Алла Сурикова — биография
История кинематографа знает немногих женщин-режиссеров, и лишь единицы из них добивались успеха на этом поприще. Алле Суриковой удалось добиться потрясающих успехов, особенно если учесть, что она выбрала «мужской» жанр – комедию. Ее картины до сих пор с интересом смотрят зрители, у них миллионная армия поклонников. Алла Сурикова посвятила кино всю свою жизнь, и даже в преклонном возрасте продолжает создавать свои шедевры.
Первую известность Алле Суриковой как режиссеру принесла картина «Суета сует», потом закрепилась многочисленными комедийными проектами, в том числе и детским журналом «Ералаш».
Детство и юность
Родилась Алла Сурикова 6 ноября 1940 года в Киеве, хотя на тот момент фамилия у нее была другая, а Суриковой она стала по первому мужу. Родители девочки принадлежали к интеллигенции, мама трудилась врачом-окулистом, папа занимал должность инженера на Киевском телецентре. Родители любили театр и кино, и старались привить дочери чувство прекрасного.
Решение назвать дочь Аллой приняла мама, именно так звали ее лучшую подругу-летчицу. Творческим человеком в их семье был артист Яков Заславский, приходившийся Алле родным дядей. Он был артистом Одесского театра, и частенько с труппой театра гастролировал по стране. Зачастую их театр выступал в Киеве, и девочка никогда не пропустила ни одной постановки с его участием. Она знала наизусть все роли, которые исполнял дядя. Алла тоже начала мечтать о сцене и в школьные годы участвовала в самодеятельности, посещала театральный кружок.
Однако после окончания школы она изменила своей мечте и стала готовиться к поступлению в институт легкой промышленности. Поступить ей не удалось, и Сурикова нашла себе работу на авиазаводе. Целый год трудилась в качестве слесаря-сборщика и усиленно готовилась к поступлению в вуз. Через год Алла стала студенткой факультета филологии Фрунзенского университета. Расставание с родными ее сильно тяготило, поэтому вскоре она добилась перевода в Киев и продолжила обучение. Кроме филологии Сурикова изучала математическую лингвистику, и имеет диплом по этой специальности.
Однако этот диплом так и остался пылиться на полочке, потому что спустя год после его получения ее карьера начала развиваться совсем в другом направлении. Сурикова устроилась ассистентом режиссера на студию им.Довженко. В ее обязанности входило помогать режиссеру Александру Муратову в съемках музыкальных лент «Маленький школьный оркестр» и «Умеете ли вы жить?».
Именно в процессе съемок второго фильма она впервые увидела начинающего артиста Андрея Миронова, которого спустя несколько лет начала снимать почти во всех своих картинах.
Аллу Сурикову настолько увлекла режиссура, что она решила получить специальное образование. В 1971-м она снова села на студенческую скамью, теперь уже на режиссерских курсах в Москве. Ее наставниками были Владимир Наумов, Александр Алов, Георгий Данелия.
Фильмы
После окончания курсов Алла Сурикова навсегда связала свою биографию с режиссерством. В качестве курсовых работ она представила два короткометражных проекта – «Живая шляпа» и «Девочка и Солнечный зайчик». Алла просто фонтанировала идеями, именно она придумала снимать юмористический журнал для детей, по примеру «Фитиля», предназначавшегося взрослой аудитории. Сурикова нашла поддержку у старших коллег по цеху – Ролана Быкова и Киры Парамоновой. С ее легкой руки дети уже много лет смеются над героями «Ералаша», с которым Сурикова тоже сотрудничала.
Середина 70-х годов ознаменовалась режиссерским дебютом Аллы Суриковой. Первый проект был документальным и назывался «Рождение танца», потом она выпустила полный метр под названием «Предположим, ты капитан».
Настоящая слава пришла к ней после того, как в 1979 году на экраны вышла ее комедия «Суета-сует», снятая на киностудии «Мосфильм». На роли главных героев Алла пригласила Фрунзика Мкртчяна и Галину Польских. Лента принесла начинающему режиссеру не только славу, но и первые серьезные награды.
В 1981-м Алла Сурикова представила свою новую работу – комедийную ленту «Будьте моим мужем», в которой роли главных героев достались Елене Прокловой и Андрею Миронову. Именно Миронов научил Сурикову импровизировать и не бояться выражать самоиронию. Алла очень дорожила его мнением и старалась во всем прислушиваться к его советам. Картина стала обладателем приза зрительских симпатий и получила награду фестиваля «Молодость».
Комедия во все времена считалась самым сложным жанром в кино, и не все режиссеры могли снять ее достойно. Однако Алле удалось в короткие сроки стать бесспорным мастером этого жанра. Лишнее подтверждение тому – картина «Ищите женщину», которая вышла в 1982 году. Режиссер сумела правильно подобрать артистов, к тому же сценарий был просто непревзойденным. А если еще принять во внимание талантливую режиссуру, то не стоит удивляться тому, что картина прошла просто с оглушительным успехом. Эту комедию до сих пор любит миллионная армия ценителей хорошего юмора и качественного кино.
Точно такой же успех ждал и следующую ленту Аллы Суриковой — «Человек с бульвара Капуцинов». До этого в СССР за вестерны не брался никто, Сурикова стала первооткрывателем на этом пути. Главную роль режиссер снова отдала своему любимому Андрею Миронову, который перевоплотился в мистера Ферста. В актерский состав комедии попали самые известные и любимые артисты того времени, имена которых не нуждаются в представлении.
Картина побила рекорд просмотров, ее смотрели 60 миллионов человек на всех просторах СССР. Тридцать стран купили права на ее трансляцию, Сурикова получила за нее первый приз на фестивале в «Лос-Анджелесе».
После этого Сурикова приступила к съемкам остросатирических комедий, которые имели некоторый политический подтекст. Представители власти настороженно отнеслись к ее лентам «Две стрелы. Детектив каменного века» и «Искренне ваш…». Во второй картине Алла сняла в роли главного героя Виталия Соломина, который когда-то был астрономом, но вскоре смыслом всей его жизни стала погоня за дефицитными товарами. В те годы так шутить было достаточно рискованно.
В 1991-м вышла еще одна комедия Аллы Суриковой и ее партнера Евгения Каменьковича под названием «Казус импровизус». Сюжет картины раскручивался вокруг санатория, в котором «лечились» здоровые курортники. Для того, чтобы избежать неприятностей от начальства, главврач Попов держал так называемых больных в палатах и назначал им лечебные процедуры.
В том же 1991-м, вышла еще одна комедия Суриковой – «Чокнутые», рассказывающая о строительстве железнодорожного полотна Царское Село – Санкт-Петербург. Роли главных героев в этой ленте исполнили Ольга Кабо и Николай Караченцов.
После этого Сурикова вплотную занялась съемками короткометражных картин, и только в 1995 году представила на суд зрителей свою новую полнометражную картину – «Московские каникулы». По сценарию бабушка богатой итальянки завещала своей внучке похоронить свою собачку именно в России, и внучка отправляется на историческую родину бабули, чтобы исполнить ее последнюю волю. Там она встречает скромного москвича Гришу и между ними вспыхивают чувства. Роли в этой комедии исполнили Ирина Селезнева и Леонид Ярмольник.
Спустя два года Сурикова порадовала поклонников новой лентой, которую назвала «Дети понедельника». Режиссер задействовала в этой ленте Ирину Розанову, Игоря Скляра, Татьяну Догилеву. Картина сорвала несколько наград самых престижных кинофестивалей.
В 2000-м Алла Сурикова получила звание Народная артистка РФ. Новый век начался со съемок очередных картин, которых в первое десятилетие вышло целых семь. Самыми успешными получились ленты «О любви в любую погоду», «Идеальная пара», «Человек с бульвара Капуцинок».
В 2014 году Алла Сурикова снова порадовала зрителей своей новой работой – семейной комедией «Полный вперед!». Музыкальное сопровождение ленты принадлежит композитору Максиму Дунаевскому.
Много времени и сил Алла Сурикова уделяла документальным проектам, которые она снимала на своей студии «Позитив-фильм». В 2013-м вышла лента «Украденное детство», в 2015 году Сурикова сняла фильм «20-й блок. Охота на зайцев».
Помимо работы в кинематографе, Алла Сурикова является активной общественницей. Она активно сотрудничает с Высшими курсами сценаристов и режиссеров, где у нее есть собственная мастерская. Алла стала организатором фестиваля комедийного кино «Улыбнись, Россия!». В середине 2000-х стала во главе фестиваля молодежного кино «Отражение», в 2011 году возглавила региональный фестиваль на Сахалине «Край света».
Личная жизнь
Алла Сурикова отличается открытым характером, она легкая в общении, охотно встречается с журналистами и никогда не делала тайны из своей личной жизни.
Ее первым мужем стал Вадим Суриков, с которым она встречалась три года, и была в браке ровно столько же. Она оставила его фамилию, в этом браке родилась единственная дочь режиссера – Кира. Сейчас Кира известная писательница и мама двух сыновей – Ивана и Николая.
Второй муж – звукооператор Евгений оставил бывшей жене московскую прописку. Этот брак длился семь лет.
Третьего мужа Аллы Суриковой зовут Алик Поташников. Его она встретила в буфете дома отдыха, и сразу обратила внимание на его внешность. Он был высоким, красивым с седой бородой. Про себя Сурикова подумала, что это наверное богатый грузин, на самом деле Алик оказался бедным евреем. Но Купидон уже выпустил свои стрелы, и обратной дороги у нее не было. Они поженились, и их брак длится до настоящего времени.
Алла Сурикова сегодня
Сурикова продолжает работать. В 2017-м она представила свою новую режиссерскую работу – картину «Любовь и Сакс». На роли главных героев Сурикова пригласили Максима Аверина и Екатерину Климову.
Кроме режиссерства Алла развивает и свою карьеру актрисы. В 2018 году вышла картина с ее участием, получившая название «Это фэшн, детка!». В этом проекте известный режиссер сыграла второстепенную роль.
Избранная режиссерская фильмография
- 1976 — Предположим, ты капитан…
- 1979 — Суета сует
- 1981 — Будьте моим мужем
- 1982 — Ищите женщину
- 1985 — Искренне Ваш…
- 1987 — Человек с бульвара Капуцинов
- 1989 — Две стрелы. Детектив каменного века
- 1991 — Чокнутые
- 1995 — Московские каникулы
- 1997 — Дети понедельника
- 1998 — Хочу в тюрьму
- 2006 — Вы не оставите меня
- 2010 — Человек с бульвара Капуцинок
Сценарист
- 1974 — Лжинка, или Маленькая ложь и большие неприятности
- 1976 — Предположим, ты капитан…
- 1991 — Казус импровизус
- 1994 — Дайте чуду шанс
- 1999 — Провинциальные музеи России