Александр Кайдановский — биография
Александр Кайдановский – известный российский актер, режиссер, сценарист. В 1992 году получил звание заслуженного деятеля искусств РФ. Самую большую популярность приобрел после выхода на экраны картины «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором сыграл ротмистра Лемке.
Он поражал свой гениальностью и непредсказуемостью, все, кто когда-либо пересекались с ним по жизни, считали, что он не от мира сего. Очень умный и начитанный, казалось, он знает буквально все, и это не могло не притягивать к нему окружающих. Вместе с этими положительными качествами, Александр Кайдановский обладал и отрицательными чертами, у него был настолько сложный характер, что доказывая свою правоту, он мог и по физиономии заехать, и даже в драку ввязаться. Он и сам страдал от своей вспыльчивости, но ничего не мог с собой поделать.
Детство
Родился Александр Кайдановский в Ростове-на-Дону 23 июля 1946 года. Его отца звали Леонид Львович Кайдановский , вернее, Лейб Лейбович. Он был евреем, возглавлял радиолокационную станцию в городе Батайск. Спустя некоторое время получил должность заместителя начальника СМУ-5 в Ростове-на-Дону. Специалисты этого управления выполняли сварочные работы под водой. Мама – Вера Онищук, окончила Московский библиотечный институт, получила должность заведующей детским сектором ростовского Дворца энергетиков, впоследствии ее приняли в качестве режиссера-постановщика в детскую театральную студию.
Леонид и Вера поженились в 1945-м, а расторгли брак спустя пятнадцать лет, в 1960-м. После развода родителей Саша остался жить с отцом в коммунальной квартире. Через два года отец женился снова на Ирине Пухальской, и в этом браке родились две сестры Александра – Ольга и Татьяна.
Мама тоже устроила свою личную жизнь, снова вышла замуж, в 1965 году родила сына Михаила Есипова. Он умер в 2000 году, а до этого трудился ревизором.
Александр с ранних лет отличался сложным характером, рос очень свободолюбивым ребенком. Сам принимал сложные решения, не признавал авторитетов. Поэтому, когда после окончания школы он решил учиться на сварщика, никто не собирался его отговаривать. В 1961 году он уехал в Днепропетровск, поступил в сварочный техникум им.Патона, но буквально после первого курса понял, что это эта профессия его совершенно не интересует, и оставил учебу.
Кайдановский забирает документы, и отправляется в Ростов. Буквально с первой попытки он становится студентом Ростовского училища искусств. И уже в этом учебном заведении он проявил свой непростой характер, поссорился с режиссером, и перешел в мастерскую к другому преподавателю – Михаилу Бушнову. Именно Бушнов сумел рассмотреть в нем настоящий талант, помог ему раскрыться, стал для него не просто педагогом, но и настоящим другом. Спустя много лет он говорил, что абсолютно не боялся взрывного характера Кайдановского, между ними ни разу не возникло не то, что ссоры, но и наименьшего недоразумения.
Диплом об окончании училища Александр получил в 1965-м, и решил продолжить обучение в Москве. Поступить во МХАТ для него оказалось легкой задачей, но вот задержаться там не получилось. Буквально через несколько месяцев, молодой человек добился перевода в театральное училище им.Щукина. В те годы там учился Леонид Филатов, с которым у Александра сразу завязались дружеские отношения. Филатова поражало умение Кайдановского виртуозно материться, переходить на бандитский жаргон, и тут же говорить о высоком искусстве и литературе, причем настолько профессионально и компетентно, что он мог дать фору любому специалисту в этой области.
Театр
Творческая биография актера стартовала еще в студенческие годы. Он тогда был студентом-второкурсником, когда ему предложили сыграть Гамлета. Александр представил классический образ в своей нестандартной интерпретации, которую осудили некоторые критики. Однако запомнили молодое дарование благодаря интеллектуальной игре и таланту.
После окончания театрального училища Кайдановский пополнил труппу Театра им.Е.Вахтангова. Он появился в этом коллективе не случайно, должен был сыграть в постановке «Идиот» князя Мышкина. Однако роль отдали другому артисту, а Кайдановскому предложили перевоплотиться во второстепенного героя. Во всех последующих постановках Александр неизменно оставался на вторых ролях. Так продолжалось на протяжении трех лет, пока в 1972-м у артиста лопнуло терпение, и он ушел из театра. При этом он сказал, что из-за вахтанговской корпорации в нем умерла любовь к театру.
Вместе с уходом из театра пришло безденежье, жить артисту приходилось в полуподвальных помещениях. Кайдановский не находил поддержки ни у коллег-актеров, ни у режиссеров, в него просто не верили. Однажды Михаил Ульянов дал молодому коллеге совет возвращаться обратно в родной Ростов, и пытаться там сделать карьеру. Александр никогда не прислушивался к чужому мнению, и на этот раз тоже решил проблему по-своему, ушел в армию. Именно это решение кардинальным образом изменило его судьбу.
Фильмы
Его призвали в кавалерийский полк при киностудии «Мосфильм». Именно тогда Кайдановскому предложили роль в картине «Свой среди чужих, чужой среди своих», режиссера Никиты Михалкова. Артист перевоплотился в поручика Лемке, и мгновенно стал популярным. Это было невероятно, но именно благодаря погонам белогвардейского офицера талант актера и его нестандартная внешность приобрели достойную огранку. После выхода картины на экраны, другие режиссеры решили использовать этот образ снова и снова. Это случалось настолько часто, что актера теперь воспринимали не иначе, как потомка дворянского рода. До какой-то степени он был аристократом, любил литературу, знал классическую и современную музыку.
В 70-е годы фильмография Александра пополнилась лентами «Золотая речка», «Жизнь Бетховена» и другими.
Важной в творческой биографии актера стала лента режиссера Андрея Тарковского «Сталкер». В этом фильме он сыграл главного героя, неоднозначного и многогранного, что зрители не могли оторвать глаз от телевизоров, следя за ним. После этого фильма Александр Кайдановский решил попробовать свои силы в режиссуре.
Режиссерский дебют Кайдановского – фильм «Простая смерть», получивший приз испанского кинофестиваля. После этого он стал режиссером картин «Жена керосинщика» и «Гость», снялся в лентах «Десять негритят» и «Дыхание дьявола».
В 1992-м артист удостоился звания Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Последняя актерская работа Александра Кайдановского – фильм «Свадебный марш», который появился на экранах в 1995-м году. Лента стала частью киноальманаха, получившего название «Прибытие поезда». В том же году он снял и свою последнюю режиссерскую работу. Это была не полнометражная лента и даже не короткометражка. Александр стал режиссером музыкального клипа на композицию Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» — «Гарсон№2».
В 90-е годы Кайдановский больше не снимал кино и отказывался от предложений сниматься у других режиссеров. Он считал, что не хочет принимать участие в создании дурного кино, эра которого наступила именно в те годы. Чтобы заработать себе на жизнь, артист писал сценарии, читал лекции на курсах по сценическому искусству. Буквально перед самой смертью Кайдановский приступил к съемкам картины «Восхождение к Эрхарду», но она так и осталась неоконченной.
Личная жизнь
Александр достаточно долго искал себя в искусстве, точно так же обстояли у него дела и с личной жизнью. Он никак не мог найти ту единственную, может быть, поэтому женился четыре раза. Первые три жены родили артисту по одному ребенку. Свою первую жену — Ирину Бычкову, Кайдановский встретил в Ростове. Влюбленные поженились, потом перебрались в столицу. Времена были сложными, Александр находился в вечном поиске себя, и спустя девять лет брак распался. Ирина родила Кайдановскому дочку.
Второй раз артист женился на Евгении Симоновой, с которой прожил в браке пять лет. В этом браке у Александра родилась дочь Зоя, которая продолжила дело родителей и сделала актерскую карьеру.
Третьей избранницей Кайдановского стала Наталья Судакова, родившая артисту сына Андрея. Молодой человек унаследовал артистизм отца, но прославился не в кино, а в балете. Андрей окончил Московское хореографическое училище, потом уехал за границу продолжать обучение хореографией.
Андрей Кайдановский прошел обучение в балетной школе Санкт-Пельтена (Австрия), потом отправился в аналогичное учебное заведение Вены и немецкого Штутгарта. После окончания учебы молодой человек не вернулся в Россию, остался в Австрии, поступил на службу в венский балет Штатсопера.
Развод с третьей супругой Александр оформил практически перед самой смертью. Меньше, чем за месяц до своей кончины он взял в жены Инну Пиварс. Кайдановский был старше своей четвертой жены на двадцать шесть лет, девушка только начинала карьеру актрисы. Перед тем, как пожениться, у них был роман длиной в два года.
Достаточно долго у Кайдановского не было отдельного жилья, он ютился в коммуналке. Только к середине 1995-го он стал обладателем собственных квадратных метров, и его позвали в члены жюри на Каннский кинофестиваль. Однако радость от таких перемен в его биографии омрачало состояние здоровья, оставлявшее желать лучшего.
Смерть
Один за одним у артиста случились два инфаркта, от которых он едва отошел. А вот третий, случившийся рано утром 3 декабря 1995 года, оказался смертельным. Александру Кайдановскому было всего 49 лет.
Местом вечного упокоения артиста стал десятый участок столичного Кунцевского кладбища. Спустя три года после такой преждевременной смерти актера режиссер Цымбал снял автобиографический документальный фильм под названием «Сны Сталкера», о жизни и творчестве Кайдановского.
В 2000-м писатель Раззаков выпустил первую книгу с описанием жизненного пути выдающихся людей, в том числе и Кайдановского, под названием «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели». Спустя два года в издательстве «Искусство» вышла еще она биографическая книга о непревзойденном актере – «Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях».
Коллеги артиста утверждали, что Кайданоский обладал какой-то тайной, он был неповторим и как актер, и как режиссер. Тайну великого артиста разгадать так и не удалось, секрет своей неповторимости и природного шарма Александр Кайдановский тоже унес с собой, жаль, что жизнь этого талантливого человека оборвалась так рано.
Избранная фильмография
- 1967 — Таинственная стена
- 1968 — Первая любовь
- 1971 — Собака Баскервилей
- 1972 — Четвёртый
- 1972 — Следствие ведут знатоки 6. Шантаж
- 1973 — Дети Ванюшина
- 1973 — Крах инженера Гарина
- 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих
- 1975 — Мой дом — театр
- 1975 — Под крышами Монмартра
- 1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата
- 1976 — Огненный мост
- 1976 — Золотая речка
- 1977 — Это было в Коканде
- 1979 — Телохранитель
- 1979 — Сталкер
- 1980 — Рассказ неизвестного человека
- 1980 — Спасатель
- 1980 — Факт
- 1982 — Кафедра
- 1987 — Десять негритят
- 1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура
- 1995 — Откровения незнакомцу