Александр Артурович Роу – советский кинорежиссёр, автор 16 художественных фильмов (из них 14 фильмов-сказок) и 3 документальных. 17-ый фильм «Финист Ясный Сокол» по его сценарию снимался после его смерти.
Создатель киносказок «Кощей Бессмертный», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и других, Александр Роу, оставил шикарное творческое наследие многим поколениям детей России и других стран. Его добрые весёлые фильмы учат любить славянский фольклор и неизбежно поднимают настроение.
Александр Артурович Роу родился 8 марта 1906 года в городе Юрьевец Костромской губернии (теперь это Ивановская область), в семье эмигрантов. Его отец, ирландец Артур Уильям Роу, в 1905 году приехал в Россию по контракту налаживать мукомольное производство в небольших городах. Мать будущего режиссёра, гречанка из Одессы Эйли Кэраджордж, растила Александра одна, потому что с началом Первой Мировой войны Артур Роу уехал на родину и больше в её жизни не появлялся.
Эйли или Юлия Кэраджордж много болела, и Александру с десяти лет приходилось зарабатывать на их общее содержание. Он работал помощником в галантерейной лавке, что делал по случаю в церковном приходе и одновременно с этим учился в семилетней школе Сергиева Посада, куда они с матерью перебрались в 1915 году.
Окончив школу, Роу поступил в промышленно-экономический техникум. Учёба не помешала ему увлечься театром и в 15 лет стать артистом агиттеатра «Синяя блуза». Вскоре он отказался от экономической специальности и из техникума перевёлся в киношколу для актёров, основанную режиссёром Б.В. Чайковским. В 1930 году Роу её окончил и решил усовершенствовать своё образование в драматическом техникуме имени М. Н. Ермоловой.
Во время обучения в драматическом техникуме, он делал свои первые шаги в кинематографе. Роу устроился на киностудию «Межрабпомфильм» помощником и ассистентом знаменитого Якова Протазанова. Двадцатипятилетний ассистент оказывался не лишним на съёмочной площадке великого мэтра – проявлял чудеса дипломатии, умея обо всём договориться с самыми несговорчивыми членами съёмочного коллектива.
В 1937 году на киностудии «Союздетфильм» (так прежде называлась Киностудия имени М. Горького) Александр Роу самостоятельно снял свой первый фильм «По щучьему велению», который появился на экранах в 1938 году. С первой же работы талантливый ученик Протазанова при участии московских инженеров проявил недюжинную изобретательность, заставив ходить дымящуюся печь, убегать вёдра, складываться брёвна, пятиться гусей и разговаривать щуку. Его находки для фильма впечатлили не только детскую аудиторию, но и взрослую. Цензоры написали одобрительные отзывы, но посоветовали режиссёру снимать более патриотичное кино.
Следующим фильмом выдумщика, основанном на русской народной сказке «Царевна-лягушка», была картина «Василиса Прекрасная», вышедшая в 1940 году. В роли русского богатыря снялся Сергей Столяров, для которого фильм был дебютным, в роли Бабы Яги – непревзойдённый Георгий Милляр. И в этой картине Александр Роу дал разгуляться своей фантазии. Его Змеем Горынычем пятиметровой высоты, длиной 11 метров, управляли двадцать человек. Чтобы создать образы страшных обитателей сказочного леса Роу собрал команду лучших гримёров и мастеров комбинированных съёмок, которые в последующих его фильмах продолжали творить чудеса на съёмочной площадке.
С началом войны вместе с киностудией Роу уехал в эвакуацию в Душанбе. Там он снял патриотичную сказку «Кащей Бессмертный», на создание которой его вдохновил немецкий киноэпос «Нибелунги», выходивший в 1924 году. Это была своего рода пародия на произведение немецких кинематографистов. В сказке Роу Кащееву армию, олицетворявшую зло, громило русское войско. Фильм был удостоен массы положительных оценок, но после войны режиссёр на какое-то время оказался не у дел, поскольку снизилось общее финансирование кинопроцессов и Сталин спустил директиву снимать позитивные фильмы о современной жизни. От сказок надо было отказаться.
Тогда Роу переключился на документальное кино и выпустил три картины на Ереванской киностудии. К жанру сказки он вернулся в 1952 году, поставив цветной стереофильм «Майская ночь, или Утопленница» по одноимённой повести Н.В. Гоголя.
От фильма к фильму совершенствовалась техническая составляющая его работы, росло количество спецэффектов, усложнялся грим и декорации. Имея постоянную команду мастеров, режиссёр предпочитал работать с одними и теми же актёрами. К новичкам относился с недоверием. Его любимчиком стал Милляр, который в некоторых фильмах исполнял по три персонажа («Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы»). Ещё одной героиней его фильмов стала до поры неизвестная Инна Чурикова, сыгравшая вредину Марфу в сказке «Морозко».
Роу в основном занимался экранизацией русского фольклора и старался донести до зрителей не только назидательное мудрое содержание сказок, но и передать сам дух русской сказки, подать её как нравственную традицию родной литературы. В его фильмах, наполненных оптимизмом, юмором и озорством, находилось место и поэзии. В них часто сочетались известные поговорки с современными словечками и каламбурами.
Самым успешным периодом творчества Александра Роу считается конец 1950-х – конец 1960-х годов, когда вышли фильмы «Марья-искусница» (1959 год), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1962 год), «Королевство кривых зеркал» (1963 год), «Морозко» (1964 год), «Огонь, вода и… медные трубы» (1967 год), «Варвара-краса, длинная коса» (1969 год), «Золотые рога» (1972 год).
Выдающийся фильм «Морозко» получил признание на кинофестивале в Венеции, завоевав его главный приз в 1965 году. Через год он стал обладателем главного приза Всесоюзного кинофестиваля в Киеве. В 1968 году Роу было присвоено почётное звание народного артиста РСФСР.
В 1972 году режиссёр начал готовиться к съёмкам сказки «Финист — Ясный Сокол». Он успел написать киносценарий, отобрать актёров, но больше сделать ничего не успел. По материалам, бережно переданным вдовой режиссёра, замысел был завершён его учеником Геннадием Васильевым.
Известный режиссёр дважды пытался ужиться с актрисами, но оба брака были непродолжительными. И только на третий раз он нашёл себе верную помощницу и подругу.
Первой пассией Роу была яркая комедийная актриса Елена Савицкая, для которой брак с режиссёром был третьим по счёту. Талантливая пара разошлась без скандалов и обид.
Второй раз Роу всерьёз влюбился в исполнительницу роли Маланьи в его фильме «Василиса Прекрасная», ленинградскую актрису Ирину Зарубину. В 1940 году у них родилась дочь Татьяна. Они жили семьёй до начала войны, затем Роу отправился в эвакуацию, а Зарубина с ним не поехала. На том и расстались. Известно, что внук режиссёра Алексей Рыбников живёт в Санкт-Петербурге.
Роу мог озорничать не только на съёмках, но и в обычной жизни. В начале 1960-х годов режиссёру досталась некая часть наследства от его отца. Глава мукомольной компании, которая после смерти Артура Роу продолжала существовать, решил продать её и справедливо разделить выручку между наследниками. Поскольку дело было во времена железного занавеса, ирландские родственники, не зная, как разыскать советского наследника, подали объявление в газете «Известия», что, мол, разыскивается Александр Роу. Он откликнулся и получил свою долю наследства размером в 300 фунтов. Этих денег хватило на приличное пальто и фотоаппарат. Но когда знакомые расспрашивали его о наследстве, он хмурил брови и убедительно отвечал, что получил в наследство пароходную компанию и публичный дом, и теперь не знает, что с этим со всем делать. Со своей роднёй в Ирландии он связаться никак не мог, по тем временам это бы плохо отразилось на его репутации.
Роу много путешествовал по роду своей профессиональной деятельности и очень любил получать свежие впечатления от посещения разных мест. Со своими фильмами он побывал в 22 африканских странах, что било все советские рекорды по количеству посещений. Ходили разговоры, что в него была влюблена одна африканская принцесса, пожелавшая стать его женой. Немолодой уже Роу был несколько смущён и отказал чернокожей красавице.
За пять дней до смерти неунывающий оптимист Роу, лёжа на больничной койке, распорядился, чтобы прощание с ним устроили на родной киностудии, а в момент выноса гроба симфонический оркестр играл сюиту из комической оперы «Корневильские колокола». Близкий друг режиссёра Лев Потёмкин именно так всё и организовал.
Александр Роу скончался 28 декабря 1973 года. Его похоронили на Бабушкинском кладбище Москвы.
В 2004 году по телеканалу «Культура» был показан документальный фильм «Киносказочник Александр Роу, посвящённый творчеству режиссёра» и приуроченный к 100-летию мастера.
Комментарии
Гений!!!
Великолепные постановки сказок,деткам нашим надо показывать.
Лучший!
Талант от Бога!
Жизнь прожита не зря, сколько радости испытал зритель, счастье, что это у нас есть.