Эль Греко

Эль Греко — биография


Эль Греко – прославленный художник, скульптор, архитектор. Жил в эпоху Испанского Ренессанса. Самыми узнаваемыми его работами считаются полотна «Изгнание торгующих из храма», «Исцеление слепого», «Вид Толедо», «Погребение графа Оргаса», «Снятие пятой печати».

Почти три столетия творчество известного художника Эль Греко не признавали ни художники, ни теоретики искусства. Оно не вписывалось в рамки художественных идеалов этих эпох. И только в 19-м веке романтики, такие, как Делакруа, признали его великим мастером. Чуть позже творчество художника привлекло внимание коллег – Мане, Бодлера, Дега. Но только в 20-м веке ему нашлось достойное место в истории художественного наследия прошлого. Эль Греко приобретает все большую популярность, его картины отличаются изумительной смелостью палитры, яркой индивидуальностью, в них сочетаются лучистые, сверкающие краски ультрамарина, холодно-зеленые оттенки и ярко-желтые тона. Эль Греко знаменит, потому что узнаваем. Он наделял своих персонажей непропорциональными, парящими в воздухе фигурами, их вытянутые аскетичные лица можно сравнить с языками пламени или подтаявшими свечами. Современники отчаянно пытались понять Эль Греко, они считали, что долговязых персонажей может изображать человек, страдающий косоглазием или астигматизмом, или вообще гениальный безумец.

Детство и юность

Родился Доменикос Теотокопулос (настоящее имя художника) в 1541 году в достаточно обеспеченной греческой семье. Его родина – остров Крит, небольшая деревушка Фоделе. Отца звали Георгиос Теотокопулос, его основное занятие торговля и сбор налогов. Мужчина сумел дать приличное, как по тем временам, образование обоим сыновьям – Доменико и Мануссосу. Есть подтверждение того, что мальчики занимались изучением древнегреческого и латинского языков.

В 1556 году не стало отца. На тот момент Доменико исполнилось всего пятнадцать. Старшему брату, художнику Мануссосу, пришлось думать о том, как обеспечивать семью. Он оставил живопись, и продолжил дело отца, торговал. Доменико же посвятил свою жизнь искусству. Вскоре он вступил в гильдию живописцев, которая действовала в Кандии.

Живопись

Критскую живопись XVI-го века всегда ассоциируют со школой иконописи. Местные авторы умели создать уникальные произведения, в которых сочетались византийский стиль с его строгими формами и итальянские мотивы. Заказчиками местных живописцев выступали и католические сообщества, и православные храмы.

Эль Греко
«Успение Богородицы»

Творческая биография Доменико Теотокопулоса началась примерно в двадцать два года. К тому времени он уже был владельцем собственной мастерской. Самой важной работой художника того времени стала картина «Успение Богородицы». Ее часто сравнивают с полотном Михаила Дамаскина «Мученичество Святой Параскевы». Обе эти работы представляют собой яркий пример критской школы иконописи.

Эль Греко
«Мученичество Святой Параскевы»

В возрасте 26-ти лет Теотокопулос уезжает в Венецию. Он жил там на протяжении трех лет, а в 1570 году переехал в Рим. Многие исследователи сходятся во мнении, что в Риме молодой живописец писал свои полотна под покровительством Тициана, настоящего титана Возрождения. К тому времени он уже перешагнул 80-летний юбилей, но охотно занимался с молодыми дарованиями в своей мастерской.

Римский период в творчестве Эль Греко подвержен влиянию Ренессанса. Следы уходящего стиля отчетливо видны в освещении многофигурных композиций, насыщенности тонов, удлиненных силуэтах. Однако все чаще живописец запечатлевает своих персонажей в позах, выдающих крайнее напряжение, в момент, когда они отчаянно жестикулируют. Эта драматичность хорошо прослеживается в картинах «Благовещение», «Тайная вечеря», «Изгнание торговцев из храма».

Критский художник сумел привлечь римскую элиту своим новаторским подходом. Он начал бывать на приемах у кардинала Алессандро Фарнезе, куда приглашались такие же, как он, молодые философы, ученые, художники. Однако довольно скоро Эль Греко лишился расположения хозяина дома и его гостей. Слишком рьяно он принялся критиковать былые авторитеты. Несмотря на то, что время Ренессанса уже истекло, оно еще жило в памяти многих почитателей искусства.

Эль Греко прошелся с критикой выдающегося Микеланджело. Он сказал, что художник был хорошим человеком, но совершенно не умеющим рисовать.

Живописец так осмелел, что обратился с предложением к папе Римскому. Он хотел перерисовать знаменитую фреску «Страшный суд», которая украшала Сикстинскую капеллу, чтобы она соответствовала более жестким религиозным понятиям существующей эпохи.

После этого Эль Греко удостоился не очень лестного комплимента от архитектора Пирро Лигорио, который назвал его глупым иноземцем.

Ссора произошла у художника даже с кардиналом. Однако Эль Греко не обращал внимания на такое отношение к себе римской публики, и в 1572-м открыл собственную мастерскую. Но ни одного крупного заказа живописец не получил, и вскоре уехал из не очень гостеприимной Италии.

Доменико все больше привлекала Испания. Он видел там перспективы для своего творчества. На тот момент испанский монарх Филипп II собирался украшать внутренние помещения своей новой резиденции, и подбирал мастеров для этой работы. Прибыв в Мадрид, Эль Греко решил завоевать авторитет монарха. Преследуя эту цель, он заводит знакомство с богословом Бенито Монтано и другими приближенными короля. В результате, вместо того, чтобы украшать королевский дворец, Эль Греко начал работать на представителей церкви.

Эль Греко
Картина Эль Греко «Совлечение одежд с Христа»

Они заказали художнику десять полотен, и он успешно справился с работой. Самой знаменитой из всех этих работ исследователи считают «Совлечение одежд с Христа». Эль Греко удалось передать сжатость переднего плана, давление, которое оказывает толпа на Христа, и, как кульминация, попытка сопроводителя сорвать хитон. Интенсивный красный цвет подчеркивает драматическую мощь произведения. Эта манера присуща маньеризму.

Интересно то, что за эту картину, вошедшую сейчас в сокровищницу мирового искусства, представители церкви отказались заплатить художнику сумму в 950 дукатов. Эль Греко обратился в суд и сумел добиться, чтобы с церкви взыскали в его пользу всего 350 дукатов, в три раза меньше, чем он хотел получить. Заказчики выдвинули ряд претензий, которые заключались в том, что на переднем плане картины оказались три Марии, которых художник разместил самовольно, в разрез с канонической версией описываемых событий. А еще церковники возмутились тем, что истязатели находятся выше, чем голова Христа. Несмотря на все эти неурядицы, именно после выполнения этого заказа Эль Греко прославился в Испании.

И все же живописец ни на шаг не продвинулся к монаршему двору. Эль Греко выполнил два заказа для Филиппа II, но они не нашли одобрения монаршей особы, и дальнейшего сотрудничества не получилось. Однако 44-летнего мастера неудача не расстроила, он решил, что достаточно прославился в Толедо, и в 1585-м открыл свою мастерскую в этом небольшом испанском городке. Вскоре к Теотокопулосу в Испанию перебрался и его помощник Франсиско Пребосте, с которым он сотрудничал в Риме.

Эль Греко
«Погребение графа Оргаса»

Спустя некоторое время после этого, художник представил свою новую работу – полотно с элементами мистики под названием «Погребение графа Оргаса». Сюжетом для ее написания стала религиозная легенда о богаче из Толедо, который постоянно финансировал местную церковь. На полотне изображены двое святых, спустившихся с небес, чтобы собственными руками предать земле благотворителя. Заказчиком картины выступила толедская церковь Сан-Томе.

В 1587-1592-м годах Эль Греко работает над картиной «Апостолы Петр и Павел», которая характерна контрастом образов. В настоящее время полотно находится в экспозиции Эрмитажа. Привлекали живописца и пейзажи, хотя за всю свою творческую биографию он создал их всего три. Самой известной работой в этом жанре стал «Вид Толедо». На плотнее изображен город, который озаряет внутренний свет, а над ним нависло мрачное, грозовое небо. В историю европейской живописи полотно вошло как одно из первых, созданных в жанре пейзажа.

Эль Греко
«Апостолы Петр и Павел»

Эль Греко не любил солнечный свет, считал, что он не дает увидеть внутренний свет. Бывало, что он много времени проводил в совершенно темной мастерской. Зато в его полотнах присутствует мистический, неестественный свет. Он без особого труда бросается в глаза даже в самых неосвещенных выставочных залах и храмах. Картины Эль Греко излучают загадочный перламутровый свет, который не имеет ничего общего с волшебством или мистикой. У него достаточно техническое, но уникальное по тем временам происхождение. Вначале холст покрывался белилами, поверх них использовалась жженая умбра, тончайшим коричневым слоем, через который просвечивали белила. Знатоки называют эту тонировку имприматурой. Затем снова с помощью белил намечались контуры фигур, и после этого полотно начинало светиться уникальным жемчужным свечением. Получить его можно было только таким способом, смешивание красок на палитре такого эффекта не давало. Художник наносил оттеночные краски очень тонким слоем, часто используя полупрозрачные лессировки, отказавшись от основного цвета.

Буквально перед самой смертью Эль Греко написал картину «Снятие пятой печати». Она предназначалась для внутреннего убранства церкви Иоанна Крестителя в Толедо. Часть полотна безнадежно утрачена. В конце 19-го- начале 20-го веков реставраторы отрезали от полотна его верхнюю часть. Есть мнение, что именно в таком виде картину и увидел Пикассо, и впечатленный работой Эль Греко написал свою – «Авиньонские девицы».

Эль Греко
«Снятие пятой печати»

Известны и портреты Эль Греко, в которых художнику удается передать характер человека с помощью одного лишь лица. Его заказчики – зажиточные горожане и церковные чины, они хорошо оплачивали услуги живописца. Одетые в идентичные черные наряды с гигантскими гофрированными воротниками, с невозмутимыми, непроницаемыми лицами. Просто не верится, как в таких условиях можно сотворить настоящий шедевр, не пресных близнецов, а живых, привлекающих своей индивидуальностью людей.

Собственное лицо Эль Греко не писал. Но, по мнению многих исследователей, остался один безымянный портрет, на котором, по-видимому, изображен сам художник. А еще изображение живописца имеется на самой знаменитой его картине «Похороны графа Оргаса». На полотне все мужчины смотрят в небо, и только один – вперед, на зрителя. Это и есть автор картины. А еще в нижнем левом углу автор разместил мальчика в черном наряде, по всей видимости, это его сын – Хорхе Мануэль. Он тоже будет отлично владеть кистью, и выполнять копии работ своего отца.

В Толедо живописец попробовал себя и в скульптуре, стал автором алтарей для капеллы Сан-Хосе. В годы творчества Эль Греко как раз усиленно развивался маньеризм, ставший основой для рождения барокко. Картины художника отличались нарочитой драматичностью, и исследователи его творчества пришли к выводу, что именно он дал толчок развитию таких направлений, как кубизм и экспрессионизм.

Личная жизнь

Многое в биографии художника так и осталось тайной, в том числе и подробности его личной жизни. Известно, что в 36 лет он встретил испанку Херониму де Лас Куэвас, с которой жил гражданским браком. В 1578-м она родила Эль Греко сына Хорхе Мануэля.

Эль Греко

По мнению исследователей, Доменико имел и официальную жену, он женился или на родине, или позже, во время проживания в Италии. И именно по этой причине он не вступил в законный брак с Херонимой. Несмотря на это, во всех официальных документах упоминалась фактическая супруга. Именно ей он по завещанию оставил свое имущество, признал рожденного в гражданском браке сына.

Смерть

В 1614-м Эль Греко получил заказ от госпиталя Толедо, однако эту работу закончить не удалось. Художник сильно заболел, причем стремительно слабел с каждым днем.

Эль Греко
Музей Эль Греко

Он прекрасно понимал, что смертный час приближается, поэтому составил завещание. Умер Эль Греко 7 апреля 1614 года, и был предан земле на территории монастыря. Спустя некоторое время монастырь разрушили, поэтому, где находится могила выдающегося художника, никто не знает.

Память

Настоящая слава пришла к художнику только спустя три столетия после его смерти. При жизни он не имел ни собственной школы, ни даже учеников-одиночек. Эль Греко очень долго находился в забвении, его считали «непонятным» живописцем. При жизни он вызывал недоумение у публики, абсолютно игнорируя ее вкусы. На одном из своих пейзажей, под названием «Вид и план Толедо», автор изобразил молодого человека, держащего в руках карту города. На самой карте есть пояснение художника, обращенное к жителям города. Он рассказывает, что некоторые здания он изобразил не там, где они находятся в реальности. Это пояснение было просто необходимо, так как люди, жившие в эпоху Возрождения, предпочитали оригинальности полную реалистичность.

По мнению испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, полотна Эль Греко возвышались над зрителем тех лет, как вертикаль скалистых берегов далеких стран. Он считал, что другого такого художника, не подпускавшего никого к своему внутреннему миру, просто нет. Философ называл Эль Греко суровым критянином, бросающим свое презрение обществу с высоты того самого скалистого берега. Этим самым он добился того, что ни одно судно не причалило к его берегу за несколько столетий, и только спустя 300 лет его земля превратилась в оживленный торговый порт.

Эль Греко
Памятник Эль Греко

Мало того, сейчас выдающегося художника 16-го века можно назвать поп-звездой. Его имя встречается в названиях отелей Крита и Геленджика, а во Львове есть и ресторан его имени. Меню этого заведения предлагает не только классический греческий салат, но и панакоту, популярный итальянский десерт. Такой себе привет через столетия учителям Эль Греко из Италии.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Эль Греко?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя