Фрида Кало осталась в истории как знаменитая мексиканская художница, чаще всего писавшая автопортреты.
Фрида Кало. Это имя ассоциируется с невероятной силой духа и стремления жить. Она была яркой и спорной, откровенной и несчастной, имевшей все и одновременно ничего. Вместо нее говорят ее картины, полные жизни и стремления достичь высоких целей вопреки всему, особенно физическому недугу. Внешне она была маленькой и хрупкой, но в ней таилась невероятная внутренняя сила, которая помогла справиться со всеми невзгодами. Ее биография – это любовь и ненависть, дружба и предательство, творческие взлеты и болезненные падения.
Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в пригороде Мехико, поселении Койоакан. Ее полное имя звучит как Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон, она дочь фотографа Гильермо Кало и Матильды Кальдерон. Мама придерживалась католической веры, была очень строгой, ее побаивались не только дети, но и муж.
В шестилетнем возрасте Фрида перенесла полиомиелит, после чего правая нога девочки стала тоньше на несколько сантиметров, по сравнению с левой. Сверстники постоянно издевались над малышкой, прозвали ее «деревянной ногой». Однако она не раскисала, а скорее, наоборот, с годами становилась все сильнее духом. Преодолевая боль, Фрида натягивала на больную ногу две пары чулок, и бежала к мальчишкам играть в футбол. Помимо этого, она ходила в бассейн и в секцию бокса. Повзрослев, стала носить длинную юбку, иногда предпочитала мужской костюм, и таким образом скрывала свой физический изъян.
В детстве девочка мечтала стать доктором. В 15 лет она начала обучение в Национальной подготовительной школе «Препаратория», где на протяжении двух лет изучала медицинское дело. Она стала одной из тридцати пяти девушек, которые учились вместе с несколькими тысячами парней.
Самым трагическим днем биографии Фриды стало 17 сентября 1925 года. Она ехала домой в автобусе, который попал в аварию – его протаранил трамвай. Через живот девушки прошли металлические прутья, прорвали матку и вышли в паху. Кроме этого у нее был сломан позвоночник в трех местах и одиннадцать переломов на больной ноге.
Фрида не приходила в сознание на протяжении трех недель. Врачи говорили, что после таких травм не выживают, никто не надеялся на благоприятный исход. И только отец верил, что чудо произойдет, он находился рядом с дочерью все это время. Мама не появилась в госпитале ни разу. Тело Фриды было заковано в гипсовый корсет, но отец радовался, когда слышал, что она дышит, и не терял надежды.
Светила медицины на этот раз ошиблись. Девушка пришла в себя. Вернувшись в прямом смысле с того света, Фрида поняла, что ей очень хочется рисовать. Отец занялся изготовлением специального подрамника, благодаря которому можно было работать лежа. Над балдахином ее кровати он установил огромное зеркало, в котором отражалась сама девушка и пространство вокруг нее.
Спустя год Кало показала отцу свою первую работу – набросок карандашом, который она назвала «Авария». Картина содержала подробности катастрофы, практически сломавшей жизнь молодой девушке. Только спустя 4 года, в 1929-м, Фрида смогла продолжить обучение. Она стала студенткой Национального института Мексики. За год до этого, в 1928-м, девушка вступила в коммунистическую партию. Магдалена целыми днями просиживала в художественной студии у мольберта, а вечером переодевалась в экзотические платья, маскировавшие ее увечья, и ходила на вечеринки.
Она появлялась на публике с неизменной сигаретой и бокалом вина, выглядела изящно и утонченно, никто даже не догадывался о ее физическом недостатке. Фрида отпускала непристойные шуточки, и гости просто умирали от смеха. Этот отрезок ее жизни полон контрастов. Внешне импульсивная и жизнерадостная девушка писала картины, в которых сквозила тоска и безысходность. Сама Кало сказала, что ее шикарная одежда и вычурные фразы были отличным прикрытием искалеченной души, которая прорывалась наружу только в ее полотнах.
В основном Фрида писала автопортреты, которых за весь период ее творчества набралось семь десятков. Все полотна имели одну общую особенность – сросшаяся у переносицы бровь и никакого намека даже на слабую улыбку. Фигура художницы всегда была скрыта, вместо нее Фрида изображала национальную символику, в которой разбиралась очень хорошо. Примеры таких работ – «Автопортрет в образе Техуаны» и «Автопортрет на границе между Мексикой и США».
Ее работы содержат не только собственные страдания, но и горе чужих людей. В 1939 году одна из поклонниц Фриды попросила ее написать портрет актрисы Дороти Хейл, которая покончила жизнь самоубийством, чтобы таким образом почтить память девушки. Кало создала шедевр под названием «Самоубийство Дороти Хейл», который шокировал заказчицу. Вместо того, чтобы создать красивый портрет, Фрида нанесла на холст момент смерти девушки – падение и мертвое тело в луже крови.
Отдельного внимания заслуживает полотно «Две Фриды», написанное художницей во время разрыва с супругом. Она представила свое «я» в двух образах – мексиканская Кало, предмет обожания Диего Риверы и европейская Фрида, которую он всегда отвергал. Ее очень мучил разрыв с мужем, и эта боль выражена кровоточащей артерией, протянутой между сердцами двух женщин.
Мировая слава настигла художницу в 1938-м, тогда в Нью-Йорке прошла первая выставка ее полотен. В это время здоровье художницы начало сильно ухудшаться, и это было очень заметно по ее следующим работам. С каждым новым пребыванием на операционном столе, картины становились все более мрачными. Примером таких работ стали «Маска смерти» и «Думая о смерти». Период восстановления после операций ознаменовался полотнами, в которых прослеживаются библейские истории – «Моисей, или Ядро творения», «Сломанная колонна».
В 1953-м состоялась еще одна выставка ее полотен, в родной Мексике, но художница самостоятельно уже не передвигалась. За день до начала работы экспозиции все картины развесили по местам, а для Фриды установили шикарно оформленную кровать. Она лежала на ней и казалась неотъемлемой частью собственных картин. Буквально за неделю до ухода в мир иной, Кало закончила работу над натюрмортом «Да здравствует жизнь», в котором выразила свое отношение к смерти.
Полотна Фриды Кало оставили заметный след в современной живописи. В Чикаго состоялась выставка работ современных художников, которые питали вдохновение от полотен Фриды и пытались ей подражать. Эта экспозиция посвящалась влиянию Кало на мир современной живописи, и получила название «Свободные: современное искусство после Фриды Кало».
Своего будущего мужа – мексиканского художника Диего Риверу, Фрида встретила в студенческие годы. Вторая встреча состоялась в 1929-м, а уже в следующем году они стали мужем и женой. На тот момент Фриде было 22, ее супругу 43. Их в шутку называли слоном и голубкой, потому что Диего был высокого роста и достаточно крупного телосложения в сравнении с хрупкой Фридой. Диего получил прозвище «принц-жаба», он не был красавцем, но это не мешало ему покорить множество женских сердец.
Они прожили пять лет, словно на пороховой бочке. Были ссоры, выяснения отношений, но Диего понял, что Фриду ему не сломить, она имела такой же сильный характер, как у него. Супруги расстались, но отдельно жить друг от друга не смогли. Спустя год семья воссоединилась. Диего продолжал изменять, Фрида – терзаться из-за этих измен. У нее появилось стремление отомстить, и художница тоже позволила себе пуститься во все тяжкие. В ее постели побывали не только мужчины, но и женщины.
В 1937-м она воспылала страстью ко Льву Троцкому, которого ласкательно звала «козлик», так как у него были седые волосы и борода. Кало и Ривера состояли в коммунистической партии и оказали милость российскому революционеру – пустили жить в свой дом. Роман Фриды и Льва вызвал громкий скандал, революционер быстро ретировался из их дома. Говорили, что у Фриды были романтические отношения с поэтом революции – Владимиром Маяковским.
Личная жизнь художницы носит некий налет тайны. В любовниках Фриды ходили не только мужчины, но и певица Чавела Варгас. Сплетни поползли после того, как была обнародована фотография, где Кало в мужском костюме страстно обнимается с артисткой. Диего изменял супруге в открытую, но ему очень не нравились ее отношения на стороне. Хотя увлечения женщинами он всерьез не воспринимал.
Семейную жизнь двух художников никак нельзя причислить к примерам для подражания, но Фрида всегда хотела родить ребенка. Однако полученные в юности травмы так и не дали ей этого шанса. Художница сделала много попыток забеременеть, три раза ей это удалось, но каждый раз случался выкидыш. После того, как она в очередной раз потеряла малыша, на картинах Кало появились дети. К сожалению, они были мертвыми, так Фрида хотела примириться с тем, что никогда не станет матерью.
Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года, ровно через неделю после своего 47-летия. Смерть наступила вследствие воспаления легких. Местом прощания с известной художницей послужил Дворец изящных искусств. На церемонии присутствовало много художников, писателей и других творческих людей. Дань уважения великой художнице пришел отдать экс-президент Мексики Ласаро Карденас. Тело Фриды Кало кремировали, урну с прахом художницы установили в доме-музее ее имени, где она и хранится по настоящее время. Перед самым уходом художница написала в своем дневнике, что она очень надеется, что уходит насовсем, и больше не вернется.
В 2002-м на экраны вышла автобиографическая лента «Фрида», голливудского режиссера Джулии Тэймор. Ее основой стала биография художницы, ее жизнь и преждевременный уход. Роль главной героини картины досталась актрисе Сальме Хайек.
Память о Фриде Кало увековечена и книгами, авторами которых были Жан-Мари Гюстав Ле Клезио, Хейден Эррера, Андреа Кеттенманн.