Архип Куинджи — биография
Имя Архипа Куинджи стоит в ряду самых известных живописцев России. Современники называли Куинджи «художником света» за великолепную способность передавать цвета, которую называли магической.
Детство и юность
Сегодня практически каждый человек без труда узнает прекрасные полотна Куинджи по характерному магическому блеску луны и пестрых красок. Еще до изобретения цветной фотографии картины Куинджи привлекали к себе современников реалистичностью изображения и мягким светом, который позже назовут «магическим». Некоторые даже говорили, что Куинджи – волшебник, в арсенале которого имеются «лунные» краски. Однако до настоящего успеха мастеру предстояло пройти огромный творческий путь.
Родился маленький Архип в январе, в Мариуполе. Точный год рождения будущего художника не известен: после его смерти были обнаружены сразу три паспорта, в которых указаны следующие даты – 1843, 1842, 1841 годы. Отец юного Архипа был греком, работал обычным сапожником и называли его «еменджи», что с турецкого переводится как «трудяга», «трудовой человек».
Дедушку будущего живописца называли «куинджи» (в переводе «золотых дел мастер»). Так и родилась фамилия Архипа. Никакой информации о матери мальчика не сохранилось.
Юный художник рано стал сиротой и жил то в доме тетушки, то переезжал к дяде. С детства Архип любил животных и природу. Мальчик старался защищать от хулиганов животных и всегда был готов прийти на помощь тому, кто слабее. С первых лет жизни мальчуган начал работать: он собирал кизяк для отопления, пас соседских гусей.
Учиться грамоте Архип начал у малообразованного грека. После изучения греческого языка, мальчик поступает в обычную школу. Но обучение не слишком привлекало будущего художника, однако особое удовольствие ему доставляло рисование. С далекого детства Архип использовал для выведения рисунков все, что попадало под руку: стены, забор, клочки бумаги.
Уже в 11 лет Куинджи устраивается на стройку церкви: он должен был считать кирпичи. В свободное время юному живописцу разрешили расписывать собственные комнаты. Затем мальчик начинает работать у торговца хлебом. Места работы менялись, неизменным оставалось лишь увлечение Архипа – он рисовал в свободное время, тратя каждую секунду на выведение новых рисунков. Кто-то из знакомых углядел в малыше хороший потенциал и Куинджи предлагают попробовать стать учеником великого Ивана Айвазовского.
Мальчик загорелся этой идеей и решает посетить великого мариниста. В Феодосию, где проживал мастер, Архип отправился пешком. Однако мечты юного пейзажиста не воплотились в жизнь – Айвазовский не нашел у него таланта и не захотел учить. Но и выгонять мальчика Айвазовский не стал, он поручил Куинджи красить забор и готовить краски. Заниматься с юношей стал один из родственников мариниста по фамилии Фейсслер. Через несколько месяцев Архип возвращается в родной город и начинает работать в качестве ретушера в фотографическом ателье. Несмотря на неудачу с ученичеством, Куинджи всегда верил в свой талант. Молодой художник бросает все и едет в Санкт-Петербург. Его новая мечта – поступить в Академию художеств.
Живописное творчество
Дважды великий живописец пытался поступить и художественную академию и получить образование и дважды эта затея заканчивалась поражением. Когда Архип не смог поступить во второй раз, он написал красивую картину под названием «Татарская сакля». Полотно было представлено на выставке от академии. В итоге картина произвела на всех впечатление и молодому человеку предлагают звание неклассного художника. Однако Архип отказывается от звания, попросив сделать его свободным слушателем академии. Таким образом только в 1868 году Куинджи начинает обучаться художественному мастерству.
В это время Архип находит друзей среди самых талантливых живописцев. Его товарищами становятся Васнецов и Репин. Именно под влиянием великих художников Куинджи пишет несколько мрачных полотен, которые встретили с восторгом на всех выставках.
Остров Валаам, на котором живописец впервые побывал в 1870 году, поразил Архипа. Удивительно тонкая красота, нежность природы этого чудесного края становятся частым сюжетом для полотен мастера. Самыми известными картинами стали «На острове Валааме», а также «Ладожское озеро». Первое полотно очень нравилось Крамскому, даже Третьяков приобрел картину для собственной коллекции.
Следующий успех ждал Куинджи на одной из выставок Общества поощрения художников. На этом мероприятии живописец решил впервые показать картину под названием «Снег». Картина привела публику в восторг. Через год в Лондоне мастер получит за свое творение бронзовую медаль.
Вскоре молодой живописец оказывается в рядах передвижников, куда входили самые знаменитые художники того времени. Представители этого течения в искусстве вдохновлялись бытом обычных крестьян, народничеством. Для одного из многочисленных вернисажей мастер создал картину под названием «Украинская ночь», которая тут же обрела массу поклонников. При этом многие называли полотно «магическим». Луна на полотне сверкала живым блеском, который мягко падал на украинские домики, разбросанные внизу. Людям казалось, что это и не картина вовсе – окно, через которое открывается вид на украинские красоты. Эта удивительная работа стала началом особого периода в жизни живописца. Он обращается к романтизму и начинает искать себя в творчестве. Молодой художник становится новатором в живописи, он использует яркие и реалистичные расцветки для своих полотен, вводит дополнительные цвета.
В последней четверти 19-го века Архип уходит из направления передвижников – он больше не чувствовал вдохновения в изображении быта. Для него становятся куда важнее эмоции, которые дарит природа и которые он может воплотить в собственных картинах. Вскоре уже известный на тот момент художник представляет комплекс из трех полотен: «Север», картину «Березовая роща», а также композицию «После дождя». Трилогия наполнена чувствами и впечатлениями, здесь четко прослеживается влияние живописцев-импрессионистов. Начинается «золотая» эпоха в творческой биографии мастера.
Следом проходит выставка одного полотна, но зато какого! Картина «Лунная ночь на берегу Днепра» стала настоящей жемчужиной творческого пути автора. Зрители были поражены: казалось, что луна действительно светит с холста. Многие даже пытались заглянуть за картину – вдруг за ней прячется электрический фонарь. За картину начинается настоящая битва – любой коллекционер желал иметь полотно у себя. Покупателем стал один из князей Романовых. Когда Куинджи работал над этим произведением, он проводил эксперименты с красками и использовал битум. Через какое-то время первоначальные краски знаменитого полотна потемнели, но от этого «Лунная ночь» не утратила магической красоты и философского значения.
Затем проводится выставка уже двух работ: «Лунная ночь на Днепре», а также небезызвестная «Березовая роща». После этого события Куинджи резко замыкается в себе и в течение двадцати лет не показывает свои полотна. Хотя работа все также увлекала Архипа – он создавал и снова создавал новые произведения искусства.
Вскоре живописец решает посетить Кавказ. Там он видит природное явление, которое вдохновит художника на целую серию полотен. Он увидел отражение собственной фигуры в небе, что бывает очень редко.
В 1901 году Куинджи решает продемонстрировать новые полотна нескольким людям. В кругу избранных были его ученики, а также хорошие знакомые. Среди показанных работ было знаменитое полотно под названием «Христос в Гефсиманском саду». Это произведение искусства произвело на собравшихся неизгладимое впечатление. Один из искусствоведов позже скажет о картине, что Христос предстает «светом от света», ведь фигура спасителя появляется в нежном лунном сиянии. Христос был изображен в контрасте с темным окружением, но его силуэт словно испускал свет.
Вскоре художник напишет свое другое известное произведение – полотно «Радуга». Над просторными полями, в синем ясном небе появляется красавица-радуга. Яркие краски наполняют полотно, олицетворяют триумф солнца перед пасмурным дождем и серым небом.
Красочные цвета, необычные сочетания и умение «видеть» природу Архипа Куинджи как поражали, так и поражают не только современников живописца, но и его потомков. Полотна мастера и через много лет после его смерти все также привлекают к себе внимание и становятся жемчужиной любой выставки.
Личная жизнь
В личной жизни художник был однолюбом. В семнадцать лет он увидел юную Веру, в которую сразу же влюбился. Молодые люди были из разных миров: Куинджи тогда едва сводил концы с концами, а красавица – проживала в доме богатого отца. Однако пара была влюблена настолько, что это даже заметил отец девушки. Он прямо спросил дочь, которая не стала отпираться – либо она выйдет замуж за Архипа, либо прямиком по собственной воле отправится в монастырь. Зажиточный купец не хотел отдавать своенравную дочку за босяка, но согласился с одним условием – Куинджи должен был принести 100 монет.
Архип решает уехать в Санкт-Петербург. Он долго отказывал себе даже в необходимом, много работал и откладывал. Вскоре набралась нужная сумма, но отец Веры затребовал больше денег. Тогда молодой живописец снова поехал в столицу имперской России и начал усиленно копить.
В 1875 году влюбленные смогли пожениться – условие отца девушки было выполнено. Сразу же после свадьбы новоявленный супруг пишет портрет жены. После венчания молодые едут на остров Валаам, где их настигает сильная буря. Молодые люди едва спаслись и восприняли это как знак: если они смогли выжить, значит остаток жизни нужно направить на добро. Этому решению они не изменили в дальнейшем: супруги старались делать добрые дела, всегда шли на встречу обездоленным.
После свадьбы молодой художник чувствовал огромное вдохновение и много работал. Его картины прекрасно покупались, и он заслужил признание еще при жизни. Молодая семья стала обеспеченной, хотя и жили они очень скромно. У супругов было три петербургских дома, где на постоянной основе и совершенно безвозмездно жили друзья. Художник и его жена старались отправлять деньги бедным. Вера во всем поддерживала своего супруга, она не требовала новых платьев или украшений, сама готовила и убиралась в доме. Хотя у нее был талант к игре на пианино, девушка не боялась «испортить» руки тяжелой работой.
Супруги Куинджи всю жизнь прожили в любви и заботе. Детей у них не было, но их знали, как добрых и сердечных людей. Архипа уважали не только за талант, но и за большое сердце. Вера пережила супруга на 10 лет, детей в их семье так и не появилось.
Смерть и похороны
С 1907 года Архип начинает чувствовать ухудшение самочувствия. У него начинается сильная отдышка, а после возвращения с Кавказа в 1909 году он чувствует себя еще хуже. Художник находится при смерти: на рентгене, который сделали врачи, видно расширение аорты и сердца. Сердечную болезнь живописец запустил и врачам кое-как удалось предотвратить приступ. Куинджи быстро поправляется, но окончательно он так и не выздоровеет.
Уже весной он опять едет в Крым. В местной гостинице мужчина чувствует недомогание – на сей раз у него началось воспаление легких. Куинджи было уже 68 лет, а в этом возрасте заболевание как никогда коварно. Особенно опасно воспаление легких вместе с болезнями сердца. Художник постепенно умирал.
Врачи рекомендовали Архипу полный покой, ему нельзя было ни с кем встречаться или вести долгие беседы. Вера в то время находилась в Петербурге. Как только женщина узнала о состоянии мужа, она приехала в Ялту. В тот момент художник чувствовал себя значительно лучше, жена увидела это и на время успокоилась. Вера Леонтьевна поехала хлопотать, чтобы супруга перевезли в столицу. Хотя врачи рекомендовали супругам остановиться на Кавказе, мастер решил поехать для отдыха в Сестрорецк, где находился неплохой курорт. Но попасть туда Куинджи так и не смог.
В северной столице Куинджи чувствует себя еще хуже. Теперь и ему, и Вере было понятно – Архип скоро умрет. Последние два месяца жизни он провел в агонии, смерть все приближалась. Времени оставалось мало: мастер мечтал напоследок увидеть старых друзей, которые приезжали к умирающему.
Позже один из врачей живописца будет рассказывать в своем дневнике о последних неделях Архипа. Последние дни были наполнены философскими разговорами. Перед смертью живописец словно желал рассказать о своем взгляде на искусство, на мораль, на религию. Словно стремился все успеть, но не успел. Уходил он тяжело и мучительно.
Не стало великого художника в 1910 году. Его гроб несли многочисленные ученики, а поставили его в месте, куда при жизни так стремился молодой Архип, – в Академии художеств. В процессии участвовали все: любимые друзья, добрые приятели, а также целая толпа бедных – всем им Куинджи помогал при жизни.