Андрей Гончаров — советский и российский театральный режиссёр и педагог. Главный режиссёр и художественный руководитель Московского драматического театра имени Владимира Маяковского.
Андрей Александрович Гончаров родился в первые дни нового 1918 года, 2 января, в маленьком селе Сенницы, что в пределах Рязанской губернии. Его детство проходило на фоне живописных русских пейзажей, к которым он испытывал глубокую привязанность с самых ранних лет. С возрастом, когда Гончаров подрос, семья перебралась в столицу, обосновавшись на Брюсовском переулке в Москве. Однако летние месяцы юноша регулярно проводил в деревне Притыки на берегу реки Оки, где располагалась их дача.
Андрей вырос в семье творческих личностей. Его отец был преподавателем фортепианной игры в Московском филармоническом училище и занимал должность концертмейстера в Большом театре. Мать Андрея, актриса по образованию, не смогла добиться значительных успехов в своей профессии.
С ранних лет в Гончаровых культивировали любовь к искусству. Отец начал обучать Андрея игре на фортепиано уже в трехлетнем возрасте, а мать включила сына в деятельность детской театральной студии, которую она создала. Их дом часто собирал творческую интеллигенцию — актеров, музыкантов, художников. Маленький Андрей устраивал для гостей стихотворные рецитации, встав на стул.
В школьные годы интерес Гончарова к учебе был прохладным, особенно к точным наукам, его страстью была литература. С юности его привлекал театр. Он не пропускал ни одной постановки в Большом театре, МХАТе и Театре эстрады, восхищаясь мастерством таких актеров, как Алла Тарасова и Николай Хмелев.
После окончания школы, в 1936 году, Андрей попытался поступить на режиссерский факультет ГИТИСа, но из-за отсутствия необходимого опыта работы потерпел неудачу. Вместо этого он был зачислен на актерский курс Василия Топоркова по рекомендации Владимира Белокурова, где участвовал в мастер-классах и наблюдал за репетициями Константина Станиславского.
Спустя год Андрей перевелся на режиссерский факультет к Николаю Горчакову, ученику Станиславского. В качестве дипломной работы он поставил водевиль «В степях Украины» Александра Корнейчука в Ивановском драматическом театре, премьера которого прошла с большим успехом.
Когда началась Великая Отечественная война, Гончаров добровольно пошел на фронт. Он служил в разведке и командовал батальоном в 4-м кавалерийском казачьем корпусе, участвуя в битвах под Москвой. Получив тяжелые ранения, Андрей был демобилизован.
После возвращения с фронта Андрей Александрович Гончаров был включён в состав фронтовой концертной бригады, организованной из студентов ГИТИСа под руководством Николая Озерова. Коллектив выступал с концертами в госпиталях, на промышленных предприятиях и перед отправляющимися на фронт военнослужащими.
В 1942 году Гончарова назначили руководителем 1-го фронтового театра, в котором играли такие известные артисты, как Николай Рыбников и Елизавета Найденова. Молодой режиссёр поставил спектакли «Жди меня» и «Правда хорошо, а счастье лучше», предназначенные для показа на передовой.
Затем по приглашению своего учителя Гончаров перешёл в Театр сатиры, где начал как помощник Горчакова, но вскоре самостоятельно поставил спектакль «Женитьба Белугина». После успешного дебюта его зачислили в штат театра, где он впоследствии представил такие работы, как «Вас вызывает Таймыр» и «Женихи».
В 1947 году Андрей Лобанов, художественный руководитель Театра имени М. Н. Ермоловой, предложил Гончарову стать режиссёром на этой сцене. В короткие сроки он поставил «Благочестивую Марту» и «Ксению». После увольнения Лобанова Гончаров также покинул театр в знак солидарности, что временно закрыло ему двери московских сцен.
Однако вскоре ему предложили руководить Театром киноактера, где играли такие звёзды, как Нонна Мордюкова и Сергей Мартинсон. В 1957 году Гончаров возглавил труппу новообразованного Московского драматического театра на Малой Бронной, где поставил «Жив человека» и «Физики и лирики», а также «Визит дамы», премьера которой произвела сильное впечатление на публику.
Смена труппы привела его в 1967 году к главной сцене его карьеры — Театру имени Владимира Маяковского, которым он руководил до последних дней. Несмотря на упадок театра и скудный репертуар, Гончаров активно проводил реформы, привлекая новых талантливых актёров, таких как Евгений Леонов и Армен Джигарханян.
Не всем понравились нововведения Гончарова, и группа противников обратилась с жалобой к Екатерине Фурцевой. Но на собрании сторонникам режиссёра удалось отстоять его позиции. Под его руководством Театр им. Маяковского представил такие значимые спектакли, как «Бег» по Михаилу Булгакову и «Трамвай „Желание“» по пьесе Теннесси Уильямса, которые стали золотым фондом советского и российского театрального искусства.
Экранная деятельность Андрея Александровича Гончарова не получила значительного развития, поскольку все его творческие силы были посвящены театру. В начале 1950-х, следуя совету известного кинорежиссёра Ивана Пырьева, Гончаров попытался реализовать себя в кинематографе, однако быстро осознал, что работа кинорежиссёра кардинально отличается от театрального мастерства. Этот опыт оказался единственным, и Андрей Александрович не стал продолжать свою деятельность в кино.
Тем не менее, его вклад в телевизионное искусство остался заметным благодаря нескольким телеспектаклям. Среди наиболее известных работ — экранизация пьесы «Кошка на раскаленной крыше» и телеспектакль «Завтра была война», которые демонстрировали его умение работать с актерским составом и передавать глубину драматургического материала.
Кроме того, Гончаров участвовал в создании документальных фильмов, как о своей жизни и работе, так и о театре в целом. Эти работы позволяют глубже понять его философию и подход к театральному искусству, подчеркивая его значимость в культурной жизни страны.
Знакомство Андрея Александровича Гончарова с его будущей супругой Верой Жуковской началось в детстве, когда оба посещали детский сад. Вера, в будущем обретшая известность как актриса, была участницей театральной студии, созданной матерью Гончарова. Ещё в юные годы Андрей ощутил глубокую привязанность к Вере, которая с течением времени переросла в настоящую любовь и сопровождала его на протяжении всей жизни.
Спустя многие годы после их первой встречи Вера стала законной супругой Гончарова. В 1951 году в их семье появился сын Алексей, что стало началом нового счастливого этапа в их жизни. Супружеская гармония и взаимопонимание оставались неизменными до конца дней Веры, которая ушла из жизни в начале 1990-х годов, оставив после себя не только память о себе как о талантливой актрисе, но и образ идеальной спутницы жизни для выдающегося режиссера.
Андрей Александрович скончался 7 сентября 2001 года на 84-м году жизни. Причиной его смерти стала тяжелая продолжительная болезнь. Мастер был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, несмотря на его просьбу при жизни быть упокоенным на Немецком кладбище рядом с матерью. На его могиле установлен памятник с выгравированным фото.