Андрей Ростоцкий — биография
Андрей Ростоцкий – актер, режиссер, каскадер, телеведущий. Этот человек запомнился зрителям как яркий исполнитель положительных ролей. Он часто играл отчаянных, смелых, везучих героев, любящих риск, и умеющих находить правильный выход в самых трудных обстоятельствах. Ростоцкий органично выглядел в роли легендарного героя Гражданской войны Аркадия Гайдара, молодого милиционера, борющегося за сохранение правопорядка.
Детство и юность
Многие кинокритики и зрители убеждены – несмотря на так рано оборвавшуюся жизнь, творческую биографию Андрея Ростоцкого можно назвать успешной. Мы всегда будем помнить этого светлого, ясноглазого человека по его ролям – таким же светлым и солнечным, каким он был и сам. Во многих его работах было видно борца – с косностью, темнотой, невежеством, с идейными врагами, преступностью и бандитизмом.
В среде кинематографистов сложилось устойчивое мнение – этот актер создан только для положительных ролей. При этом уровень таланта Андрея Ростоцкого был безусловно высоким, он легко мог справиться с самой злодейской ролью. Но зрители вряд ли поверили бы ему – настолько был чист, светел, ясен был взор актера, настолько была очевидна его жизненная установка – нести людям добро. Со временем Ростоцкий и сам осознал силу своего таланта и обаяния, и уже не пытался играть мерзавцев и негодяев.
Он родился в Москве в январе 1957 года в семействе, имевшей самое прямое отношение к кинематографическому искусству. Его отец, Станислав Ростоцкий, прославленный советский режиссер, создавший настоящие шедевры — «Белый Бим Черное ухо», «А зори здесь тихие…». Маму мальчика, актрису Нину Меньшикову, старшее поколение россиян прекрасно помнит по ее работам в лентах «Девчата», «Доживем до понедельника».
Жизнь в творческой среде всегда накладывает особый отпечаток на подрастающее поколение. Андрей с раннего детства ознакомился со всеми положительными и отрицательными сторонами работы в кинематографе. К старшим классам он уже не нуждался в профессиональной ориентации, решил, что будет актером.
До этого времени юноша прошел серьезную подготовку. Родители записали его в школу с углубленным изучением иностранного языка. Подростком он, как и большинство Водолеев, стал проявлять все особенности своего характера. Андрей был спокойным, но вспыльчивым. За эту импульсивность сверстники прозвали его Бешеным. Он рос настоящим Дон Кихотом, борцом за справедливость, не боялся вступить в противостояние с самыми задиристыми сверстниками. При этом он вовсе не был былинным богатырем, рост будущего актера составлял 169 см.
В десятом классе Ростоцкий стал вольнослушателем на курсах Сергея Бондарчука. Занятия проходили в Институте кинематографии. После получение аттестата зрелости он стал учиться во ВГИКе на общих основаниях. Руководство ВУЗа не было довольно этим студентом – он слишком часто пропускал занятия. Талантливый юноша не был лентяем и бездельником, режиссеры просто активно привлекали его к съемкам.
Молодому дарованию грозило отчисление, и только счастливая случайность помогла ему продолжить образование. За роль в картине «Это мы не проходили» Ростоцкому вручили первый приз кинофестиваля. Руководство ВГИКа проявило к лауреату лояльность – его решили оставить в институте.
После окончания учебы дипломированный специалист отправился на действительную службу в отдельный кавалерийский полк. Этот отрезок жизни начинающего артиста тоже зафиксирован на кинопленку. За молодым кавалеристом закрепили коня по кличке Рекорд, который был неоднократным победителем полковых соревнований. Во время службы в армии юноша также успел сняться в ленте «Конец императора тайги». Это приключенческая картина об Аркадии Гайдаре.
В характере Ростоцкого всегда присутствовала известная доля авантюризма. Именно эта особенность привела его в школу выживания VITALIS. Основателем данной школы стал Виталий Сундуков вместе с которым Андрей путешествовал в пещерах крымских гор. Результатом экспедиции стал документальный фильм, автором которого был Ростоцкий. Название работы – «В поисках следов киммерийской цивилизации». После Андрей отправился в путешествие по США, пересек на внедорожнике всю страну.
С начала нового века и до самой своей кончины Ростоцкий был преподавателем Московского коммерческого института современного искусства. Он показывал студентам, как ведется сценический бой, учил их искусству фехтования. Кроме этого, Андрей Станиславович постоянно сотрудничал с телеканалами.
Многие телезрители запомнили документальные публицистические фильмы «Моя война», в создании которых принимал участие Ростоцкий. В этих работах говорилось о русской и российской армии. Он был главным режиссером проекта «Аты-баты…», на канале «Культура» вел военно-исторический журнал «Вижу цель», на ОРТ – передачу «Служу России». Андрей увлекался рыбалкой и охотой. Он был основателем и ведущим проекта «Мир рыболова».
Актерская карьера
Фильмография этого актера состоит из многих работ. Андрей играл разноплановые роли, главные и второстепенные. Но этому актеру не приходилось стыдиться даже за участие в эпизодах, он полностью отдавался любимому делу, старался создавать совершенные образы. Ростоцкий сыграл немало главных ролей, в которых он выступал в образе настоящего рыцаря, цельного, преданного своему идеалу. Многие зрители на всю жизнь запомнили его героев – Николку Турбина, Аркадия Гайдара, Дениса Давыдова, Николая II.
Дарья Юрская, сыгравшая главную роль в киноленте «Графиня Шереметева», считает этот фильм последней значимой работой, после которой отечественный кинематограф вступил в эпоху застоя. В этом фильме Ростоцкий создал убедительный образ главы древнего рода, известного благотворителя и мецената.
В картине «Мужская компания» речь идет о съемочной группе, которая занята отработкой аварий и взрывов на натуре. Андрей и сам был отважным каскадером, в фильме «Они сражались за родину» он сыграл ефрейтора Кочетыгова, погибшего под танком. Эпизод гибели он сыграл так, что после него никто так и не смог повторить сложный трюк.
В картине «Зверобой» (1990) Ростоцкий выступал в качестве режиссера, переосмыслившего концепцию прежних экранизаций романа. Во главе угла у постановщика – красота природы, бессмысленная жестокость войны, в которую втянуты индейцы и белые. Последнюю режиссерскую работу Андрею Станиславовичу завершить не удалось. Его фильм «Моя граница» дорабатывал Иван Соловов.
Личная жизнь
Артист был женат дважды, первый раз на коллеге Марине Яковлевой, второй – на соседке по дому Марианне.
У него две дочери, Ольга – от второй жены, окончившая ВГИК, еще одна дочь рождена вне брака. После замужества Ольга стала Бочениной, она живет в квартире отца, сохраняя интерьер, который был при жизни Андрея Станиславовича.
Причина смерти
Актер скончался после падения со скалы «Девичьи слезы» в мае 2002 года. Он искал место для съемок картины «Моя граница», наступил на подвижный камень, которые часто бывают причиной подобных трагедий в этой местности.
Тело Андрея Станиславовича покоится на Ваганьковском кладбище, рядом с могилой отца.
Избранная фильмография
- 1975 — Это мы не проходили
- 1975 — Они сражались за Родину
- 1978 — Конец императора тайги
- 1980 — От Буга до Вислы
- 1980 — Эскадрон гусар летучих
- 1981 — Правда лейтенанта Климова
- 1982 — Владивосток, год 1918
- 1984 — Первая Конная
- 1984 — Макар-следопыт
- 1986 — Прорыв
- 1986 — Перехват
- 1986 — Бармен из «Золотого якоря»
- 1987 — В Крыму не всегда лето
- 1989 — Мать
- 1990 — Очарованный странник
- 1993 — Сны
- 1993 — Раскол
- 1995 — Дом
- 1996 — Тот, кто нежнее
- 2001 — Жизнь и смерть Петра Аркадьевича Столыпина