Анастасия Зуева — биография
Анастасия Зуева — советская актриса театра и кино, народная артистка СССР, известная по ролям в спектаклях МХТ и культовым кинолентам.
Ранние годы и образование
Анастасия Платоновна Зуева родилась 17 декабря 1896 года в селе Спасское Тульской губернии в обеспеченной крестьянской семье. Сегодня этот населенный пункт входит в состав города Новомосковска и известен уникальным художественным музеем, расположенным в сельской местности – одним из двух подобных в России.
Раннее детство Анастасии оказалось непростым: отец скончался, когда девочка была еще маленькой. Спустя время мать вышла замуж повторно, но дочерей – Анастасию и ее сестру Лизу – отправила жить к своей сестре.
В доме тетки девочки воспитывались в атмосфере любви, но при этом строгости. Им позволялось присутствовать при беседах взрослых, однако требовалось соблюдение правил поведения. Первоначальное образование Зуева получила в женской гимназии в Туле, однако позже, вместе с тетей и сестрой, переехала в Москву.
Желание Анастасии стать актрисой не встретило поддержки со стороны родственников. Тетка категорически отказалась оплачивать учебу, но это не стало препятствием – благодаря таланту будущая артистка получила бесплатное обучение.
В 1915 году она окончила частную школу драматического искусства, где ее наставниками были выдающиеся педагоги того времени: театральный режиссер Николай Александров, актер Николай Подгорный и режиссер Николай Массалитинов. Эта школа, известная как «Школа трех Николаев», действовала с 1913 по 1916 годы и сыграла ключевую роль в подготовке новых поколений артистов. Именно на ее базе была основана 2-я студия МХТ, куда Зуева вскоре поступила.
2-я студия МХТ стала настоящей кузницей кадров для отечественного театра, подарив мир сценического искусства таких выдающихся артистов, как Николай Баталов, Алла Тарасова, Борис Ливанов и Иван Кудрявцев. Влившись в эту творческую среду, Анастасия Зуева начала свой путь к сценической славе.
Театральная карьера
Труппа, в которую вошла Анастасия Зуева, часто гастролировала, что позволило молодой актрисе посетить многие города Поволжья, Урала и Украины. Эти поездки стали для нее важной творческой школой, помогая накопить сценический опыт и отточить мастерство.
В 1924 году, после завершения реорганизации Московского Художественного театра, проведенной Владимиром Немировичем-Данченко, Вторая студия прекратила свое существование. Ее участники стали полноправными актерами МХАТа, составив так называемое «второе поколение» артистов легендарной сцены. С этого момента и до самой смерти Зуева оставалась верна этому театру, став одной из его знаковых актрис.
За долгие годы службы во МХАТе Анастасия Зуева исполнила роли более чем в 40 спектаклях. Некоторые из них оказались судьбоносными. В 1928 году она сыграла Матушку в пьесе «Унтиловск», продемонстрировав особый дар воплощения образов сильных духом простых женщин и заботливых матерей. В постановке по последнему роману Льва Толстого «Воскресение» она предстала в роли Матрены. Эта работа произвела сильное впечатление даже на Максима Горького, который высоко оценил исполнение актрисы.
Однако самым узнаваемым театральным образом Зуевой стала помещица Коробочка из «Мертвых душ» Николая Гоголя. Впервые она сыграла ее в 1932 году под руководством Михаила Булгакова, работавшего в то время с МХАТом. Именно в этом году актриса впервые попробовала себя и в кинематографе, что открыло для нее новую страницу творческой биографии.
Кинокарьера
Фильмография Анастасии Зуевой насчитывает более 40 кинокартин, охватывая несколько десятилетий советского кинематографа. Ее дебютом стала черно-белая драма «Просперити» (1932) Юрия Желябужского. Первые годы в кино она исполняла эпизодические роли, но постепенно стала востребованной характерной актрисой.
Настоящую популярность принесла ей роль эксцентричной жены тренера по боксу Привалова в «Первой перчатке» (1946). Легкая спортивная комедия оказалась одним из самых кассовых фильмов 1947 года, войдя в тройку лидеров кинопроката.
В 1960 году Зуева вновь воплотила образ Матрены, но уже на экране — в экранизации «Воскресения» Михаила Швейцера. Позже, в 1964 году, она сыграла колоритную Бабку Марфу в фильме «Живет такой парень» Василия Шукшина, создав запоминающийся образ в его знаковой мелодраме.
Однако подлинную всенародную любовь актрисе принесло сотрудничество с Александром Роу – режиссером, который прославился экранизациями русских народных сказок. С 1964 года Зуева стала постоянной участницей его картин, воплощая образ Сказочницы.
Ее персонаж появлялся в таких культовых фильмах, как «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса». В этих картинах она играла добродушную бабушку в кокошнике, которая, словно старинная сказительница, вводила зрителей в волшебный мир и завершала повествование. Ее образы, ставшие неотъемлемой частью детства нескольких поколений, были отмечены на международных фестивалях, в том числе в Венеции.
Последней работой Анастасии Зуевой в кино стала роль бабушки в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках» (1982).
Помимо съемок, актриса также активно участвовала в озвучивании фильмов и мультипликационных картин, передавая своим голосом тепло и душевность персонажей.
Личная жизнь
Анастасия Зуева была дважды замужем, но личная жизнь не всегда складывалась благополучно. Ее первым супругом стал железнодорожный инспектор Иван Евсеев, в браке с которым у нее родился сын Константин. Однако семейная жизнь оказалась тяжелой: супруг обладал сложным характером, проявлял агрессию, изменял и требовал, чтобы Зуева оставила актерскую карьеру. Не желая отказываться от призвания, она решилась на развод. После разрыва сын остался с отцом, и актрисе редко удавалось с ним видеться.
Несмотря на драматические обстоятельства, Зуева не позволила личной трагедии сломить себя. Позднее Константин стал военным инженером, женился и подарил матери внуков. Особенную привязанность Анастасия Платоновна испытывала к внучке Елене, которой уделяла много времени и заботы. Потомки актрисы не связали свою жизнь с театром или кинематографом.
Вторым супругом Зуевой стал композитор Виктор Оранский. Этот брак продлился до самой его смерти в 1953 году и оказался более гармоничным.
Зуева славилась своим остроумием, доброжелательностью и умением вести беседу. Среди ее друзей были представители интеллигенции, военной элиты и выдающиеся деятели культуры. В числе ее близких знакомых — Борис Пастернак, который даже посвящал ей стихи.
Квартира актрисы в Камергерском переулке стала настоящим салоном для московской интеллигенции. Здесь часто бывали будущий маршал СССР Борис Шапошников, легендарный летчик-испытатель Валерий Чкалов и другие известные личности.
Во время Великой Отечественной войны Анастасия Зуева активно участвовала в фронтовых концертах, более десяти раз выезжала на передовую, поддерживая боевой дух солдат. За свою деятельность она была удостоена медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Смерть
Анастасия Зуева прожила долгую и насыщенную жизнь, полную творчества, дружбы и преданности искусству. Она ушла из жизни 23 марта 1986 года на 89-м году по естественным причинам.
Похоронена актриса на Новодевичьем кладбище — одном из самых престижных мест упокоения выдающихся деятелей российской культуры. Ее могила оформлена с глубоким символизмом: гранитный монумент выполнен в виде ставен, напоминающих те самые, из-за которых появлялась на экране добрая бабушка-Сказочница. В центре памятника выгравировано фотографическое изображение актрисы, навечно запечатлевшее ее образ, ставший частью истории советского кинематографа и театра.
Ее работы в театре и кино оставили неизгладимый след в сердцах зрителей, а сказочные фильмы Александра Роу с ее участием продолжают радовать новые поколения.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.