Алексей Денисович Дикий

Алексей Дикий — биография


Алексей Дикий – известный отечественный актер, режиссер, педагог. Основал и руководил Студией Дикого с 1931-го по 1936-й годы, занимал должность главного режиссера БДТ. В 1949 году получил звание Народного артиста СССР. Пять раз награждался Сталинской премией.

Биография Алексея Дикого могла бы лечь в основу сценария какого-нибудь увлекательного фильма или театральной постановки. Актер прожил яркую, насыщенную жизнь, участвовал в двух мировых войнах, состоялся как творческая личность. Он обладал настолько разноплановым талантом, что одинаково органично смотрелся в любых образах, даже диаметрально противоположных.

Детство и юность

Родился Алексей Дикий 12 (24) февраля 1889-го в городе Екатеринослав. Позже переименован в Днепропетровск, а сейчас носит название Днепр (Украина). По некоторым данным, артист родился 25 февраля, в других источниках указывается еще одна дата – 25 апреля. Родители – Денис и Анна Диковы, принадлежали к классу бедных крестьян. Отец страдал от неизлечимой болезни, работать не мог, и семья жила только за счет того, что заработает мама – белошвейка.

Любовь к театру проснулась в Алексее в раннем детстве, благодаря влиянию старшей сестры Марии, известной актрисы, и ее супруга – Алексея Суходольского, который служил режиссером и антрепренером в Украинской музыкальной драме города Харькова. Именно Суходольский задействовал шестилетнего мальчишку в своих постановках. Мальчик учился актерскому мастерству у Панаса Саксаганского, Марка Кропивницкого, Марии Заньковецкой, Ивана Карпенко-Карого.

Алексей Дикий в молодости

После окончания школы и городского четырехклассного училища, в 1904 году поступил в Харьковское реальное училище. В 1907 году Дикого призвали в армию, он служил в Пензенском 121-м пехотном полку вольноопределяющимся.

Творчество

Талант Алексея Дикого раскрылся благодаря Илье Уралову, служившему в Московском Художественном театре. Именно он пригласил начинающего артиста в студию при этом театре.

В 1909-м Дикий перебрался в Москву, учился на частных драматических курсах Софьи Халютиной, которые посещал вплоть до 1912-го. Его наставниками стали Константин Марджанов и Вахтанг Мчеделов. Спустя год после переезда в Москву, Алексея приняли в МХТ. Его творческая биография началась с постановки «Живой труп», где он сыграл незначительную роль судебного пристава. Дикий учился у Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко.

В 1912 году, спустя год после окончания драматических курсов, Дикий уже решил попробовать свои силы в режиссуре. Он стал руководителем драматического кружка на рабочих курсах Пречистенки, ставил пьесы Чехова в один акт, поступил в рабоче-крестьянский кружок-театр Ильи Уралова. В тот же период появилась первая Студия МХТ, где Дикий продолжил свою творческую карьеру.

Первая мировая война внесла серьезные коррективы в жизнь Алексея Дикого. С 1914-го по 1917-й годы он нес службу в Царской армии, воевал на Кавказском фронте. Как позже скажет сам актер, эти годы были «потеряны безнадежно».

В январе 1918 года вышел на сцену Первой Студии, которую спустя шесть лет переименуют во МХАТ-2. Именно в этот период окончательно сформировался талант артиста, он играл озорные, острохарактерные роли.

Первое появление Алексея Дикого на экране датируется 1919-м годом. Он снялся в короткометражной ленте «Чем ты был?».

Однако он не бросил режиссуру, продолжал искать себя в новом качестве. В 1919 году, совместно с Е.Вахтанговым, он поставил спектакль «Потоп» на сцене Московской драматической студии Евгения Вахтангова(сейчас он называется Театр им.Вахтангова). А спустя два года представил на суд публики самостоятельную постановку под названием «Зеленый попугай», на основе пьесы А.Шницлера.

Дикий по-прежнему выходил на сцену МХАТа-2 в качестве актера, и одновременно с этим продолжал ставить спектакли на сценах разных театров. В 1925-м стал режиссером постановки «Блоха» по произведению Н.Лескова. Этот спектакль позже назовут самым значимым в режиссерской карьере Алексея Дикого. Сотрудничал он и с Московским театром для детей при Моссовете (в настоящее время называется Российский академический молодежный театр), а также с театром «Комедия (бывший Корш)» и Ленинградским Драматическим театром Народного дома. Среди знакомых Дикого появились художники-авангардисты А.Лентулов и Н.Радлов.

Спектакль Алексея Дикого «Скрипач на крыше»

С 1922 года по 1926-й сотрудничал с Московским еврейским театром, стал режиссером спектаклей «Скрипач на крыше», «Праздник в Касриловке», «Тевье-молочник». Эти постановки превратились в театральное событие, режиссеру удалось в точности передать язык, колорит времени, психологические портреты героев.

В 1928-м Алексей Дикий получил приглашение от театра «Габима» в Тель-Авиве (Палестина). Он отправился за границу ставить спектакль по произведению Шолом-Алейхема «Золотоискатели». Постановка получила название «Корона Давида», ее премьера прошла 23 мая 1929 года. Спустя некоторое время Дикий ушел из театра.

К 1925 году актерское и режиссерское дарование Дикого сформировалось полностью. Он любил яркие и сильные сценические краски, броский сценический рисунок, монументальность и масштабность  личностей героев. Режиссерский талант Дикого просто нуждался в балаганном комизме и гневной сатире.

В 1925 году началось сотрудничество Дикого и Большого театра. Вплоть до 1928 года он ставил на его сцене оперы и балеты. В 1927 году режиссер занял должность художественного руководителя МДТ. Спустя год стал режиссером постановки «Человек с портфелем», которую ставил Московский театр революции.

На протяжении  двух лет (1929-1930) трудился режиссером в ленинградском Драматическом театре Народного дома. Через год получил кресло художественного руководителя Свердловского театр драмы. На сцене этого театра вышла его постановка «Страх» по произведению А.Афиногенова.

В том же, 1931 году Дикий стал создателем Театрально-литературной мастерской при доме Ученых. Спустя четыре года ей дали новое имя – Театр-студия под руководством Алексея Дикого. Он стал одновременно режиссером и педагогом, на сцене этого театра вышла постановка талантливого режиссера «Леди Макбет Мценского уезда» по пьесе Лескова. Студия А.Дикого прекратила свое существование в 1936 году.

Алексей Дикий в фильме «Восстание рыбаков»

В 1935-м артист снова засветился на киноэкране, сыграл ключевую роль Кеденека в картине «Восстание рыбаков».

В 1932-1936-м годах Дикий занимал кресло художественного руководителя МДТ имени ВЦСПС. 26 марта 1936 года получил должность главного режиссера БДТ имени Максима Горького. Он перешел туда вместе с группой молодых талантливых актеров, бывших артистов студии. На этих подмостках Дикий поставил несколько пьес, среди которых и «Мещане» по Горькому. Постановка была приурочена годовщине смерти великого русского писателя, ее продемонстрировали зрителю летом 1937-го. Поначалу спектакль получил множество критических замечаний, не понравилась ни постановочная концепция, ни актеры. Обновленный сценический вариант спектакля прошел в августе того же года, причем в нем заменили и некоторых артистов.

Алексея Дикого арестовали 17 августа 1937 года. Следствие по его делу длилось больше года, и только в сентябре 1938-го Особое совещание при НКВД вынесло ему приговор по 58-й «политической» статье – пять лет лишения свободы. Дикий отбывал наказание в Усольлаге НКВД СССР. Молодые артисты лишились руководителя, они приняли решение сохранить труппу, и полным составом отправились в Сталинабад, столицу Таджикистана. Впоследствии они основали  в этом городе русский драматический театр, который сейчас носит имя Владимира Маяковского. 28 августа 1941-го «Дело Алексея Дикого» прекратили, и его сразу отпустили.

Осенью 1941 года Дикий уехал в Омск, куда эвакуировался Театр им.Вахтангова. Спустя год Алексей уже выходил на сцену в постановке «Фронт» по пьесе Корнейчука. Он перевоплотился в генерала Горлова. Этот образ стал лучшим в его творческой карьере. Актер сумел наделить своего героя самыми различными качествами, поэтому образ получился собирательным. Эта роль получила обобщающее название «горловщина».

В столицу Алексей Дикий вернулся вместе с театром, и в 1944 году его назначили на должность художественного руководителя Театра-студии киноактера.

В сентябре того же года сменил подмостки, ушел в Малый театр, где работал режиссером и актером вплоть до 1952 года. После этого получил перевод в МДТ имени Пушкина.

Алексей Дикий в фильме «Кутузов»

Настоящая популярность пришла к артисту после съемок в картине «Кутузов», где он перевоплотился в главного героя – Михаила Кутузова. Фильм вышел на экраны в 1943 году.

Алексей Дикий в фильме «Адмирал Нахимов»

Через три года Алексея пригласили на съемочную площадку фильма «Адмирал Нахимов». И снова главная роль – Павел Нахимов.

Алексей Дикий в фильме «Сталинградская битва»

Несколько раз снимался в роли Иосифа Сталина. В 1948 году вышла лента «Третий удар», спустя год – «Сталинградская битва».  Работа Дикого нашла положительную оценку прототипа его героя – Сталина.

В 1944-м Дикого приняли в Художественный совет при Комитете по делам кинематографии при Совете Министров СССР.  Он по-прежнему занимался преподавательской деятельностью. В 1948 году стал профессором Театрального училища – прославленной «Щепки». Написал книгу под названием «Повесть о театральной юности», которая вышла уже после его смерти, в 1957 году. Дикий писал и статьи на тему театрального искусства, которые публиковались в столичной прессе.

Личная жизнь

В личной жизни артиста было два официальных брака. Первый раз он женился на актрисе Екатерине Корнаковой, которая бросила его ради инженера Бориса Бринера. Его сын – знаменитый американский актер Юл Бриннер.

Второй женой Дикого стала балерина Александра Боротвинова. Супругу и тещу похоронили в одной могиле с Алексеем Диким. Ни в одном из двух браков детей не было.

Смерть

Последние годы своей жизни актер болел, и именно это стало причиной его смерти 1 октября 1955 года. Алексею Дикому было всего 66 лет.

Могила Алексея Дикого

Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

  • Несмотря на свои героические роли, суровые испытания лагерями, мужественную внешность , Дикий очень боялся свою жену Шурочку, маленькую, энергичную и достаточно скандальную женщину. Однажды Алексей загулял и не мог вернуться домой, так как у него была расцарапана щека. Тогда он подговорил своего коллегу – артиста Георгия Менглета, чтобы тот подтвердил, что они репетировали у него дома, и щеку расцарапала собака. Менглет отговаривал Алексея от этой затеи, говорил, что Шура все равно не поверит, но Дикий настоял, и они пошли сдаваться на милость жены. Шура открыла дверь, и не успел Георгий даже раскрыть рот, чтобы рассказать придуманную легенду, она уже все поняла, и влепила мужу две пощечины. Алексею не оставалось ничего, как просто отпустить коллегу.
  • Когда Дикого назначили на роль Сталина, он не стал сильно гримироваться и говорить с кавказским акцентом. Придумал собственную уловку, пару раз на протяжении всего фильма сказал «каммуныкацыя», а все остальное говорил на чистом русском языке. Но почему-то всем запомнилось, что Сталин разговаривает с акцентом. Кстати, именно эта уловка понравилась и самому Сталину, он сообщил об этом артисту во время их встречи в Кремле.
  • Когда в стране объявили очередную антиалкогольную кампанию, Дикий сказал, что если в театре начинают искать выпивох, то в нем искать больше нечего.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • "С 1922 года по 1926-й сотрудничал с Московским еврейским театром, стал режиссером спектаклей «Скрипач на крыше», «Праздник в Касриловке», «Тевье-молочник»..." Что за ерунда? "Скрипач на крыше" - американский мюзикл, премьера которого состоялась в Нью-Йорке через 10 лет после смерти Дикого. "Тевье-молочника" Дикий тоже не ставил... И что за "Московский еврейский театр"?