Галина Уланова — биография
Галина Уланова – яркая звезда советского балета, народная артистка Советского Союза, обладатель многочисленных госпремий и международных наград, талантливый педагог.
Детство
Родилась будущая звезда балета в Санкт-Петербурге в 1910 году. Любовь к балету малышка впитала с молоком матери. И это не удивительно, ведь и мама, и папа девочки были причастными к балету, так как работали в Мариинском театре. Глава семейства, Сергей Николаевич, был балетным режиссером. Мама, Мария Федоровна, давала в театре уроки хореографии. Послереволюционные годы заставляли родителей девочки много трудиться. А так как оставить малышку было не с кем, приходилось ее часто брать с собой. Девочка с ранних лет влюбилась в театр. Она всегда, когда ее родители приводили на свою работу, спешила снять уличную обувь и поскорее надеть пуанты, чтобы, воображая по-детски, выйти с танцем к зрителям.
Видя подвижность девочки, родители в 9-летнем возрасте отдали Галину в хореографическое училище. Мама очень переживала, чтобы малышку без проблем приняли, и чтобы учеба ей была интересной. Но Галина разочаровала родителей – заниматься там ей совсем не хотелось. Поэтому она постоянно упрашивала маму забрать ее поскорее с училища. О чем мечтала совсем еще юная будущая звезда? Точно сказать трудно. Но известно, что в ранние свои годы девочка обожала носить матроску и мечтала бороздить таинственные морские просторы.
Нелегкими были годы пребывания Галины в интернате. В тот период девочка замкнулась в себе. Ее угнетали холодные залы, тяжелый труд, к которому приучали учениц, и обмороки девочек-ровесниц, которые в интернате были привычным явлением.
Первый шаг к успеху девочка сделала в 1922 году, сама того не подозревая. Тогда она вместе со Славой Захаровым станцевала неплохо мазурку в «Пахите». Зрители, глядя на совсем юных неопытных танцоров, аплодировали им, но никто тогда и подумать не мог, что девочка с годами превратится в великую приму балета, а мальчик обретет славу известного балетмейстера.
В 1928 году девочка все-таки окончила хореографическое училище. Результатами выпускного спектакля девушка всех порадовала, поэтому ее без раздумий приняли в Театр балета и оперетты Ленинграда (позднее заведение переименовали в Театр имени Кирова). Дебютное выступление юной балерины произошло в родном для нее Мариинском театре. Талант в артистке тогда разглядели многие зрители.
Как «Бахчисарайский фонтан» помог проложить Галине Улановой путь к славе?
Жизнь Северной столицы спектакль «Бахчисарайский фонтан», в котором снова продемонстрировала свой талант Уланова, заметно оживил. Премьера была настолько яркой и бурно обсуждаемой, что ею заинтересовались в столице. Там впервые и обратили пристальное внимание на Уланову.
Знакомство с вождем
Впервые Сталин увидел будущую звезду балета в «Эсмеральде». Тогда юная балерина исполняла роль Дианы. Согласно сценарию спектакля, Галина должна была целиться из лука прямо в сторону ложи, где располагался вождь. Галина, перед тем, как отразить это действо, на мгновение замерла – она ведь прекрасно понимала, что за это НКВД могло обвинить ее в покушении на Сталина. Но, к счастью, все обошлось. Вождь был потрясен выступлением и даже пригласил к себе в Кремль на прием всю труппу.
В Кремле был банкет, после которого юную 25-летнюю Уланову пригласили в кинозал и усадили прямо рядом с вождем. Позднее журналисты у Улановой интересовались, не боялась ли она такого соседства. Балерина ответила, что тревоги не было, а была некоторая неловкость из-за высокого статуса Иосифа Виссарионовича, который сидел рядом.
Вождь высоко ценил талант балерины. Поэтому ей четырежды присуждали Сталинскую премию. Но звания, а также громкие титулы не смогли заставить артистку подчинить свое творчество политическому строю. Хотя известно, что именно Кремль сделал ее советской идеологической иконой.
Личная жизнь
В 1940 году на премьере ожидаемого многими спектакля «Ромео и Джульетта» снова отличилась Уланова. Играла она тогда, разумеется, роль главной героини. Роль Ромео тогда присудили Константину Сергееву. Долго репетируя и вместе переживая сюжет, молодые люди влюбились. Чувства между девушкой и парнем вспыхнули очень серьезные. Константин трепетно относился к своей «Джульетте», поэтому всегда называл ее на «вы».
Но отношения не смогли сохраниться, так как балерину перевели в столицу. В результате дуэт распался.
Коррективы, которые внесла работа в Москве
Послевоенные годы были непростыми. Для девушки переезд в столицу стал ударом. Ведь она должна была не только забыть о любимом для нее театре, но и расстаться с любимым сердцу человеком.
Родственников в Москве у Галины не было, поэтому проживать приходилась будущей звезде балета в гостиницах. Улановой в столице жилось неплохо, ведь ее баловали вниманием, хорошим отношением, наградами и званиями. Галина понимала, что в Москве с нее хотят сделать «столбовую дворянку».
Это ее настораживало, но смущало даже не это, а то, что власть хотела связать ее любовь к балету с политикой. Как-то секретарь парткома Большого Театра попросил начинающую звезду поблагодарить руководство государства от имени артистов за содействие в вопросах творчества. Галина категорически отказалась, напомнив о том, что она занимается балетом, а не политикой.
Новые отношения
О личной жизни балерина не любила ничего рассказывать. Известно только, что все мужья Улановой были солидными людьми. Первый брак артистки был заключен рано. Мужем тогда ее был Исаак Меликовский. Второй брак тоже долго не смог просуществовать. Позднее Галина призналась, что ее болью были не разрушенные браки, а отсутствие детей. В своей бездетности балерина винила родителей, которые убеждали звезду балета сделать ставку не на детей, а на карьеру.
Пресса много говорила об отношениях Галины и Юрия Завадского, который был старше балерины на 16 лет. Он, как и предыдущие мужчины Галины, влюбился без ума в звезду балета. Его чувства были настолько яркими и сильными, что он предложил балерине скрепить отношения штампом в паспорте. В конечном итоге, этот брак тоже закончился разводом. Но Юрий и Галина смогли сохранить теплые дружеские отношения после своего расставания.
Самые яркие чувства
Вспышкой и ярким лучом света, который озарил серые балетные будни Улановой, стал режиссер Иван Берсенев. Этот мужчина подарил Улановой два ярких года совместной жизни. Любил режиссер двух женщин – Уланову и законную супругу. Именно они вдвоем и оплакивали гроб с телом Ивана Берсенева, который умер в сравнительно молодом возрасте.
Позднее сердце Галины очаровал Вадим Рындин. Он, как и предыдущие мужчины Улановой, очень полюбил балерину. Но была у Вадима слабость к алкоголю, смириться с которой Уланова так и не смогла.
Однажды балерину, возраст которой приближался к пенсионному, журналисты спросили, жалеет ли она о чем-то в своей личной жизни. Балерина ответила, что мечтала иметь крепкую семью, единственного мужчину на всю жизнь, которому отдала бы всю себя. Также балерина призналась, что совсем не умеет готовить, но мечтает этот недочет исправить после окончания карьеры.
Последний спектакль
Последнее выступление Улановой состоялось в 1960 году. Тогда Галина танцевала «Шопениану». После этого Галина на сцене не появлялась. Но из театра она не ушла. Она после этого еще много лет трудилась в театре в качестве уважаемого педагога-репетитора. Благодаря ее стараниям, театр узнал о таких талантливых ученицах примы балета, как Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Катерина Максимова.
Памятник при жизни
Уланова была уникальным по силе своего таланта человеком. Осознавая это, Президент комиссии танца ЮНЕСКО Бенгдт Хеггер принял решение открыть в Стокгольме монумент Галине. Интересно то, что памятник советской балерине был установлен еще при ее жизни. Такой случай был на Западе первым в истории.
На открытии памятника балерина присутствовала. Но по причине излишней скромности, она постоянно прятала лицо в пышный меховой воротник, повторяя себе, что памятник возвели не ей, а великой силе балетного искусства.
Встреча с Агафоновой
В 70-летнем возрасте Улановой посчастливилось познакомиться с журналисткой Агафоновой. Она была младше примы балета на целых 20 лет. У женщин завязалась дружба. Уланова позволила Агафоновой стать ее секретарем. После этого они съехались и стали жить вместе, что породило множество сплетен. Татьяна помогала Галине во всех бытовых вопросах, но дружбу оборвала внезапная смерть Агафоновой. Ее Уланова очень тяжело переживала. Для нее потеря Агафоновой была подобна потере единственного ребенка, которого она очень любила.
Одиночество и смерть
После смерти Агафоновой, Галина около 12 месяцев провела в больнице. После того, как ее здоровье нормализовалось, она стала привыкать к одиночеству. Все чаще в доме великой примы балета стали появляться ее старые друзья. После долгих лет молчания в 1995 году балерина заговорила о собственной биографии.
Слушавшие жизненные рассказы люди поражались ее искренности и чистоте души. В 1997 году Галина совершила последнюю в своей биографии поездку в родной Санкт-Петербург. Путешествуя по городу и знакомясь с его преобразованием, она решила заехать на кладбище, где были похоронены ее родители. С грустью осматривая могилы близких сердцу людей, она мечтала быть похороненной рядом с ними. Но этому желанию сбыться не удалось.
Скончалась талантливая прима советского балета в 1998 году. Галине было полных 88 лет. Похоронили артистку на Новодевичьем московском кладбище. За пару лет до своей кончины великая балерина полностью сожгла дневники, в которых она описывала в красках все перипетии своей судьбы и тонкости личной жизни. Сделала это Галина для того, чтобы после смерти не быть объектом бурного обсуждения. В 2004 году квартиру, в которой жила Уланова, сделали домом-музеем талантливой балерины.