мастерству, сценическому движению и речи, с третьего курса их уже привлекали для исполнения небольших ролей в спектаклях из репертуара Театра юного зрителя. Александр справлялся с этим легко, ведь многие постановки он видел еще в детские годы. В 1964-м Александра задействовали в постановке «Конек-Горбунок», где он перевоплотился в Спальника. Это была его дипломная работа, после которой ему предложили место в труппе этого театра. Он так и остался служить в ТЮЗе, сыграл в более шестидесяти разноплановых постановках.

20-летнему артисту даже не дали сыграть в дебютной постановке, ему пришла повестка на срочную службу. Далее была служба в армии на протяжении трех лет, где ему очень пригодилось умение владеть гитарой и хороший голос. Хочинский служил в Выборге. Парня назначили заведующим отделом художественной самодеятельности, в его обязанность входило проведение концертов. В 1970-м Александр получил диплом ЛГИТМиКа, и продолжил свою карьеру в театре.

Музыка

Благодаря прекрасным вокальным данным, Хочинскому доверяли исполнять песни и в театральных спектаклях и в кинофильмах. В те годы Александр Хочинский и Виктор Федоров выступали дуэтом на сцене ТЮЗа, и нужно заметить, что эти концерты проходили при полном аншлаге, купить билет на их выступление было большим везением.

Бард Александр Хочинский

Однако популярность ему принесли именно песни, звучавшие в художественном кино. В фильме «Бумбараш» артист сыграл одну из главных ролей, и пел вместе с Валерием Золотухиным композиции «Марш четвертой роты» и «Журавль по небу летит». Режиссером этой музыкальной комедийной ленты был Николай Рашеев, именно она принесла первую популярность Хочинскому. Теперь его песни звучали на радио, а спектакли, в которых он был задействован, проходили при полных залах. Спустя несколько месяцев, режиссер Надежда Кошеверова предложила музыканту записать на студии первую и заключительную композицию для сказки под названием «Тень».

Романсы в исполнении Хочинского звучат в картинах «Эскадрон гусар летучих», «Все решает мгновение», «По данным уголовного розыска…», «Вернемся осенью», «Три процента риска».

Хочинского знают не только как эстрадного певца. Известны и его композиторские работы – одна из которых, музыка к детективной истории под названием «Три ненастных дня».

После того, как Александра не стало, вышла пластинка с его песнями на стихи известных поэтов – Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Леонида Сергеева, Александра Галича, Александра Вертинского, Новеллы Матвеевой, Александра Суханова.

Фильмы

Сразу после демобилизации Хочинский составил анкету, приложил к ней свое фото и отправил на студию «Ленфильм». Приглашение на пробы не заставило себя ждать. Первое сотрудничество Хочинского с кинематографом состоялось в том же, 1967-м году. Его пригласили на съемки картины «В огне брода нет» и детективной истории о фашистском провокаторе под названием «Особое мнение». Александра одобрили на обе эпизодических роли, и к концу года эти фильмы появились на экране.

Александр Хочинский в фильме «Бумбараш»

Фильмография актера состоит из четырех десятков картин, в том числе и короткометражных лент. Его актерские работы очень разноплановые, Хочинский одинаково органично смотрелся в роли революционера и уголовника, красноармейца и певца, плута и актера. Самая большая популярность пришла к Александру после выхода на экраны музыкальных картин «Бумбараш», «Грустить не надо», «Три ненастных дня».

Особое место в творческой биографии артиста занимает картина «Эскадрон гусар летучих», в которой он не снимался, как актер, но исполнял все романсы. Именно благодаря непревзойденному исполнению музыкальных произведений, картина получилась такой успешной, удостоилась любви зрителей и благосклонных отзывов критиков. Голос Хочинского звучал не только в художественном кино, артиста приглашали дублировать мультипликационные сказки – «Всем чертям назло», «Чудо-мельница».

Александр Хочинский в фильме «Эскадрон гусар летучих»

В копилке работ артиста очень мало ключевых ролей, главных героев он сыграл только в лентах «Свидетельство о бедности», «Ар-хи-ме-ды!», «Когда святые маршируют». Но это абсолютно не свидетельствует о его невостребованности, наоборот, не было такого года, чтобы Хочинского не приглашали на съемки очередного интересного кинематографического проекта.

В сентябре 1978 года Александр получил приглашение на пробы в Москву, на киностудию «Мосфильм». Там как раз началась подготовка к съемкам картины «Женщина, которая поет» с Аллой Пугачевой в главной роли. Осталось только найти артиста на роль ее супруга. Выбор режиссера Александра Орлова пал на двух претендентов – Александра Хочинского и Олега Янковского. Остановились на Хочинском, причем такое решение было принято с подачи Аллы Пугачевой. Она не знала Александра лично, но очень любила картину «Бумбараш» с его участием.

Фильм «Женщина, которая поет» вышел на экраны в 1979 году, и сразу же оказался лидером проката. Позже картина заняла 27-е место по посещаемости за всю историю советского кинематографа.

Александр Хочинский в фильме «Женщина, которая поет»

В том же, 1979-м, зрители ходили в кинотеатры еще на одну ленту с участием Хочинского – «По данным уголовного розыска». В этом проекте артист стал сержантом Красной армии, работающим под прикрытием. С его помощью был пойман криминальный авторитет.

В 1980 году Хочинскому присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР.

В 1987 году Хочинский ушел из ТЮЗа и остался без работы. Он выступал с концертами в клубах и барах, редко выходил на сцену театра-студии «Интерателье». В этом же театре состоялась премьера его моноспектакля «Оптимистические записки», созданного на основе произведений Александра Володина.

Александр Хочинский в фильме «Когда мне будет 54 года»

Зарабатывал артист и съемками в кино. В 1989-м Александр сыграл центрального героя в ленте «Когда мне будет 54 года». Его герой – друг машинистки Лиды, самостоятельно растившей брата и дочку. В 1991-м Хочинский был зачислен в штат «Ленфильма», а через год его пригласили на съемочную площадку фильма «Генерал». В ней речь идет об одном из военачальников, участников Великой Отечественной войны – Александре Лебедеве.

Среди поклонников Хочинского основную часть составляют представительницы прекрасного пола, очарованные благородностью и утонченностью его внешности и прекрасным тембром голоса.

Личная жизнь

Александр пользовался ошеломляющим успехом у женщин, поклонницы готовы были ради своего кумира на все. Хочинский трижды пытался устроить свою личную жизнь, он женился три раза. Первой избранницей актера стала Ирина Асмус, получившая популярность после перевоплощения в Ириску, знакомую каждому ребенку в Советском Союзе по программе «АБВГДейка».

Они познакомились в годы учебы в студии при ТЮЗе. До поступления в драматическую студию Ирина была эквилибристкой в цирке, пока не травмировалась. Родители девушки настояли на том, чтобы она занялась чем-то более безопасным, и она выбрала ТЮЗ. Влюбленные поженились еще до того, как Александра призвали на срочную службу. Ирина не выдержала вынужденной разлуки длиной в три года, и ушла от Хочинского. Именно по этой причине они и развелись.

Уход любимой больно отразился на Александре, он долго лечил душевные раны, и решился на новый брак только спустя семь лет. Он повел в ЗАГС известную художницу Марину Азизян. Она была автором декораций к одной из постановок Театра юного зрителя, с Александром познакомилась в коридоре. Они прожили вместе всего два года, Хочинский любил проводить время в шумных компаниях, иногда отсутствовал дома и по ночам. По словам его сестры Елены Лебедевой, Хочинский имел цыганскую кочевую натуру, он был человеком без дома. Мог запросто вскочить в любую электричку и ехать до конечной станции, а потом вернуться обратно. Этот брак завершился разводом через два года.

Александр Хочинский с женой Антониной Шурановой

И только третий брак артиста получился крепким и долговременным, он длился на протяжении двух десятков лет, до самой смерти Хочинского. Его третьей избранницей стала коллега по цеху Антонина Шуранова. Их познакомил все тот же ТЮЗ, но тогда у каждого из них была семья. Хочинский состоял еще в первом браке, Антонина жила со вторым мужем.

Все изменилось, когда Шуранова и Хочинский приступили к совместной постановке спектакля «Кошка, которая гуляет сама по себе». Вначале их связывала исключительно дружба, но спустя четырнадцать лет они как-то сблизились, и Антонина все же решилась оставить супруга ради Хочинского. Женщина бросила уютный семейный дом и поселилась в коммунальной квартире любимого. Она всегда говорила, что с этим уходом у нее началась самая светлая и счастливая полоса в жизни. Александр и Антонина практически не расставались, вместе были в театре и дома. По воспоминаниям друга семьи, артиста Николая Иванова, супруги напоминали двух влюбленных голубков, это был союз двух талантливых, умных людей. Об их отношениях спустя некоторое время вышла документальная лента «Леди и бродяга».

Свадебное торжество молодожены не собирали, они расписались как-то буднично, в перерыве репетиций. Дело в том, что во время съемок артисты хотели поселиться в одном номере местной гостиницы, но сотрудница отказала им в этом, так как официально они не были мужем и женой.

Ни в одном из браков детей у Хочинского не было.

Последние годы и смерть

В 1991-м бывший главный режиссер ленинградского ТЮЗа Зиновий Корогодский решил открыть в городе на Неве Театр поколений. При нем работала драматическая студия, и в качестве преподавателей он позвал своих бывших студентов – Антонину Шуранову и Александра Хочинского. Но Александру этого показалось мало, он мечтал о создании собственного театра. Даже придумал ему название «Глобус». Но из этой затеи ничего не получилось, страна находилась в кризисе. Нужно было решить вопрос с арендой помещения, зарплатой сотрудников, покупкой декораций. Денег на это не хватало, и Хочинский брался за любую работу в кино. В 1993-м он засветился в фильмах «Юноша из морских глубин» и «Романс о Санта Крусе». Через год побывал на съемочной площадке картины «Жизнь и приключения семерых друзей».

В конце 90-х режиссер театра сатиры на Васильевском острове Ахмат Байрамкулов решил задействовать Хочинского в пьесе «Призраки» по Генрику Ибсену. Он перебрал невероятное количество артистов на роль, но понял, что с таким тяжеловесным текстом автора, с его огромными монологами мог справиться и хоть как-то опоэтизировать его, только Хочинский, поэтому выбор пал именно на него. Роль главной героини в этой постановке режиссер предложил Антонине Шурановой. Но спектакль так ни разу и не сыграли в этом составе – умер Хочинский.

Могила Александра Хочинского

Александр Хочинский прожил короткую жизнь, он умер в 54 года. Это случилось 11 апреля 1998 года в его доме. Артист почувствовал недомогание, его состояние продолжало ухудшаться, и жена решила вызвать неотложную помощь. Приехавшие медики тщетно пытались вернуть Александра к жизни, они использовали все методы, от прямого укола в сердце, до электрошока и фибрилляции, но спасти артиста им не удалось. Александр Хочинский скончался от остановки сердца.

Как потом выяснилось, проблемы с сердцем у Александра начались двумя годами ранее. В 1996 году он впервые был госпитализирован, но доктора поставили диагноз – язва желудка, хотя сердце артиста было увеличено в несколько раз. Александру строго настрого запретили сигареты и алкоголь, однако от последней пагубной привычки он так и не отказался.

Местом упокоения Александра Хочинского стало Серафимовское кладбище Санкт-Петербурга. Там же похоронили и Антонину Шуранову.

Избранная фильмография

  • 1967 — В огне брода нет
  • 1967 — Особое мнение
  • 1970 — Цвет белого снега
  • 1971 — Бумбараш
  • 1971 — Тень
  • 1973 — Великие голодранцы
  • 1974 — Рассказы о Кешке и его друзьях
  • 1975 — Ар-хи-ме-ды!
  • 1975 — Воздухоплаватель
  • 1975 — Время-не-ждёт
  • 1976 — Строговы
  • 1976 — Рождённая революцией
  • 1976 — Туфли с золотыми пряжками
  • 1977 — Свидетельство о бедности
  • 1977 — Деревья умирают стоя
  • 1978 — Женщина, которая поёт
  • 1979 — Город принял
  • 1979 — По данным уголовного розыска…
  • 1979 — Всё решает мгновение
  • 1980 — Эскадрон гусар летучих
  • 1985 — Грустить не надо
  • 1990 — Шаги императора
  • 1992 — Генерал
  • 1992 — Странные мужчины Семёновой Екатерины
  • 1994 — Жизнь и приключения четырёх друзей. История 2

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • Замечательный актер ,такого трудно не заметить ,даже слепому ,трудно не услышать его исполнения романсов ,песен ,надо быть глухим . Обаятельный, видно человека с добрыми глазами . Очень жаль ...

  • Хороший артист. Похож на артиста Владимира Машкова.

  • Голос Юрия Каморного, тоже ушедшего из жизни очень рано, мне напоминает Александра Хочинского. Такой же притягательный. Они и внешне были очень похожи, особенно глаза.

  • Его душа!!!...............Моментально легла на мою душу!!!.......Это штучная фактура!!!

  • Хочинский не играл в фильме «Эскадрон гусар летучих», а только пел за Дениса Давыдова. Пел исключительно хорошо.