Антонио Гауди — биография
Гениальный музыкант, поэт, писатель, актер – это словосочетание встречается сплошь и рядом. А вот гениальный архитектор – это такая редкость. Наверное, потому, что реализация такого таланта проходит намного сложнее, чем любого другого. Тем бесценнее становится тот, кто создал неповторимо красивые сооружения и пополнил сокровищницу архитектурного наследия. Именно таким, загадочным и ярким был действительно гениальный архитектор Антонио Гауди, который оставил после себя собор Саграда Фомилиа, дом Батльо, дворец Гуэль, и еще много шедевров, ставших визитной карточкой испанской Барселоны.
Детство
Родился Антони Пласид Гильем Гауди-и-Корнет (полное имя архитектора) 25 июня 1852 года в маленьком городишке Реус, рядом с Таррагоной (Каталония). Есть и другие сведения, согласно которым будущий архитектор родился в местечке Риудомс, где его родители имели собственный загородный дом. Антонио стал самым младшим, пятым ребенком в семье. Его отца звали Франсеск Гауди-и-Серра, он был котельных дел мастером, маму – Антония Курнет-и-Бертран. Антонио посчастливилось дожить до преклонного возраста, в отличие от двух братьев, умерших младенцами, третьего брата, скончавшегося в 1876-м. Вслед за ним ушла мама, а спустя три года и сестра, у которой осталась маленькая дочь. Опеку над племянницей взял на себя Гауди.
В 1868 году семейство поселилось в Барселоне, Антонио учился на подготовительных курсах, потом поступил в архитектурную школу. Пока учился, нашел себе подработку. Его взяли в качестве чертежника прославленные городские зодчие.
Архитектура
Первой работой будущего известного архитектора стал проект газовых фонарей. Этот заказ он получил от городского совета Барселоны. Нужно отметить, что они до сих пор являются украшением этого испанского города.
В 70-х годах Антонио разрабатывал небольшие проекты, работал над созданием элементов храмов, планировал магазины. Гауди постоянно покупал перчатки в модной лавке «Комелья», и в качестве благодарности, спроектировал для ее хозяина витрину. Владелец остался доволен работой молодого архитектора, и попросил Гауди придумать необычный стенд для товара, который должен был отправиться в Париж на Всемирную выставку.
Этот стенд привлек внимание текстильного промышленника Эусеби Гуэля, и тот решил, во что бы то ни стало познакомиться с молодым дарованием.
В те времена в Европе все восторгались неоготическим стилем. Нравился он и молодому Антонио, однако он не загнал себя в рамки готики, а дополнил его модерном. Реализация творческих способностей Гауди стала возможной благодаря Гуэлю, с которым они стали настоящими друзьями. Финансы Гуэля и талант Гауди помогли родиться первым шедеврам – винным погребам, дому Висенс, дому самого Гуэля, расположенного на улице Рамбле. Именно Гуэль сделал архитектора знаменитым, он представил его влиятельным заказчикам.
Антонио сумел выработать свой неповторимый стиль и почерк, с причудливыми формами, кривыми поверхностями и невообразимыми цветовыми решениями. Каждый из его домов становился шедевром, стиль мастера просматривался в каждой линии. Гауди становится популярным архитектором, и вместе со славой ему начали доверять все более значимые проекты. Теперь он строит не только для богачей, но и выполняет заказы городских властей.
В первые десять лет после 1900-го архитектор создал шедевры, ставшие символом Барселоны – дом Бальо, дом Мила, дом Кальвет. Эти сооружения и сейчас главная достопримечательность города. Но кроме этого у Гауди есть и главный проект всей его творческой биографии – это храм Святого Семейства, над которым он начал работу в 1884 году.
Антонио приступил к работе после своего коллеги Франсиско дель Вильяра, который бросил недостроенное здание, так как поссорился с заказчиком. Гауди сделал новый проект сооружения, и много чего успел воплотить при жизни, но к моменту его смерти храм оставался недостроенным.
Современники канонизировали гениального архитектора. И теперь он святой, оказывающий покровительство всем представителям этой благородной профессии.
Личная жизнь
К концу 70-х Антонио забрал отца и малолетнюю племянницу, оставшуюся сиротой после смерти матери, и поселился в Барселоне. Через семь лет не стало отца, а спустя шесть лет умерла и племянница. Так в 60 лет Антонио остался совсем один. Его с детских лет мучили ревматические боли, играть со сверстниками мальчик не мог. У него было два любимых занятия – работа и прогулки пешком, которым он оставался верен всю свою жизнь.
До наших дней дошло немного снимков архитектора, на которых изображен настоящий богач и франт. Однако это не помогло мужчине устроить свою личную жизнь. В его жизни была всего одна женщина, за которой он пытался ухаживать – Жозефа Моро, обычная учительница. Но что-то в их отношениях не сложилось, и семьей они не стали. Вполне естественно, что прославленный архитектор с мировым именем не оставил после себя наследников, которым бы досталось его состояние.
Чем старше становился Гауди, тем больше он замыкался в себе, любил проводить время в одиночестве, пришел к Богу. Многие видели в нем высокомерного грубияна, и только друзьям было известно, каков на самом деле этот странный старик. В молодости Антонио предпочитал дорогую одежду, хорошую еду, часто бывал в театре. К старости он превратился в аскета, больше похожего на нищего старика, чем на богатого и уважаемого архитектора.
Смерть
Чересчур скромная одежда и внешний вид нищего старика хоть и косвенно, но привели Гауди к смерти. Однажды он как всегда совершал пешую прогулку, шел, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Гауди попал под трамвай. Ни один извозчик не пожелал отвезти его в больницу, видя, что перед ним лежит без сознания какой-то раненый бедняк.
Через несколько часов Антонио все же привезли в больницу, где лечились нищие. И только на второй день после этого нашелся человек, который узнал в умирающем бедняке прославленного архитектора. Это был капеллан храма Святого Семейства, но он опоздал с помощью.
Антонио Гауди умер 10 июня 1926 года, и похоронили его в искупительном храме Святого Семейства, которому он посвятил большую половину своей жизни.
Интересные факты
- Легенда гласит, что барселонские такси все преимущественно черного цвета с незначительным добавлением желтого (траур в сочетании со стыдом). Это своеобразная память об Антонио, которого ни один извозчик не отвез в больницу.
- 10 июня 2013-го, день, когда умер Антонио Гауди и Эден Лехнер, стал Всемирным днем модерна.
- 25 июня 2013-го известный поисковик Гугл изменил Doodl-логотип на своей главной странице в честь Гауди. Таким нетривиальным образом отметил 161-ю годовщину рождения великого архитектора. Каждая буква в названии изменила стиль и напоминала фрагменты работ гениальнейшего из мировых архитекторов.
- У Гауди был феноменальный ум. Он не любил работать с чертежами, нужные вычисления проводил в уме, используя свои главные инструменты – воображение и интуицию. Дар архитектора заключался в том, что он рисовал все здания в своем воображении, а потом уже воплощал их в камне.