Екатерина Мещерская — биография
Княжна Екатерина Мещерская – советская писательница-мемуаристка, преподаватель музыки. После себя оставила огромный архив воспоминаний о событиях и людях переломного периода в истории России.
В 1995 году Москва простилась с княжной Екатериной Мещерской – знаменитой писательницей-мемуаристкой и музыкальным педагогом. Представительница дворянского рода оставила после себя уникальные мемуары, куда вошли самые яркие события в истории российского и советского государства.
Невзирая на испытания, выпавшие на долю дворянки со сменой власти, она не потеряла силу духа и продолжала любить свою родину. Многие факты ее биографии можно найти в отдельных книгах, опубликованных американскими и европейскими издательствами. В начале 20-го столетия имя русской княжны знали во всем мире.
Происхождение
Екатерина родилась 4 апреля 1904 года в семье домового священника Александра Дмитриевича Мещерского, хотя в своих мемуарах она утверждала, что является дочерью князя Александра Васильевича, также носившего фамилию Мещерский. Мама девочки была дочерью военного врача, занимавшего пост статского советника. В семье воспитывался еще один ребенок – Вячеслав. По словам писательницы, ее мать принадлежала старинному графскому роду.
Графиня Екатерина Поборская (в честь нее назвали Китти) познакомилась с будущим супругом еще в отрочестве, когда ее отец буквально спас от смерти князя Мещерского. Окрепнув после болезни, дворянин нанес благодарственный визит в дом своего спасителя, где и встретил юную Катю, мечтавшую о сцене.
Воспоминания о родителях
В мемуарах Мещерской есть много противоречий, особенно что касается ее происхождения.
Мать девочки, Екатерина Подборская, была потомственной дворянкой, но род ее давно обеднел и потерял прежний лоск. Денег на музыкальное образование у родителей не было, поэтому Катя попала под покровительство престарелого князя. Александр Васильевич спонсировал любые начинания юной протеже, и со временем его отеческие чувства превратились в настоящую любовь. Удивительно, но молодая подопечная ответила ему взаимностью. На средства состоятельного дворянина девушка начала строить довольно успешную певческую карьеру. Молодая исполнительница даже выступала со сцены легендарного театра Ла-Скала.
В Европе Подборская произвела огромное впечатление, и после одного из концертов ей предложили невероятно выгодный контракт в Буэнос-Айресе. Соглашение находилось на стадии подписания, когда певица получила из России тревожную весть. Князь писал своей возлюбленной, что тяжело болен и очень просил ее вернуться на родину. Отказавшись от контракта, Екатерина поспешила в Россию, где ее ждал абсолютно здоровый Мещерский. Как выяснилось, влюбленный мужчина просто захотел поскорее увидеть свою пассию и сделать ей предложение.
Бракосочетание 73-летнего дворянина и молоденькой певицы вызвало в Петербурге мощный резонанс. В своих дневниках Китти, дочь князя, поведала читателям о большой и чистой любви, связывавшей ее родителей несмотря на разницу в возрасте. Александр Мещерский и Екатерина Подборская прожили вместе пять лет, вплоть до кончины престарелого супруга.
На момент потери возлюбленного Екатерине было всего 30 лет, и она вполне могла бы обустроить личную жизнь с молодым избранником. Однако вдова осталась верна князю даже после его кончины, отказавшись от каких-либо семейных отношений. Эту историю Китти узнала из записей матери, обнаруженных после ее смерти.
Ранние годы
Биография Китти Мещерской далеко не всегда была радужной. С ранних лет ей довелось испытать много несправедливости. Девушка считала себя нелюбимым ребенком и считала себя крайне непривлекательной. Образование княжеская дочь получила на дому, после поступила в дворянский Институт имени Александра III. Из книги автора «Жизнь некрасивой женщины»:
«Бытует мнение, что в российских институтах воспитывались так называемые кисейные барышни, недотроги, изнеженные глупышки. Якобы их одевали няньки, натягивая им на ноги чулки. Существует неискоренимая уверенность в том, что воспитанницы женских вузов были похожи на тепличные растения.
Лично я, прожив очень непростую жизнь, к которой была совершенно не подготовлена, не один раз с теплом в сердце и с благодарностью вспоминала дорогой мне институт. Он привил мне дисциплину, стальную закалку и выносливость, много раз помогавшие мне в жизни».
О периоде жизни, проведенном в институте, княжна вспоминала с особым удовольствием, несмотря на то, что в учебном заведении царили довольно жесткие порядки. Юных воспитанниц держали в абсолютной строгости: спали они на жестких кроватях в неотапливаемых комнатах, мылись холодной водой и ели самую скромную пищу. Девушек заставляли по нескольку раз в день делать специальные упражнения для идеальной осанки. Сутулость наказывалась «линейкой» — провинившиеся должны были в течение часа держать инструмент за спиной при помощи согнутых локтей.
Физические трудности отходили на второй план, когда речь заходила о настоящей девичьей дружбе. В коллективе сложились четкие представления о верности и товариществе. Предательство ближнего являлось для учениц одним из самых страшных грехов. Если кто-то получал из дома гостинцы, все делилось поровну независимо от социального статуса или иных различий. В своих произведениях Китти с удивлением отмечала, что в вопросе справедливости девушки-дворянки были более терпимыми, чем представительницы простого народа.
В институте мемуаристка получила серьезную закалку, которая очень пригодилась ей после прихода советской власти. Мать Мещерской была вынуждена заниматься грязной работой, сама девушка тоже не избежала этой участи. Со временем Китти реализовала себя, как музыкальный педагог и переводчик зарубежной литературы. Семью писательницы то и дело подвергали арестам и обыскам, ведь бывшие дворяне считались самой неблагонадежной прослойкой населения.
Личная жизнь
Семейное счастье «некрасивая женщина» пыталась обрести с четырьмя избранниками. С последним мужем, И. С. Богдановичем, Екатерина Александровна прожила три десятка лет и была похоронена рядом с ним.
Последние годы княжна посвятила мемуарам. Они представляют собой уникальный архив ее личных и семейных воспоминаний, тесно переплетающихся с историей России. Книги автора содержат массу неточностей и до сих пор вызывают среди историков массу дискуссий. Несмотря на это, сочинения Мещерской считаются важным источником, содержащим интересные факты из разных периодов жизни великой страны.
Художник Никас Сафронов о знакомстве с Екатериной Александровной:
«У меня знакомая была, княжна Мещерская, умерла в начале двухтысячных годов. Ее папа родил, когда ему было под восемьдесят, а сам он был дружен с Пушкиным, Лермонтовым, Толстым. Казалось бы, Пушкину — 200 лет, а ты дружил с женщиной, чей отец был его приятелем! В этом для меня — огромный смысл! Ведь мы живем тем смыслом, который сами вкладываем в какие-то вещи».