Джоанна Стингрей — американская певица, актриса, музыкальный продюсер и общественный деятель, писательница. Она является одной из ключевых фигур и популяризаторов советской и пост-советской рок-культуры на Западе.
В июле 1960 года в городе Лос-Анджелес, Соединенные Штаты Америки, пришла в мир будущая знаменитость. Ее отец, чей жизненный путь был неразрывно связан с музыкальной индустрией, в молодости исполнял партии на трубе и затем занял должность менеджера в джазовых ансамблях. Он значительно превосходил в возрасте свою супругу, которая подарила ему троих дочерей: Ребекку, Джоанну и младшую Джуди. Младшая из дочерей в последствии стала женой бас-гитариста группы «Центр», Виктора Шумова, однако их брак оказался недолгим.
Детство Джоанны было омрачено разводом родителей в ее подростковом возрасте. С переездом из просторного дома в скромную арендуемую квартиру в районе Беверли-Хиллз, семья испытывала финансовые трудности. Несмотря на это, Джоанна завершила обучение в престижной школе Beverly Hills High School, где она участвовала в команде чирлидеров и занималась плаванием.
После школы и переезда из родного дома, Джоанна продолжила образование в Университете Южной Калифорнии. Родители настаивали на получении дочерью профессии врача или адвоката. Однако, следуя примеру отца, Джоанна не отказалась от своих музыкальных предпочтений, выбрав не джаз, а рок-н-ролл.
Ее музыкальная карьера началась с выпуска мини-альбома под названием Beverly Hills Brat в 1983 году, включающего в себя четыре трека. Альбом был представлен под именем артистки, что стало знаковым моментом ее творческой биографии.
Творческая биография Джоанны тесно переплетается с историей СССР, эпохой, которую она сама охарактеризовала как время «любви, стихов и романтики». Изначальное знакомство с Советским Союзом произошло через кинематографическое творчество её отца, который снял фильм с антисоветской направленностью. Первые впечатления артистки были далеки от положительных: мрачные образы, всепроникающий контроль КГБ создали образ угнетённой страны.
Однако в середине 1980-х сестра Джоанны, обучающаяся в Великобритании, предложила совместную поездку в Москву. Их компанию составил муж подруги, эмигрант из СССР, который был знаком с Борисом Гребенщиковым. Именно он предоставил контакты музыканта и порекомендовал посетить Ленинград.
Пребывание в Петербурге всего на три дня радикально изменило взгляды Джоанны. Столкновение с магией города, его культурной атмосферой, а также музыкальным мастерством локальных рок-музыкантов оказали на неё неизгладимое впечатление. Глубокое воздействие на неё произвела встреча с Гребенщиковым, чьё творчество впоследствии не раз вдохновляло её.
Американская певица быстро стала частью ленинградской рок-сцены. Стремясь познакомить американскую публику с советским роком, она организовала контрабанду записей групп, таких как «Странные игры», «Аквариум», «Кино» и «Алиса», спрятав кассеты в одежде. Эти записи вышли в США под названием Rеd Wave и вызвали широкий резонанс среди поклонников и в прессе.
В ответ на эти действия советская власть обвинила Джоанну в шпионаже, ограничив её возможности посещения страны. Это стало серьезным ударом как для её карьеры, так и для личной жизни. Певица взяла на себя ответственность за контрабанду, что привело к временным неприятностям с советскими властями.
Тем не менее, благодаря её усилиям советские рокеры получили возможность для выступлений на международных аренах, а сама Джоанна завоевала сердца российской аудитории. Вскоре она выпустила мини-альбом Stingray, где на одной из песен, Turn Away, снялся Игорь Верник.
Последующие релизы Джоанны включали как оригинальные композиции, так и кавер-версии песен своих друзей. Альбом Walking Through Windows был посвящен Виктору Цою, чья смерть оказала на неё сильное влияние. Среди треков выделяется Danger! – переработка песни Цоя «Невеселая песня». Через годы вышел Love Is No Joke, англоязычная версия песни Цоя, выпущенная к 30-летию со дня его гибели.
В середине 1990-х годов, волнуемая нестабильной политической и экономической ситуацией в России, Джоанна приняла решение вернуться в Соединенные Штаты, где она почувствовала бы большую безопасность. На американской земле в 1998 году она выпустила альбом под названием Shades of Yellow, который стал знаковым в её карьере как единственный полностью американский проект. В записи альбома участвовали музыканты известных групп Atomic Rooster и The Parrots, что добавило проекту особой значимости.
Помимо своей музыкальной деятельности, Джоанна несколько лет проработала домоправительницей в состоятельной американской семье и агентом по недвижимости, что дало ей возможность углубиться в другие аспекты жизни и приобрести новый опыт. Несмотря на переезд, она не прекратила посещать Россию, где продолжала давать концерты и участвовать в интервью, сохраняя тесную связь с российской культурой и её поклонниками.
Особенное место в дискографии певицы занимает альбом May There Always Be Sunshine, выпущенный на английском языке, но имеющий глубокие корни в советской культуре благодаря своему названию, которое перекликается с названием известной советской песни «Пусть всегда будет солнце». Этот альбом символизирует продолжающееся влияние российской культуры на её творчество и музыкальные предпочтения.
Во время своих первых поездок в СССР, Джоанна активно занималась фотографированием, увековечивая моменты встреч с легендами советской рок-сцены. Спустя годы, она приняла решение оцифровать эти снимки и разместить их на своём официальном сайте, что вызвало значительный интерес среди российских поклонников. Это вдохновило артистку на создание серии мемуаров, начиная с публикации книги под названием «Стингрей в Стране чудес». Эта книга рассказывает о радостных моментах её молодости, концертах и выступлениях до 1987 года.
Второй том, «Стингрей в Зазеркалье», представляет собой более мрачный рассказ, охватывающий периоды трудностей и потерь, которые испытала Джоанна вместе с близкими. Рассказы о борьбе и выживании добавили глубины и многослойности её воспоминаниям.
В 2020 году была выпущена книга «Русский рок. История. Фотографии. Интервью. Документы», где Джоанна делится не только своими воспоминаниями, но и мнениями своих друзей — участников рок-движения. Несмотря на пандемию COVID-19, которая помешала планам презентации книги в России, она смогла успешно реализовать свой проект позднее.
Последней публикацией стала книга «Подлинная история русского рока», название которой было предложено переводчиком. Несмотря на амбициозность названия, Джоанна не претендует на роль истинного историка, а скорее делится личным взглядом и переживаниями, связанными с русским рок-движением, что позволяет читателям глубже понять и оценить эту уникальную культурную эпоху.
Эмоциональная связь Джоанны со своими друзьями из СССР была настолько тесной, что их частые объятия и теплые прикосновения вызывали ревность среди их супруг. Дружба, окрашенная в выраженные проявления симпатии и привязанности, не перерастала в интимные отношения, как утверждает сама звезда. Например, фотографии, сделанные с Борисом Гребенщиковым, имели чисто творческий подтекст.
В личной жизни Джоанны также были свои взлеты и падения. Её первым мужем стал Юрий Каспарян, гитарист группы «Кино». Несмотря на языковой барьер, который так и не удалось полностью преодолеть, их свадьба стала значительным событием, широко освещенным прессой. Однако семейная жизнь быстро столкнулась с проблемами, особенно после смерти Виктора Цоя, когда Джоанна стала реже посещать Ленинград, где проживал её муж.
После развода Джоанна нашла утешение в отношениях с Александром Васильевым из группы «Центр». Их отношения быстро переросли в создание семьи, и вскоре после свадьбы у пары родилась дочь Мэдисон. Несмотря на начало счастливой семейной жизни, брак со временем начал трещать по швам.
Сосредоточившись на карьере и воспитании дочери, Джоанна не спешила снова выходить замуж, пока не встретила Ричарда, архитектора, который стал её надежным спутником и поддержкой.
Дочь Джоанны, Мэдисон, хорошо осведомлена о славе своих родителей в Советском Союзе. Она многократно посещала Россию, где успела проникнуться местной культурой и обучилась в Кембридже, выбрав профессию археолога. Однако Мэдисон также нашла себя в творчестве, продолжая семейные традиции: она поет и помогала матери в написании книг.
Джоанна Стингрей продолжает оставаться в числе популярных зарубежных артистов в России, активно поддерживая связь с местными СМИ, участвуя в телевизионных передачах и давая интервью. Её вклад в музыкальную индустрию и длительная дружба с российскими музыкантами поддерживают её известность и популярность среди российской аудитории.
В 2021 году Джоанна представила новый сборник песен под названием Stay Together, созданный совместно с Борисом Гребенщиковым. Альбом включил в себя композиции, которые были написаны ещё в 1980-е годы, что добавило особую ностальгическую ценность для поклонников. Об этом значимом событии певица с энтузиазмом сообщила в своем «Инстаграме», где активно ведет общение с фанатами, делится новостями и впечатлениями от творчества и жизни.
Такие проекты, как Stay Together, не только укрепляют музыкальные связи между странами, но и помогают сохранить культурное наследие эпохи, когда русский рок-н-ролл начинал получать международное признание. Это также подчеркивает её долговременную приверженность и любовь к российской музыкальной культуре, которая остается неизменной на протяжении десятилетий.