Евгений Самойлов — биография
Этот актер играл героических, романтических и немного идеализированных героев, но все они полюбились зрителю и принесли ему невероятную славу. Вначале своего творческого пути Евгений Самойлов не признавал кинематограф, считая его чем-то несерьезным и далеким от искусства. По его мнению, настоящее служение Мельпомене было исключительно на театральных подмостках. Но после съемок в роли легендарного Щорса, он в корне изменил свое мнение о кино, и на протяжении всей жизни с удовольствием выходил на съемочную площадку. Свою последнюю роль великий артист сыграл в девяносто лет.
Невероятный успех и любовь зрителей пришли к актеру Евгению Самойлову вместе с выходом на экраны ленты «Щорс», где он сыграл главного героя.
Детство и юность
Родился Евгений Самойлов 16 апреля 1912 года в Петербурге, в обычной семье, каких было тысячи в царской России. Отец Валериан Самойлов трудился на Путиловском заводе, и был единственным кормильцем в семье. Мама занималась домашним хозяйством и сыном. 9 января 1905 года на Путиловском заводе началась забастовка, отец Евгения тоже был в колонне рабочих. Возглавлял шествие Георгий Гапон, и когда по ним открыли огонь, то многие рабочие погибли, а Валериана Самойлова спасло чудо.
В годы Великой Отечественной войны его родители оказались в ленинградской блокаде, там и погибли. Местом захоронения отца стала Братская могила рабочих Путиловского завода.
В памяти артиста навсегда остался их дом, расположенный на Московско-Нарвской заставе. Буквально сразу за ним раскинулся шикарный парк, где маленький Женя часто гулял с мамой , а потом и с друзьями. Они с мамой часто бывали в Русском музее, ему очень нравилось все, что он видел.
В это время у мальчика появилась мечта – стать известным художником. У него были для этого все данные, по литературе и рисованию он получал высокие балы, а вот с точными науками не дружил вообще.
Именно отец познакомил Евгения с миром искусства. Они часто читали вместе по вечерам, бывали на спектаклях в Александринском театре. В старших классах Самойлов начал заниматься в частном училище актерского мастерства, основателем которого стал Николай Ходотов, известный артист.
Евгений попал туда чисто случайно. Друг попросил поддержать его на экзаменах, и Самойлов согласился. Он очень удивился, когда узнал, что его тоже приняли. Теперь он стал постоянным посетителем «Александринки», и ему все больше нравилось выходить на сцену. В 1930 году Евгений Самойлов окончил Ленинградский художественный политехникум, и был принят на службу в Ленинградский театр актерского мастерства, которым руководил Леонид Вивьен. Спустя четыре года Евгений сменил место службы и пополнил труппу Театра им. Мейерхольда. Его взяли, хоть он и провалил прослушивание.
Самойлова сразу задействовали в классическом репертуаре, он перевоплощался исключительно в ключевых персонажей. В это время он получил приглашение от кинорежиссеров, и решил попробовать свои силы на съемочной площадке.
Фильмы
Кинематографическая биография Евгения Самойлова началась с лирической картины «Случайная встреча», где он сыграл вместе с Галиной Пашковой. Работа на съемочной площадке артиста не впечатлила, и ближайшие два года он наотрез отказывался от съемок, предпочитая им работу в театре. Вновь оказаться на съемочной площадке Самойлову довелось с легкой руки режиссера Александра Довженко. В то время он подыскивал артистов для новой ленты «Щорс», которую заказал сам Сталин. Режиссер побывал во многих театрах, не обошел своим вниманием и Мейерхольда, где как раз репетировали спектакль «Как закалялась сталь».
Евгений абсолютно не походил на Щорса, не владел украинским языком, не ездил верхом, но Довженко почему-то решил, что это именно тот актер, которого он искал. Самойлов согласился на участие в этой картине, и был поражен самоотверженностью актерского состава и мастерством режиссера. Потом он сказал, что благодаря Довженко он познал всю силу кинематографа, и влюбился в него навсегда.
Вскоре театр Меейрхольда, в котором служил Самойлов, закрыли, по причине пропаганды чуждых советскому человеку представлений об искусстве. Спустя некоторое время на экраны вышла картина «Щорс», Евгений за свою работу удостоился Сталинской премии. Теперь у артиста не было обязательств перед театром, и он смог полностью окунуться в мир кино. До войны он побывал на съемочной площадке пяти фильмов, среди которых был и «Сердца четырех». Ленту посчитали легкомысленной, и выпустили в прокат после победы.
В 1940-м Евгений Самойлов поступил на службу в Театр Революции, переименованный впоследствии в театр им.Маяковского. На его сцену он выходил вплоть до 1967-го, и за долгие годы службы артист был задействован во многих постановках классического и современного репертуара. Среди его героев были исторические личности – Гамлет, Ясон, герои революции и войны – Серго Орджоникидзе, Олег Кошевой, Константин Рокоссовский.
Параллельно с театральными подмостками Самойлов продолжает плодотворное сотрудничество с кинематографом. В картине «В шесть часов вечера после войны» он примерил на себя образ артиллериста Кудряшова, и в свои тридцать четыре года снова получил Сталинскую премию. Режиссером картины был Иван Пырьев, который наряду с историческими событиями сумел передать дух того времени, стремление народа к победе, веру в то, что вскоре наступит долгожданный мир.
С 1940 по 1960 год карьера Евгения Самойлова стремительно взлетает вверх. За двадцать лет он успел сняться в двадцати семи картинах. Его снимают известные режиссеры – Эраст Гарин, Иван Пырьев, Владимир Басов, Абрам Роом. Самыми выдающимися работами артиста того периода стали ленты «Герои Шипки», где он примерил генеральскую форму Скобелева, «Олеко Дундич», в котором Самойлов стал полковником Бобровым, «Живые и мертвые», где ему досталась роль командира батальона.
В 1967-м в их театре произошла смена руководства, и Самойлов покинул труппу. На тот момент ему исполнилось пятьдесят пять лет. В следующем году он уже выходил на сцену московского Малого театра. Артист продолжает активно сниматься, и в это время выходит еще одна картина, ставшая знаковой в отечественном кинематографе – «Они сражались за Родину», режиссера Сергея Бондарчука. В этой ленте Самойлов сыграл полковника Марченко.
На суд зрителей лента попала в 1975-м, и после этого на протяжении девяти лет Самойлов не снимался. Зрители снова смогли увидеть любимого артиста только в 1984-м, когда режиссер Юрий Соломин пригласил его на съемки картины «Берег его жизни». В основу ленты легла история жизни известного путешественника Миклухо-Маклая, а Самойлов стал Петром Семеновым-Тянь-Шаньским.
В последние два десятка лет своей жизни Евгений продолжает сниматься, но уже гораздо реже. За это время на экраны вышло пять фильмов с его участием. Последней его работой была лента «Спас под березами», где он появился в одном из эпизодов. Самойлов не отказался от съемок, хотя на тот момент был глубоким стариком – ему шел 91-й год.
Личная жизнь
Евгений Самойлов женился в 1932 году на Зинаиде Левиной, которая в то время училась на инженерном факультете в Ленинградском электромеханическом институте. Стаж их супружеской жизни насчитывает долгих шестьдесят два года. Самойлов овдовел в 1994-м, когда похоронил свою любимую.
В семье родились двое детей. В 1934-м они стали родителями дочери Татьяны, которая продолжила дело отца. Татьяне Самойловой удалось сделать головокружительную карьеру – картины с ее участием пользовались громким успехом, она получила награду Каннского фестиваля и была приглашена на съемки в Голливуд.
В 1945-м семья пополнилась еще одним человеком, у Самойловых родился сын Алеша. Молодой человек тоже стал артистом, но до славы родной сестры так и не дотянул. Он служил в Малом театре, и не проявлял к сестре родственных чувств.
Во всех своих интервью Евгений Самойлов говорил, что его личная жизнь сложилась счастливо, ему повезло встретить женщину, которая понимала и поддерживала его в любых ситуациях.
Смерть
Актер Евгений Самойлов продолжал служить в театре до самой своей смерти. Он ушел из жизни 17 февраля 2006-го, в девяносто три года. Причиной смерти стала продолжительная болезнь.
Местом последнего упокоения известного актера выбрали Ваганьковское кладбище.
Избранная фильмография
- 1936 — Случайная встреча
- 1939 — Щорс
- 1940 — Светлый путь
- 1942 — Неуловимый Ян
- 1943 — Давид-Бек
- 1946 — Синегория
- 1947 — Мальчик с окраины
- 1951 — Тарас Шевченко
- 1954 — Герои Шипки
- 1955 — Крушение эмирата
- 1956 — Триста лет тому…
- 1960 — Бессонная ночь
- 1970 — Крушение империи
- 1971 — Звезды не гаснут
- 1984 — Берег его жизни
- 1990 — Война на западном направлении
- 1991 — Осада Венеции
- 2003 — Спас под берёзами