Евгений Баженов — биография
Евгений Баженов — российский видеоблогер, обозреватель кинофильмов, известный под псевдонимом BadComedian.
Ранние годы и образование
Евгений Баженов родился 24 мая 1991 года в Стерлитамаке — промышленном городе в Республике Башкортостан, входящей в состав Российской Федерации. Его семья имела русские корни. Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители вместе с двумя сыновьями переехали в Москву. Именно здесь Евгений окончил среднюю школу и сформировался как личность.
С раннего возраста он проявлял устойчивый интерес к массовой культуре: с увлечением смотрел фильмы, читал книги и погружался в компьютерные игры. Эти увлечения во многом определили его будущий путь. Увлечение кино стало не просто хобби — оно сформировало основу будущей карьеры.
После школы Баженов поступил в Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ), где учился на факультете коммерции и маркетинга. Его дипломная работа была посвящена вирусным видео — актуальной на тот момент теме, указывавшей на интерес к медиапространству и механизмам влияния цифрового контента. Однако полученная специальность так и не была реализована в профессии: Евгений ни дня не проработал по диплому.
Изначально Баженов попытался реализовать себя в журналистике. Он год трудился редактором на телеканале «Россия 24», где, по собственным словам, сталкивался с трудностями из-за «неидеального русского языка». Несмотря на любовь к литературе, он нередко ошибался в формулировках и орфографии. Тем не менее, этот опыт позволил ему прикоснуться к медиапроизводству и укрепил желание двигаться в творческом направлении.
Вскоре он осознал, что традиционные СМИ не отвечают его личным амбициям и мировоззрению. Так начался путь Баженова в видеоблогинге — формате, который позволял сочетать страсть к кино, аналитический подход и чувство юмора. Этот выбор во многом соответствовал его зодиакальному знаку — Близнецам, которым приписывают тягу к переменам и стремление к самовыражению.
Начало видеоблогинга
28 марта 2011 года Евгений Баженов запустил канал на YouTube, вдохновившись американскими обзорщиками Spoony и Nostalgia Critic. Его дебютное видео было посвящено индийскому фильму «Махакаал» (1993), напоминавшему пародию на «Кошмар на улице Вязов». Примечательно, что в первом ролике автор не показал своего лица, ограничившись только закадровым голосом.
Первое появление Баженова в кадре состоялось 25 июня 2011 года в обзоре «Невский Дрифт [Форсаж да Винчи]», где он высмеивал творчество актёра и продюсера Александра Невского. Позднее Невский стал одним из главных объектов сатиры блогера, наряду с фильмами «Московская жара», «Черная роза», «Разборка в Маниле» и другими. Несмотря на резкую критику, со временем Баженов признал, что фильмы Невского, при всей своей наивности, обладают узнаваемым стилем и хотя бы выстроены логично — в отличие от многих других российских кинопроектов.
Баженов не ограничивался одним объектом: он критиковал и Никиту Джигурду за фильм «Супермен поневоле», и Никиту Михалкова — в серии разоблачительных обзоров на «Предстояние» и «Утомленные солнцем 2: Цитадель», вышедших в 2013 году. Эти видео обозначили переход к более серьёзной и аргументированной критике с элементами исторического и культурного анализа.
Популярность
Канал BadComedian быстро стал феноменом рунета. Зрителей привлекала не только точная и язвительная критика, но и продуманный визуальный стиль: монтаж включал фрагменты фильмов, гротескные перевоплощения, мизансцены с участием самого Евгения в образах гопника, школьника, Иисуса и других персонажей. Его ролики стали источником крылатых фраз, а образ — частью интернет-культуры.
В 2013 году блогер отправился в стендап-тур по городам России, что показало его востребованность за пределами цифровой среды. Вскоре на его канале стал регулярно появляться блогер Anoir (Ануар Тлегенов), что расширило визуальную и актёрскую палитру роликов.
Баженов демонстрировал высокий уровень технического исполнения: профессиональный монтаж, сценарная структура, музыкальные вставки. Многие поклонники считали, что он мог бы работать в индустрии профессионального кино, будь то монтажёр или сценарист.
Среди частых мишеней его критики — режиссёры Жора Крыжовников, Сарик Андреасян и кинокомпания Enjoy Movies, чьи проекты регулярно подвергались разбору за шаблонность, техническую слабость и примитивный юмор. При этом BadComedian не ограничивался российским кино: он делал обзоры и на зарубежные фильмы — «Дивергент», «Голодные игры», «Терминатор: Генезис», «Чужой: Завет» и др.
Баженов неоднократно вступал в заочные конфликты с представителями киноиндустрии и культурными чиновниками. Особенно резонансным стал его обзор фильма «Взломать блогеров», после которого тогдашний министр культуры Владимир Мединский поручил провести проверку целесообразности финансирования картины. Евгений сравнил бюджет фильма (35 млн рублей) с тем, сколько стоила аналогичная CGI-анимация в его ролике (всего 2 тыс. рублей), что вызвало общественный резонанс.
Блогер также критиковал деятельность Фонда кино, указывая на непрозрачность распределения средств и недостаток поддержки для талантливых режиссёров вроде Юрия Быкова.
В сотрудничестве с сайтом CarambaTV Баженов запустил проекты «Герои интернета» и BadTrip, участвовал в фильме «Хардкор» Ильи Найшуллера и занялся дубляжом. Его голос можно услышать в таких проектах, как «Бивень», «Полный расколбас», «Ниндзя в деле», а также в видеоигре Cyberpunk 2077, где он озвучил персонажа Теда Фокса.
Обзор на фильм «(НЕ)идеальный мужчина» с Егором Кридом вызвал ответную реакцию со стороны певца, который записал трек в адрес критика. Однако это лишь подогрело интерес аудитории.
В дальнейшем Евгений продолжал регулярно публиковать видео с разбором крупных кинопремьер — таких как «Союз спасения», «Полицейский с Рублёвки», «Вратарь Галактики», «Викинг», «Экипаж» и «Движение вверх». Его обзоры неизменно сопровождались глубокой проработкой деталей, ироничными отсылками и акцентом на несоответствие заявленного художественного уровня — реальному содержанию фильмов.
Конфликты
Резкая и бескомпромиссная манера критики, которой придерживается Евгений Баженов, не раз становилась причиной публичных конфликтов и правовых угроз со стороны представителей отечественной киноиндустрии. Одними из наиболее последовательных оппонентов BadComedian стали кинокомпания Enjoy Movies, режиссёр Максим Воронков и актёр Михаил Галустян. Последний открыто обвинял блогера в нарушении авторских прав, оскорблении личностей и неконструктивности критики. Его высказывания в Twitter носили личностный характер, что только усиливало резонанс вокруг фигуры Баженова.
Александр Невский, также регулярно становившийся объектом сатиры Евгения, публично назвал его «бездарным хейтером». По признанию самого блогера, в ответ на публикации ему поступали угрозы, включая телефонные звонки с угрозами физической расправы — от людей, представлявшихся друзьями кинодеятелей.
На фоне подобных нападок некоторые обзоры BadComedian были удалены по жалобам правообладателей, ссылавшихся на нарушение авторских прав из-за использования фрагментов фильмов. Это подтолкнуло Евгения к созданию дополнительного YouTube-канала под названием BadNotDead, где он начал размещать заблокированные видео заново.
Однако конфронтация с индустрией имела и противоположную сторону. Немало деятелей культуры поддержали блогера. Позитивные отзывы о его творчестве оставили рэпер Баста и актёр Алексей Воробьёв. Публицист и переводчик Дмитрий Пучков (Гоблин) отметил зрелость взглядов Баженова, особенно удивительную на фоне его возраста.
Судебный иск Kinodanz
В начале 2019 года вокруг Евгения разгорелся один из самых громких конфликтов. Кинокомпания Kinodanz подала в суд на видеоблогера, потребовав компенсацию в размере 1 млн рублей за якобы превышение допустимого объёма цитирования в обзоре на фильм «За гранью реальности». Этот иск стал предметом обсуждения в медиа и даже попал в выпуск шоу Ивана Урганта, где был обыгран в ироничной форме.
Баженов воспринял судебные претензии как наступление на свободу слова. Его позиция нашла отклик в обществе: была запущена петиция в его защиту, которую подписали десятки тысяч человек. Солидарность с блогером выразили не только пользователи интернета, но и медийные фигуры — Ксения Собчак, Фёдор Бондарчук, Владимир Бортко и, что примечательно, даже Сарик Андреасян, ранее подвергавшийся критике со стороны BadComedian.
Дело рассматривалось в Красногорском районном суде Московской области. Однако до разбирательства по существу дело не дошло: представители Kinodanz подали ходатайство об отзыве иска в полном объёме, которое было удовлетворено. Этот эпизод укрепил образ Евгения Баженова как независимого и принципиального критика, готового отстаивать свободу высказывания даже в условиях давления со стороны мощных индустриальных игроков.
Политическая позиция
Рост популярности Евгения Баженова объясняется не только его юмором и мастерством монтажа, но и выраженной гражданской позицией. Со временем его обзоры стали содержать всё больше социокультурных и политических высказываний, в которых критики усматривали «левую» идеологию — с уклоном в социалистические и антикапиталистические взгляды. Особенно активно Баженов выступал с осмыслением исторических процессов, произошедших в постсоветской России, негативно оценивая трансформации 1990-х годов и высказывая симпатию к определённым аспектам советского периода.
Такая позиция разделила аудиторию. С одной стороны, в числе тех, кто положительно отзывался о рассуждениях Баженова, оказался, например, социолог и публицист Борис Кагарлицкий (на момент 2024 года признанный иностранным агентом и внесённый в список экстремистов в России). С другой стороны, на блогера обрушилась критика со стороны более консервативной части аудитории и популярных правых блогеров — включая Стаса «Ай, Как Просто!», который упрекал Евгения в идеологической ангажированности и попытках манипулировать зрительским восприятием через левую риторику.
Особенно заметно политическое измерение творчества BadComedian проявилось в обзоре фильма «Зоя» (2021) о Зое Космодемьянской. В ролике Евгений акцентировал внимание на том, как современные авторы стремятся наложить новые политические смыслы на советский сюжет, не соответствующие ни эпохе, ни идеологии, которую якобы пытаются воссоздать. Это вызвало оживлённые споры: одни сочли видео попыткой вернуть к честному разговору о прошлом, другие — идеологическим вбросом.
После начала российской военной операции в Украине в 2022 году Баженов выпустил особенно резонансный выпуск, в котором сопоставил методы пропаганды в кинематографе двух стран. Анализируя фильмы, произведённые в России и на Украине, он пришёл к выводу, что обе стороны используют культурные продукты для эмоционального мобилизующего воздействия на граждан. Ключевым тезисом видео стало утверждение, что любые войны происходят в интересах правящих элит и олигархов, а не простых людей, которых призывают к самопожертвованию через экран.
Видео вызвало бурную реакцию: одни упрекали блогера в расплывчатости и отсутствии твёрдой позиции, другие — напротив, благодарили за попытку критически осмыслить военную риторику. В ряде комментариев звучала обеспокоенность: пользователи советовали Баженову задуматься о безопасности и даже рассмотреть возможность эмиграции.
Рассуждения блогера о современной идеологии получили продолжение в 2023 году, когда он выпустил ролик об исторической драме «Мария. Спасти Москву». Связывая сюжет, посвящённый событиям Великой Отечественной войны, с актуальной политической повесткой, Баженов вновь дал понять, что кинематограф — это не только искусство, но и инструмент влияния, особенно в условиях идеологической мобилизации. Его подход вызвал множество откликов, в том числе — обеспокоенность тем, насколько долго блогер сможет продолжать выражать своё мнение без последствий.
Личная жизнь
Несмотря на статус одной из самых заметных фигур в российском видеоблогинге, Евгений Баженов сохраняет образ доступного и открытого человека. Он регулярно отвечает на комментарии и вопросы подписчиков в социальных сетях, проявляя готовность к диалогу и уважительное отношение к своей аудитории. Такая открытость — одна из причин устойчивой симпатии к нему со стороны зрителей.
Во внешности Баженова сочетаются выразительные черты, которые делают его легко узнаваемым: тёмные волосы выгодно контрастируют с светлыми глазами, а при росте 183 см его вес составляет около 80 кг. Однако в юности будущий блогер выглядел несколько иначе — сохранившиеся фотографии из школьных лет демонстрируют более округлую фигуру, за что в сети его иронично сравнивали с «непрокачанным Олегом Тактаровым».
Что касается личной жизни, то она долгое время оставалась предметом догадок. Уже в первые годы популярности появились слухи о романтических отношениях между Евгением и другой известной видеоблогершей — Катей Клэп (Екатериной Трофимовой). Официального подтверждения тогда не последовало, однако совпадения в графиках поездок, совместные фотографии и многочисленные намёки в интервью порождали всё новые версии. Так, однажды Катя обмолвилась о путешествии в Японию со своим молодым человеком — почти одновременно в интернете появились снимки Баженова в аэропорту перед вылетом в Токио. А на прямой вопрос Юрия Дудя о романтической связи с Катей Клэп Евгений дал уклончивый ответ, оставив пространство для домыслов.
В начале 2021 года появились новости о том, что пара готовится к свадьбе: на безымянном пальце Кати появилось кольцо Tiffany & Co., а в подписи к фото она сообщила о предстоящем торжестве. В интервью Евгений признался, что хотел сделать предложение в Японии, но пандемия нарушила планы. Он также с иронией добавил, что, возможно, устроит свадьбу в духе фильма «Горько!». Несмотря на публичные намёки, на момент 2024 года пара официально не зарегистрировала отношения. Тем не менее, союз Баженова и Трофимовой продолжает вызывать интерес публики и медиа.
Текущая деятельность
К 2024 году Евгений Баженов продолжает оставаться одной из самых заметных фигур на российской видеоблогерской сцене. Несмотря на возросшие ограничения и снижение доступности привычных платформ, он по-прежнему выпускает критические обзоры, сохраняя остроту суждений, высокий уровень монтажа и аналитический подход к содержанию.
Одним из самых обсуждаемых роликов 2024 года стал выпуск, посвящённый фильму «Вызов» — первому художественному проекту, частично снятому на МКС. Однако основная критика блогера была направлена не столько на художественные аспекты картины (в которых он, как всегда, отметил шаблонный сценарий и слабую актёрскую игру), сколько на агрессивную и масштабную PR-кампанию, сопровождавшую релиз. По мнению Баженова, за внешней патриотической риторикой и эффектными заголовками скрывалась слабая кинематографическая основа. Обзор был подкреплён разбором других «космических» фильмов — как отечественных, так и западных, что позволило разместить «Вызов» в более широком культурном контексте.
В числе более лёгких выпусков, опубликованных в том же году, оказался обзор на российский вариант «Сумерек» — подростковую ленту «Самая большая луна». Краткое, но ёмкое видео стало своеобразным реверансом в сторону давних поклонников канала, соскучившихся по саркастическим рецензиям на жанровое кино.
В декабре 2024 года Баженов заявил о своём решении покинуть социальную сеть «ВКонтакте». В своём ролике он пояснил, что платформа не предоставляет независимым видеоблогерам — особенно тем, кто начинал на YouTube — необходимых инструментов для полноценного развития. Он отметил, что несмотря на официальную поддержку видеоконтента, VK не даёт сравнимого охвата, монетизации и аудитории. При этом, по его словам, всё чаще именно от таких платформ ожидают замены ушедшему YouTube.
Блогер подчеркнул, что это решение не означает окончания его деятельности. Напротив, он выразил намерение продолжать выпускать контент, но с упором на новые или альтернативные площадки. Это заявление прозвучало как манифест творческой независимости и стремления к сохранению свободы высказываний, несмотря на меняющийся медиаландшафт.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.