Борис Тимофеевич Штоколов

Борис Штоколов — биография


Штоколов Борис Тимофеевич – оперный певец советского и русского периода. Лауреат многочисленных премий, в том числе имени Глинки, народный артист СССР.

Детство и юность

Борис Тимофеевич родился в небольшом селе Кузедеево на территории Сибирского края, 19 марта 1930 года. Сейчас территория этого села принадлежит Новокузнецкому району, в Кемеровской области. По другим источникам в биографии оперного исполнителя указан город Кузнецк, ныне Новокузнецк Кемеровской область.

О жизни и становлении артиста большинство информации известно с его собственных слов. В конце тридцатых годов отец принял решение перевезти всю семью в слободу Чернянка, что в Курской области. Здесь он занимался отбором лошадей необходимых действующей красной армии.

Борис Штоколов в молодости

Семья проживала в Свердловске, когда в 1942 году маме пришла официальная похоронка, в которой говорилось о смерти отца. «Мы остались у матери мал мала меньше. Всех прокормить, а тем более одеть ей было очень сложно». Примерно за год до момента окончания войны на Урале начался набор учеников для обучения в Соловецкой школе. Борис принял решения, что должен обязательно попасть в ту школу, да и матери в его отсутствие должно было стать легче. В 1944 был зачислен в школу юнг. Желающих попасть туда было не очень много, да и добрались до нужного места долго и с приключениями. Путь лежал через Пермь, Горький, затем Волгоград. По прибытию в Архангельск новобранцам выдали шинели, бескозырки и бушлаты. После этого последовало распределение, в ходе которого Борис Тимофеевич оказался зачисленным в роту торпедным электриком. Жили в землянках, которые построили юнги предшествующего набора. Каждый учился основательно и торопился, так как война подходила к концу, и молодые люди боялись не увидеть победных залпов воочию. Штоколов в последствии рассказывал: «Я помню, как мы все ждали практики на боевом корабле. Хотя в сражениях нам участвовать уже не пришлось. Практика проходила на эсминце «Строгий» и крейсере «Киров». У них была такая богатая история, что даже я в то время чувствовал свою причастность к Победе».

После окончания школы в 1949 году, решил продолжить свое образование и поступил в специальную школу ВВС, расположенную в Свердловске. К концу обучения музыкального студента заметил Г.К. Жуков, который и настоял на поступления Штоколова в Уральскую консерваторию имени М.П. Мусоргского, на вокальный факультет. Борис Тимофеевич так вспоминал события того времени: «Я был просто запевалой, который всегда первый затягивает песню во время строевой подготовки. Но мыслей о том, чтобы связать жизнь с музыкой в те времена у меня даже не возникало. На все предложения я просто отмахивался и говорил, что все это не серьезно. После возвращения с Балтики мне сообщили о подготовке к концерту. На выпускном вечере курсантов, должен был быть сам Жуков, который в то время командовал Уральским военным округом. Я пел песни «Дороги» и «матросские ночи» впервые выступал пред такими высокопоставленными гостями и очень волновался. После концерта Жуков заявил, что армия без меня не пропадет, а мне нужно петь. Так и приказал отправить Штоколова в консерваторию. По «знакомству так сказать…».

Музыкальная карьера

Учась на первом курсе консерватории совмещал учебу и работу электриком в драматическом театре по вечерам. Затем стал осветителем в театре оперы и балета. Будучи студентом старших курсов устроился стажером в театр балета и оперы имени Луначарского, тут же в Свердловске. Здесь он прошел хорошую подготовку и практику среди старших и уже опытных коллег. Спустя несколько месяцев имя Штоколова впервые появилось на афишах, а сам исполнитель вышел на сцену, хоть и в небольших эпизодах. Сразу же после окончания учебы в 1954 году, молодого человека пригласили солистом в театр. Первой его серьезной роль становится образ Мельника в опере русского композитора Даргомыжского «Русалка». Работа молодого исполнителя была высоко оценена театральными критиками и публикой.

Борис Штоколов на концерте

1959 год – Борис Тимофеевич участвует в VII Всемирном международном фестивале студентов и молодежи в австрийском городе Вене, где получает звание лауреата. В то же время Апрелевский завод выпускает первую дебютную пластинку исполнителя, на которой записаны романсы Ф.Шуберта и А.Рубинштейна в исполнении известного оперного певца.

Сразу же после этого Штоколову поступает предложение о работе в театре оперы и балета имени С.М. Кирова в городе Ленинграде. Ныне этот театр известен публике под названием – Мариинский. Именно с коллективом этого театра связано становление и признание великого таланта Бориса Тимофеевича. Здесь артист проработал вплоть до 1990 года и получил признание от коллег и поклонников как один из величайших интерпретаторов репертуара русской оперы.

Борис Тимофеевич исполняет сложные партии царя в «Борисе Годунове», Досифея в «Хованщине» композитора Мусоргского. Именно ему доверили партии Ивана Сусанина и Руслана в операх, написанных Глинкой. О нем говорили после исполнения партии Гремина в «Евгении Онегине» и Галицкого в опере «Князь Игорь» созданной Бородиным. Успешными стали выступления с партиями в произведениях зарубежных композиторов в таких операх как «Севильский цирюльник» Россини и «Фауст» Гуно.

За время работы в театре участвовал в таких известных постановках как «Судьба человека» композитора И.И. Дзержинского и «Октябрь» композитора В.И. Мурадели. Его приглашали петь на самых известных мировых сценах Швеции, США. Италии, Кубы, Англии, Канады, ГДР и ФРГ, Венгрии и Австрии.

Особенности голоса

Каждый образ, каждую роль исполнитель словно проживал сам. Каждое его исполнение было отмечено психологической глубиной, сценической и вокальной отточенностью и цельность замысла. Каждая программа с участием Штоколова была наполнена разнообразными произведениями классических, современных произведений, отечественных и зарубежных композиторов. На какой бы сцене не приходилось выступать будь то оперный зал или концертная площадка он с легкостью увлекал слушателей в свой особый мир, поражая эмоциональностью, свежестью, темпераментностью и искренностью передаваемых чувств.

Борис Штоколов после выступления

Особый тембр голоса – подвижный высокий бас, всегда отличался выразительностью его звучания, красотой и мягкостью тембра. Пресса зарубежных стран с восторгом превозносила таланты русского оперного певца, наперебой перечисляя его мастерство и таланты.

1969 год – Н.Бенуа, проживая в Чикаго задумал поставить знаменитую оперу «Хованщина». Для исполнения партии Досифея был специально приглашен Борис Тимофеевич. После состоявшегося премьерного показа критики писали, что «Штоколов это яркий пример великолепного художника. У которого вместо кисти уникальный голос, которым он словно кистью рисует красивые ровные картины. Этот великий бас имеет восхитительную технику, которой умело пользуется, играя на тончайших нитях души слушателя».

Первым же выступлением в Америке Штоколов подтвердил, что он истинный бас-кантанте. Продолжив в своем творчестве традиции исконно русской оперной школы, он продолжал развивать музыкально-сценическую культуру.

Посвящая много времени работе в театре Борис Тимофеевич тем не менее не забывал и о концертной деятельности, ведь именно в этом направлении он смог открыть совершенно иные стороны своего самобытного дара. «На эстраде, исполнителю гораздо сложнее, чем на сцене оперного театра. Ведь здесь нет костюма и грима, актерской мимики и жестов. Здесь нужно раскрыть характер произведения только при помощи своего голоса, не прибегая к помощи партнеров и театральной атрибутики», — говорил исполнитель. Но и здесь Штоколов справился великолепно. На эстраде он получил, наверное, еще большее признание, так как гастрольные выступления проходили на всех возможных концертных площадках, а не ограничивались несколькими приемлемыми театральными сценами. Пресса с восторгом отзывалась о талантливом исполнителе. В одном из журналов было написано так: «Даже если он исполнит всего один романс, вы запомните его на всю жизнь и будете каждый раз вспоминать с трепетным восторгом».

Каждый его романс это настоящий шедевр – «Гори, гори. Моя звезда», «Утро туманное, утро седое», «Я вас любил», «Очи черные», «Ямщик, не гони лошадей». Здесь нет фальши ни в голосе, ни в звуке, ни в эмоциях. Каждый звук словно рождение чуда. «Однажды я заметил, — рассказывал Штоколов, — все мои эмоции, рожденные где-то внутри меня, передаются в зал. И это усиливает мое чувство ответственности, как художественной, так и человеческой. Ведь зритель слушает меня и обмануть его ожидания нельзя».

Ария Бориса Годунова на сцене

В тот день когда великому оперному исполнителю исполнилось пятьдесят лет он был на сцене в образе любимого героя – Бориса Годунова. Сколько бы раз он не перевоплощался, он всегда открывал в этой роли что-то новое для себя. Каждый раз пытался передать зрителю все тонкости души этого героя, раскрыть его сокровенные тайны перед публикой, показать мысли и движения души. Для исполнителя образ Бориса хранил множество психологических оттенков. Которые хотелось раскрыть, но они словно вода утекали сквозь пальцы. Его глубина казалась неисчерпаемой и многогранной, сложной и противоречивой, она захватывала певца и заставляла раскрывать все новые и новые грани собственного голоса и актерского мастерства.

Семья

Отец оперного исполнителя, Тимофей Ильич участник Гражданской войны. В 1938 году занял должность начальника ОСОАВИАХИМа. В сентябре того же года по доносу его объявили врагом народа и исключили из партии. В 1941 году записался добровольцем и попал на фронт. В 1942 гощу объявлен без вести пропавшим, а потом и погибшим в боях под Ленинградом.

Борис Штоколов с женой

Елизавета Ивановна, мать Бориса Тимофеевича окончила приходскую школу, а затем гимназию. Известно, что в свое время женщина обучалась игре на фортепиано.

В личной жизни Бориса Тимофеевича была супруга Надежда Петровна. В браке родились два сына Александр и Тимофей.

Смерть

Штоколов Борис Тимофеевич умер 6 января 2005 года в Санкт-Петербурге, где на тот момент и проживал.

Памятник Борису Штоколову

Его похоронили со всеми почестями на Литераторских Мостках на кладбище Волковского, там же в Санкт-Петербурге.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • ОЧЕНЬ НРАВИТЬСЯ ГЕНИЙ ПЕЛ СЕРДЦЕМ(АНАХАТОЙ)

  • Вечная, светлая память великому человеку и легендарному певцу...

  • Величайший певец! Какая отточенность каждого слова, образа, какая культура исполнения! Русская школа, с её богатыми традициями! Мастер! Браво!

  • Восхитительный исполнитель....браво !!

  • безумно великолепный певец ! просто чудо !!