Алла Духова — биография
Алла Духова – прославленный хореограф, организатор и бессменный художественный руководитель балета «TODES».
Алла Духова никогда не боялась экспериментировать и рисковать, наверное, этим и объясняется успех и долголетие проекта всей ее жизни – балета «Тодес». Она умело сочетала западноевропейскую и американскую школы танцев, хотя зачастую ее эксперименты вызывали недовольство правительства. Она сумела создать собственную методику обучения искусству танца, которую сейчас используют во многих странах.
Детство
Алла Духова родилась в ноябре 1966 года в небольшом селе Коса, расположенном в Коми-Пермяцком автономном округе. Именно здесь судьба свела её родителей — Владимира Соломоновича и Галину Владимировну Духовых. Отец Аллы после окончания педагогического института был направлен на работу в местную школу, где и познакомился с молодой учительницей математики. Спустя год после появления дочери на свет, семья переехала в Ригу — на родину Владимира Соломоновича. Там он сменил профессию и устроился газосварщиком на знаменитый рижский завод Sarkanāzvaigzne («Красная звезда»), крупнейшее в Советском Союзе предприятие по производству мопедов. Галина Владимировна первое время занималась воспитанием дочерей — Аллы и младшей Дины, а позднее устроилась работать экономистом в Дом культуры.
С раннего детства Аллу тянуло к музыке и танцам. Её воображение пленил телепоказ балета «Лебединое озеро»: заворожённая грацией танцовщиц, она часами крутилась перед зеркалом, подражая их движениям. Мамины юбки превращались в пачки, а платья — в сценические костюмы юной балерины. Однако путь к профессиональной хореографии начался не сразу. Родители решили сначала отдать Аллу в музыкальную школу, где она обучалась игре на фортепиано. После уроков девочка с замиранием сердца заглядывала в класс хореографии и, вернувшись домой, повторяла перед зеркалом всё, что увидела.
Первый опыт постановки у неё случился в шесть лет — в пионерском лагере она собрала детей из младшего отряда и сама исполнила сольный номер в образе «умирающего лебедя». Несмотря на возраст, её выступление выглядело убедительно и трогательно.
Школьные годы и путь в танец
Со временем Галина Владимировна уступила настойчивым просьбам дочери и отвела её в один из лучших танцевальных коллективов Риги — ансамбль народного танца «Ивушка». Преподавателями там были выпускники хореографического училища и артисты Театра оперы и балета. На просмотре 11-летняя Алла настолько поразила педагогов уровнем подготовки, что они сначала усомнились в её статусе самоучки. Девочке тут же доверили сольную партию, с которой она блестяще справилась.
Ансамбль стал для неё вторым домом. Участники коллектива не только усердно репетировали и выступали, но и сами сочиняли номера, вместе отдыхали и общались — атмосфера творчества и единства царила повсюду. В старших классах Алла завела новую подругу — Таю Корнилову, дочь знаменитых дрессировщиков слонов, гастролировавших в Рижском цирке. Восхищённая танцем Аллы, Тая предложила ей выступать в номере «Слоны и танцовщицы», представила родителям и получила их одобрение. Осталось лишь заручиться согласием семьи Духовых.
Цирковая травма
Владимир Соломонович и Галина Владимировна с трудом приняли идею дочери работать в цирке. Они уже смирились с тем, что Алла не пойдёт по традиционному пути и собирается поступать в Ленинградский институт культуры, но цирковая сцена казалась им шагом слишком рискованным. Тем не менее девушка нашла убедительные доводы и отправилась с цирком в Кишинёв, где в течение двух месяцев осваивала цирковые трюки.
Однако уже на первых гастролях в Минске произошёл несчастный случай — Алла сломала ногу. Впереди был почти год реабилитации, и мечты о сцене пришлось отложить. Возвращение в Ригу стало началом нового этапа: она работала кассиром в магазине, затем устроилась в отдел снабжения на всё тот же завод Sarkanāzvaigzne, а по вечерам подрабатывала уборщицей в офисах.
Важным поворотом в жизни Аллы Духовой стало предложение директора пионерского лагеря, где она работала летом. Он также возглавлял один из Домов культуры Риги и, впечатлившись организаторскими способностями девушки, предложил ей создать собственный танцевальный коллектив. Алла с энтузиазмом приняла вызов. Так появилась группа под названием «Эксперимент», в которую вошли сама Духова, её сестра Дина и ещё шесть подруг.
С первых репетиций участницы коллектива стремились выйти за рамки привычного и предложить зрителю нечто совершенно новое для советской сцены. Они вдохновлялись современной хореографией Запада — особенно американской и западноевропейской школами. Источниками вдохновения становились видеокассеты с клипами зарубежных исполнителей, которые девушки тщательно изучали. Уже через год после создания «Эксперимент» занял первое место на республиканском конкурсе — и это был только первый шаг.
Коллектив активно гастролировал, выступая на модных дискотеках Риги, молодежных фестивалях, а также побывал на БАМе. Участницы коллектива обменивались опытом с другими танцорами, перенимая оригинальные движения и идеи. Это постоянное стремление к росту и самосовершенствованию сделало «Эксперимент» заметным явлением на советской молодежной сцене.
Создание и становление балета «Тодес»
К середине 1980-х годов брейк-данс стремительно набирал популярность в СССР. Во время выступления в Ленинграде к группе «Эксперимент» поступило предложение объединиться с известным брейкерским коллективом и выступать вместе. Этот союз положил начало созданию нового шоу-балета — «Тодес». Официальной датой основания считается 8 марта 1987 года.
Художественным руководителем коллектива единогласно выбрали Аллу Духову. Её авторитет, творческое мышление и лидерские качества обеспечили команде уверенный старт. Одним из её первых решений стало ввести обязательные занятия у станка для всех участников, в том числе и для уличных танцоров. Хотя идея встретила сопротивление, Духова была убеждена, что академическая подготовка — необходимый фундамент для любой хореографии. И она оказалась права: вскоре коллектив показал высокий уровень профессионализма и артистизма.
Сформировав основную программу, группа из 14 человек начала гастрольную деятельность под эгидой Северо-Осетинской филармонии. Спектакли пользовались успехом, но спустя некоторое время коллектив ушёл из филармонии из-за конфликта с директором. «Тодес» оказался в свободном плавании.
В поисках новых возможностей коллектив переехал в Москву. Условия были крайне скромные: танцоры снимали две комнаты в общежитии, спали на матрасах и перебивались случайными заработками. Еду часто приходилось добывать хитростью — например, «одалживая» булочки в универсаме. Работы не было, но желание танцевать и развиваться не угасало.
Ситуация изменилась благодаря Александру Ароновичу Берману, администратору Рижской филармонии и отцу близкой подруги Аллы. Он организовал коллективу тур по Челябинской области, где выступление «Тодеса» увидела София Ротару. Певица сразу же предложила балету работать с ней.
С первых репетиций стало ясно, что Ротару — перфекционист и трудоголик, требующий максимальной отдачи от всей команды. За пять лет сотрудничества «Тодес» выступил с ней по всей стране и получил широкую известность. Именно это сотрудничество открыло балету двери на большую эстраду.
После успеха с Ротару балет Аллы Духовой начал получать предложения от других звёзд отечественной сцены. Среди тех, с кем работал «Тодес», — Валерий Леонтьев, Владимир Пресняков, Кристина Орбакайте, Татьяна Буланова, Лариса Долина, Валерий Меладзе и другие популярные исполнители. Коллектив стал постоянным участником крупнейших музыкальных фестивалей, а со временем вышел и на международную арену. Малоизвестный факт: «Тодес» дважды выступал на одной сцене с Майклом Джексоном в рамках его мирового турне Michael Jackson & Friends — событие, ставшее знаковым не только для балета, но и для всей российской танцевальной сцены.
Собственный театр и школы танца
Аллу Духову всегда манила идея собственного театра, и в 1997 году, на десятилетие «Тодеса», благодаря продюсеру Александру Достману состоялись юбилейные концерты в Государственном концертном зале «Россия». Аншлаги подтвердили: балет — самостоятельная творческая единица с ярким почерком и оригинальной эстетикой.
В 2014 году мечта хореографа воплотилась в реальность — в Москве открылся Театр танца «Тодес». Здесь рождаются масштабные постановки, сочетающие хореографию, музыку, световые шоу и театральные элементы. Одновременно по всей стране и за её пределами стали открываться одноимённые школы танца. Сегодня их насчитывается более ста — абсолютный рекорд для танцевальных студий России.
Учениками «Тодеса» становятся не только дети знаменитостей, но и обычные ребята, нередко получающие возможность учиться бесплатно в «Артеке» и «Орлёнке». Лучшие воспитанники ежегодно участвуют в фестивале «Todes Fest», где представляют свои номера на гала-концертах. Видеозаписи этих выступлений выкладываются в социальных сетях и пользуются большой популярностью.
В 2017 году шоу-балет «Тодес» отметил своё 30-летие концертом в Кремлёвском дворце съездов. Поздравить коллектив пришли звёзды российской эстрады — Филипп Киркоров, Кристина Орбакайте, Лариса Долина, Лолита Милявская, Валерия, Жасмин, Александр Буйнов, Олег Газманов, Валерий Сюткин, группа «А’Студио» и многие другие.
2018 год стал особенно насыщенным для Аллы Духовой. Балет провёл Todes Dance Battle, принял участие в церемонии вручения премии MusicBox, а также выступил на открытии зимней Универсиады в Турине, где проходила церемония зажжения огня. В том же году прошли масштабные гала-концерты учеников школы в Казани, Воронеже, Сочи и Москве. Все мероприятия освещались на официальном сайте балета и в персональном аккаунте Аллы Владимировны в Instagram (соцсеть запрещена в РФ, принадлежит корпорации Meta, признанной в России экстремистской).
Личная жизнь
Алла Духова предпочитает не выносить личную жизнь на публику. В интервью она нередко повторяет, что её настоящая семья — это «Тодес». Тем не менее, за плечами хореографа три брака, каждый из которых оставил свой след в её судьбе, но не стал по-настоящему счастливым.
Первый раз Алла вышла замуж в возрасте 22 лет. Её избранником стал диджей одной из модных дискотек в Риге. Через несколько лет супруг загорелся идеей эмиграции в США. Однако к тому моменту Алла уже ожидала ребёнка и твёрдо отказалась покидать страну, близких и начатое дело. Она понимала, что остаётся одна с малышом в непростой жизненной ситуации: её отец к тому времени скончался, а мать тяжело болела. Несмотря на это, Духова приняла решение развестись и взять на себя полную ответственность за ребёнка.
В этот непростой период ей помогала младшая сестра Дина и её муж. Пока Алла сосредоточилась на карьере и стабилизации жизни, они заботились о её сыне Владимире как о собственном. Родившийся в 1995 году Владимир вырос в творческой атмосфере, получил образование в Нью-Йоркской академии киноискусства, занялся театральной режиссурой и сочинением музыки. Он женат на своей школьной подруге Анне, и пара уже подарила Алле внучку по имени Соня, которую хореограф обожает.
О втором браке Алла говорит крайне редко. Известно лишь, что союз оказался непрочным и вскоре завершился расставанием, подробности которого она предпочитает не комментировать.
Третьим супругом и отцом младшего сына Константина, появившегося на свет в 2002 году, стал Антон Кись — художник по свету балета «Тодес». Хотя пара уже давно не живёт вместе, их связывают профессиональные и родительские отношения. Они продолжают вместе воспитывать сына и участвовать в его жизни.
Константин, в отличие от старшего брата, с раннего возраста проявил интерес к танцам и выбрал путь, близкий к матери. Несмотря на крупное телосложение, он отличается впечатляющей пластикой и выразительностью движений, что позволяет ему находить собственную хореографическую интонацию. Алла отмечает в сыне не только талант, но и самостоятельность творческого мышления, видя в нём будущего постановщика.
Так, несмотря на личные испытания, Алла Духова смогла построить тёплые и глубокие отношения с детьми, сохранив при этом верность своему делу. Её семья — это не только «Тодес», но и близкие, с которыми её связывает любовь, поддержка и общее творчество.
Современная деятельность
На сегодняшний день балет Аллы Духовой «Тодес» остаётся одним из самых узнаваемых и востребованных танцевальных коллективов в стране. Он продолжает активно гастролировать по городам России, неизменно собирая полные залы. Одной из главных постановок последних лет стала масштабная хореографическая программа под названием «ИНЗЭНАЙТ» — динамичное шоу, в котором сочетаются элементы классики, уличного танца, театра и современных технологий. Спектакль вызывает восторг у публики и критиков, неизменно проходя с аншлагами.
Алла Духова не ограничивается только творческим руководством балета. Она активно следит за деятельностью своих многочисленных танцевальных студий, курирует организацию танцевального фестиваля «Тодес Фест» и лично посещает торжественные открытия новых школ. В октябре 2024 года хореограф побывала в Новосибирске, где открылась уже вторая студия шоу-балета в этом городе. Во время выступления на церемонии открытия она подчеркнула, что танец доступен каждому, независимо от возраста, телосложения и характера, и выразила искреннюю радость от того, как преображаются и раскрываются ученики в процессе обучения.
Фестивали «Тодес Фест», проводимые четырежды в год в Сочи, Казани, Воронеже и Москве, стали визитной карточкой сети школ. Они позволяют продемонстрировать уровень подготовки воспитанников, а также дают возможность юным танцорам выступать на настоящих сценах, почувствовать атмосферу профессионального концерта и получить обратную связь от педагогов и зрителей.
Благодаря широкому охвату и узнаваемости бренда, Алла Духова остаётся заметной фигурой в культурной жизни страны. Её часто приглашают на премьеры, концерты, телевизионные шоу и крупные общественные мероприятия. Особый интерес к хореографу проявляется и со стороны медиа — ведь среди учеников её студий нередко встречаются дети российских звёзд, что придаёт дополнительный резонанс её деятельности.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.