Франческо Петрарка — биография
Франческо Петрарка – знаменитый итальянский поэт, ставший основателем раннего гуманизма. Учителем Петрарки был Варлаам Калабрийский, литератор-монах. Петрарку называют культовым поэтом Средневековья, оказавшим большое влияние на итальянский Проторенессанс.
Детство и юность
Будущий поэт родился в Ареццо 20 июля 1304 года семье флорентийского юриста по имени Пьетро ди сер Паренцо. Когда флорентийцы решили выдворить из своего города тех, кто поддерживал партию «белых», Паренцо и Данте оказались в рядах изгнанников. Многие знали флорентийского юриста по его прозвищу – «Петракко». Возможно, что это прозвище и послужило производным словом для творческого псевдонима поэта.
Когда Франческо был маленьким, его отец никак не мог подобрать для своего семейства подходящее место жительства. Они часто переезжали из одного тосканского города в другой, и только когда сыну исполнилось девять лет, обосновались во французском Авиньоне. Через некоторое время мать будущего поэта избрала для себя новое место жительства – соседний городок Карпантра.
В Авиньоне Франческо посещал школу, где одним из предметов был латинский язык. Любознательный мальчик, которому нравились гуманитарные науки, уже тогда живо интересовался римской литературой. В 15 лет юноша, завершивший школьное образование, задумался о дальнейшем обучении. Отец советовал ему заняться юриспруденцией. Эта наука не привлекала Франческо, но противиться воле отца он не мог.
Юноша отправился учиться в Монпелье, затем стал студентом Болонского университета. Когда отец будущего поэта скончался, 22-летний молодой человек разом покончил с изучением права. Воля отца уже не довлела над ним, юноша стал свободным в выборе дальнейшего пути и занялся изучением творчества писателей-классиков. Несмотря на отличное знание юриспруденции, его отец не сумел заработать никакого состояния. В наследство своему сыну он оставил только одну поистине бесценную вещь – рукописные сочинения Вергилия.
Финансовое положение Петрарки было тяжелым, к тому же он всегда был большим приверженцем духовного просвещения. Оба этих обстоятельства стали вескими причинами для принятия выпускником университета священного сана. Франческо поселился в папском дворе Авиньона, где стал особенно близок с членами уважаемой в городе семьи Колонно. С одним из представителей авторитетной фамилии, Джакомо Колонно, итальянец познакомился еще в период студенчества.
Когда Франческо было 23 года, он впервые повстречался с Лаурой де Нов. Красота этой женщины оказала на Петрарку неизгладимое впечатление. Любовь к прекрасной Лауре вдохновила молодого человека на написание стихов, которые в течение многих веков считают непревзойденными шедеврами среди итальянских сонетов.
Поэтическое наследие Петрарки
Поэт стал популярным благодаря стихотворениям, написанным на итальянском языке. Большая часть этих произведений была посвящена даме его сердца – Лауре де Нов. Полное имя этой женщины так и осталось загадкой для современников и последующих поколений. Некоторые литературоведы вообще считают, что Лаура просто была одной из самых подходящих кандидатур на роль Музы итальянского поэта.
Петрарка дал своим современникам очень скупую информацию о возлюбленной. Он назвал ее имя – Лаура, написал, что впервые увидел красавицу 6 апреля 1327 года. Это случилось в церкви Санта-Кьяра. Ровно через 21 год после судьбоносной встречи женщина умерла. После ее кончины поэт не успокоился, воспевал свою любовь еще 10 лет.
Канцоны и сонеты, посвященные Лауре, был включены в особый сборник, известный под названием «II Canzoniere», либо «Rime Sparse». Книга, состоящая из двух частей, воспевает любовь поэта к прекрасной Лауре. Но кроме того, в сборник вошло несколько стихотворений политического и религиозного содержания. До начала XVII века сборник пережил более двухсот переизданий.
Сонеты, размещенные на страницах «Канцоньеры», всегда привлекали внимание поэтов и литературоведов разных стран. На эти произведения было написано бесчисленное количество рецензий. Литературоведы всех стран единогласно отмечали огромное значение «Канцоньеры» для развития мировой, итальянской поэзии.
Однако сам поэт относился к своим итальянским стихам несерьезно, считая их милыми безделушками, которые помогали ему восстанавливать душевное равновесие. Стихи он писал для себя, а они неожиданно для самого поэта помогли ему завоевать всю мировую общественность. Читателей всегда подкупала непосредственность, искренность канцонов, сонетов Петрарки. Эти произведения, сквозь которые проглядывает живая душа поэта-итальянца, оказали огромное влияние на его современников и последователей.
Большую известность приобрела поэма «Триумфы», также написанная на родном языке стихотворца. Здесь автор выражает собственную жизненную философию. Для этого он пользуется аллегориями, повествующими о бесконечности побед – любовь одерживает победу над человеком, однако ее саму побеждает целомудрие. Целомудрие погибает под напором смерти, но смерть пасует перед славой, которая, в свою очередь, погибает от времени. Но и само время когда-нибудь обязательно падет под напором вечности.
Поэзия Петрарки оказало неоспоримое влияние на музыку. В период Возрождения и позже его стихами активно пользовались композиторы многих народов. Так, Ференц Лист, находившийся под большим впечатлением от стихотворных произведений итальянца, создал собственное бессмертное произведение – «Сонеты Петрарки».
Произведения Петрарки на латинском языке
Сам Петрарка тяготел к серьезным произведениям, которые он создавал на латинском языке. Его перу принадлежит автобиографический труд «Epistola ad posteros», представляющий собой письменное послание к будущим поколениям. Здесь литератор делится с читателями историей своей жизни, рассказывает об ее главных событиях.
Еще один автобиографический труд, получивший название «De contempu mundi» («О презрении к миру»), представляет собой диалог с блаженным Августином. Книга повествует о внутреннем развитии поэта, автор выстраивает настоящий словесный поединок гуманиста с религиозным аскетом.
Петрарка писал и инвективы (перевод – обличительная речь), направленные против представителей разных сфер жизни – культуры, политики, религии. Инвектива, направленная против доктора, считавшего науку выше поэзии и риторики, получила широкую известность. Поэт никогда не принимал на веру убеждения, учения современников, рассматривал их с критической точки зрения. Он категорически не одобрял деятельность некоторых французских прелатов, выступал оппонентом аверроистов, приверженцев философского учения того времени, других спорных течений и направлений.
В его «Письмах без адреса» звучала бесстрашная критика развратных нравов Рима XIV века. Герои данной книги – выдуманные или реальные персонажи, к которым обращается автор. Поэт всегда причислял себя к глубоко верующим католикам, и на самом деле был таковым. Однако для него не существовало авторитетов, он открыто критиковал представителей высшего духовенства, если их поведение казалось ему неприемлемым, несовместимым с высоким саном.
Личная жизнь
Прекрасная Лаура стала любовью всей жизни этого человека. Поэт встретился с юной особой в Авиньоне, в течение трех лет наблюдал за ней. Смысл его жизни в тот период был на удивление прост – сделать все, чтобы видеть эту женщину, ловить на себе ее нечаянные взгляды. Как и все глубоко верующие католички, дама его сердца регулярно посещала церковь. Святое место и стало для Петрарки настоящим «домом свиданий». В 1330 году священник перебрался на новое место жительства, поселился в Ломбе. Однако неразделенная любовь к Лауре не давала ему покоя, через семь лет он смог приобрести имение в Воклюзе.
Так у него снова появилась возможность жить недалеко от своей возлюбленной. Петрарка, католический священник, не имел права на брак. Но он был самым обычным человеком, испытывающим и любовь, и страсть. Поэт вовсе не был противником плотских утех, для вдохновения ему нужны были нежные ласки и объятия. Современники утверждали, что у этого священника было несколько женщин, родивших от Петрарки двух детей.
Что касается Лауры, биографы предполагают – эта женщина имела мужа, была верна ему, родила от супруга 11 детей. Знала ли она о любовном томлении Петрарки – большой вопрос. Есть три версии о причине смерти Лауры. Первая — она скончалась от чумы, буйствовавшей в Авиньоне в 1348 году, вторая версия – дама, обессиленная бесконечными родами, умерла от физического и морального истощения. Третьей причиной ее ранней смерти исследователи называют очень распространенный в то время туберкулез.
Именно недосягаемость возлюбленной сделало ее такой желанной в глазах Петрарки. Невозможность добиться взаимности часто делает объект страсти особенно привлекательным, овеянным романтикой. Поэты считают, что любовь итальянца была такой долгой и глубокой из-за недоступности Лауры, невозможности быть с ней.
Причина смерти
Только одного дня не хватило поэту, чтобы отпраздновать 70-летие. Он скончался в 1374 году в деревушке Арква за своим любимым делом, литературным трудом.
Петрарка, писавший биографию Цезаря, скончался, по-видимому, от сердечного приступа.
Произведения
- «Canzoniere» («Книга песен»)
- «Trionfi» («Триумфы»)
- «De contemptu mundi»
- «De remediis utriusque fortunae»
- «De vita solitaria»
- «De otio religioso»
- «De vera sapientia»
- «Contra medicum quendam invectivarum»
- «Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»
- «Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum»
- «De sui ipsius et multorum ignorantia»
- «De rebus memorandis»
- «De Viris Illustribus»
- «Itinerarium ad sepulcrum Domini»
- «Epistolae de rebus familiaribus et variae»
- «Epistolae seniles»
- «Epistola ad posteros»
- «Sine nomine»
- «Variae»
- «Epistole metricae»
- «Itinerarium Syriacum»
- «Bucolicum carmen»
- De gestis Cesaris
- Contra quendam magni status hominem
- Collatio laureationis
- «Psalmi penitentiales»
- Collatio coram Johanne rege
- Collatio inter Scipionem, Alexandrum, Hannibalem
- Arringhe
- Orationes
- Testamentum
- Franchecko